Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Где захоронен Сырым батыр?

Имя Сырым батыра дорого каждому казаху. Человек большого мужества и гордости, борец за независимость казахского народа, он до сих пор в доброй памяти поколений. В истории он остался первым казахом, старшиной крупного рода (байбакты), который почти четырнадцать лет (1783-1797) воевал за интересы простых казахов с регулярной русской армией, ураль-скими казаками, султанами — ставленниками Российской империи.

Его вооруженное сопротивление первоклассной русской армии времен императрицы Екатерины II широко освещено в истории, и мы не будем подробно останавливаться на этом. Нас интересует история его жизни, которая обрывается в 1802 году.

После избрания в 1797 году султана Айчувака ханом Младшего жуза Сырым батыр отходит от политической жизни. Оторванный от своего рода, потерявший поддержку среди родовой знати поколения Алимулы, которая спокойно приняла назначение нового хана, Сырым батыр в конце XVIII века, преследуемый султанами во главе с Каратаем, ушел в пределы Хивинского ханства. О его дальнейшей судьбе никаких письменных сведений не сохранилось. Народные предания гласят, что Сырым батыр был отравлен в Хиве в результате происков султанов (ЦГИА КазССР, ф. 544, д. № 227, л. 6 об; Вяткин М. П. Батыр Сырым. Учебное издание. Алматы, 2002). Единственное документальное свидетельство о смерти Сырым батыра содержит записка русского офицера Я. Гавердовского, который записал в 1803 году со слов аксакалов — казахов рода Шекти и некоторых других подродов поколения Алимулы на землях северо-восточнее Аральского моря. Являясь руководителем русской торгово-политической миссии в Бухару ко двору эмира Хайдара, он вместе со своими людьми попал в плен к казахам, кочевавшим на территории современной Кызылординской области. Несмотря на это, сумел собрать оригинальные этнографические и географические материалы о Казахстане. Так вот. Описывая асы, которые казахи совершали по своим умершим сородичам в годовщину их смерти, Гавердовский пишет: «Для объяснения, сколь далеко могут простираться сии убытки, предложим в пример тризну, данную в память Сырым батыру, скончавшему жизнь свою за несколько месяцев до вступления нашего в степь» (Гавердовский Я.П. Обозрение киргиз-кайсацкой степи. ч.II. Архив Ленинградского отделения института истории России. №34329. л. 95). Караван Гавердовского выступил в степь в феврале 1803 года; значит, вероятнее всего, что Сырым батыр погиб в 1802 году.

Теперь к вопросу о месте его захоронения. Вот уже много лет идет дискуссия, где же все-таки находятся останки великого батыра. Несомненно одно: он погиб на территории Бескалы (так казахи испокон веков называют территорию южного Приаралья, куда входили населенные пункты Куня-Ургенч, Ходжейли, Кунград, Чимбай, Хива). Широко известен менталитет казахского народа, его бережное отношение к своей культуре, особенно к устному народному творчеству, которое от поколения к поколению свято передается через века. Примером может служить идентификация могилы и последующее строительство в 2007 году в Жиренкопе мавзолея легендарного каракыпчака Кобыланды батыра (XV в.). Особенно бережно хранили память о Сырым батыре казахи, проживающие в Каракалпакстане, Хорезме. Одним из наших информаторов был Калмахан Искахов (1908-1991). В 1990 году он проживал в городе Нукус, где автор навестил его дома. Восьмидесятилетний аксакал (признанный знаток родословной казахов — шежіреші) в многочасовой беседе поведал нам о неизвестной в литературе истории нашего батыра. Ему в свою очередь ценные сведения передал его учитель Аяп Темирбеков, родившийся в 1903 году в Карабутаке. В 1937 году тот был вынужден уйти в пределы Каракалпакстана. Так, по словам Калмахана Искахова, его наставник подвел тогда еще молодого парня к могиле Сырым батыра и показал место захоронения. В свое время Аяпу Темирбекову это место показали аксакалы, проживавшие здесь. Местность называлась (и сейчас так называется) Кожаколь, она расположена недалеко от Нукуса, на правобережье Амударьи. Независимо от Искахова аналогичные сведения передал нам и другой информатор Мухаммедин Маркабаев (родился в 1910 году в Каракалпакстане).

Вот что, в частности, поведал нам Калмахан Искахов.

