Первый в Казахстане центр духовно-нравственного воспитания «Анаға тағзым», возведенный на средства бизнесменов, педагогов, врачей и простых горожан, уже признан уникальным проектом. В его экспозиционном зале актюбинцы и гости города узнают о подвигах таких великих женщин казахского народа, как Бопай Ханым, Алия Молдагулова, Нурсулу Тапалова, Роза Жаманова, Аккагаз Досжанова и многих других. Среди актюбинцев тоже немало достойных современниц. Их вклад в культуру, историю родного края, воспитание молодого поколения является ярким примером для подражания. Одной из героинь нашего времени является заслуженный деятель культуры, кавалер ордена «Құрмет», почетный гражданин Иргизского района Рысжан Ильясова.[divider]
Основа всей жизни
Родилась Рысжан апа в местечке Толыбай на территории нынешнего Айтекебийского района. Она выросла в просторной шестикрылой юрте на берегу степной речушки, и этот факт, по ее мнению, повлиял на всю дальнейшую судьбу.
— Юрта — это олицетворение казахской культуры и основа всей нашей жизни, — убеждена ветеран труда. – Она является выразителем нашей истории и традиций.
С пяти лет Рысжан, как все ее сверстницы, помогала старшим на полях колхоза. Трудовая деятельность началась в 1957 году в Иргизском районном отделе культуры.
Затем были годы работы в Актюбинском областном краеведческом музее, заочная учеба в КазГУ. В 1973 году ее попросили возглавить открывшийся в Тургайской (сейчас Костанайская) области музей. Через год она вернулась в Актобе, работала в городском отделе культуры, возглавляла областной