«Около 30 тысяч русских казаков, их приспешников из числа врагов Сырым батыра держали под контролем территории, прилегающие к Яику. С оставшимися верными сарбазами Сырым был вынужден покинуть родную сторону и уйти в пределы Хивинского ханства. «Хивинский и бухарский ханы тоже мусульмане, должны помочь, а после мы еще поборемся в родных степях» — с такими думами батыр двигался на юг. Рядом с ним находились его 20 доверенных жигитов из родов Младшего жуза – алаша, байбакты, ысык, таз, есентемир, шеркеш. Еще раньше старики предупреждали его перед уходом в Хиву: «Сарту (узбеку) не верь, русскому не верь! Не ешь еду, приготовленную людьми хивинского хана, кушанье пусть готовят твои жигиты!». По дорогам древнего Великого Шелкового пути (устюртская часть), через спуск Каскажол Сырым со своими людьми прибыл в Хиву, где попросил помощи. Но хивинский хан уклонился от прямого ответа. Так и не дождавшись помощи, Сырым летом 1802 года, по совету стариков, которые побывали в некоторых казахских аулах в целях разведки, принимает решение направиться в родную сторону, опасаясь козней хивинского двора. Из Хивы Сырым со своими сторонниками двинулся к Гурлену, а дальше они внезапно переправились на правую сторону Амударьи возле местечка Кыпчак (с давних времен это место считалось удобным для переправы, а сегодня здесь действуют паром и мост). Пройдя возле Кыпчака, они по отрогам Каратауского нагорья начали приближаться к местности Бестобе. К этому времени у Сырым батыра внезапно ухудшилось здоровье, началось головокружение, подступила тошнота. Он понял, что отравлен людьми хивинского хана. Люди Сырыма были удивлены этим обстоятельством, так как они не ели и не пили с дастархана хивинцев, пищу готовили сами. «Смотрите, — молвил Сырым своим жигитам, указывая на стремена коня. — Они отравлены». Яд оказался таким сильным, что проник через обувь в организм батыра. Соскочив со своих коней, жигиты Сырыма уложили его на конскую попону. «Я отравлен. Так распорядилась судьба. Похороните меня здесь», — таковы были последние слова батыра. Выполняя последнюю волю Сырым батыра, жигиты похоронили его там же, на берегу озера Кожаколь, возле кладбища Кезек (Кезек — казахский батыр из рода Алим, погиб в битве с волжскими калмыками во времена Жалантос бахадура и хана Жангира, XVII в.), в десяти километрах от захоронения Адай Косай баба.

Похоронив своего предводителя, около двадцати жигитов начали держать совет. «Из-за нашей оплошности мы погубили Сырым батыра, и теперь с какими лицами мы предстанем перед сородичами, какими глазами мы посмотрим на них. Будь что будет. Мы останемся рядом со Сырым батыром» — к такому решению пришли его жигиты. Так двадцать жигитов Сырыма навсегда остались на чужой территории. Казахские роды таз, шеркеш, байбакты, есентемир, алаша, ысык, населяющие сейчас Каракалпакстан, являются их потомками». Таким образом, можно с увереностью констатировать, что могила Сырым батыра находится в 20 километрах от Нукуса, между Каратау и Бестобе, на берегу озера Кожаколь. Автор, в свое время посетив это место, обнаружил здесь небольшой каменный валун и дощечку с именем батыра, которую время от времени обновляли местные казахи. Дальнейшее исследование могилы должно поставить все точки над «і» в вопросе идентификации останков батыра. Надо провести анализ ДНК батыра и современных его родственников.

В связи с этим хочется обратить внимание читателей на статью «Сырым батырдың мазары табылды» («Найден мазар Сырым батыра»), опубликованную в газете «Ана тілі» (12-18 июля 2007 года). Краевед из Уральска Жайсан Акбай, на наш взгляд необоснованно категорично, утверждает о том, что могила Сырым батыра находится на территории Хорезмской области в Гурленском районе, у аула Майлы шенгель. Основываясь на рассказах местных жителей (узбеков), он «констатирует» факт, что к этому неизвестному захоронению с давних времен приходило много казахов, которые читали молитву по усопшему. На этом месте со временем был построен мавзолей. После якобы «проведения исследования» этого мавзолея, по особенностям строительства, куполу и др., уральские краеведы пришли к «верному» выводу, что здесь похоронен не кто иной, как Сырым батыр.

На этом месте действительно стоит здание — кирпичный мавзолей с двумя куполами почти современного вида. Это не доказательство истинного захоронения батыра. Тем более, что данное место здешнее население с давних времен отождествляло с именем Қайып ата. Также на фоне старинного кладбища как-то нелепо смотрится полусовременное здание-мавзолей. Справедливости ради отметим, что вышеупомянутая экспедиция провела «исследование» на Бестобе возле некрополя «Гіжік» («Кезек»), места где захоронен легендарный казахский батыр. Но в результате обследования тамошних трех мазаров (мавзолеев) она пришла к однозначному выводу: «Это не место захоронения батыра». Хочется отметить, что казахи Каракалпакстана, Хорезма никогда не произносят имя Кезек батыра туркменским и узбекским словом «Гіжік». Отсюда можно сделать вывод, что информаторами уральской этноархеологической экспедиции были местные туркмены или узбеки-сарты, а не истинные носители информации — казахи Бескалы. В наши дни казахов на этих территориях остается все меньше и меньше. Так что захоронение Сырым батыра находится без присмотра. Мавзолея и памятника нет, поэтому через некоторое время его могилу практически нельзя будет найти.

Сакен УТАЛИЕВ,

доцент Актюбинского университета

им. С. Баишева,

кандидат

исторических наук

Колонка "Взгляд"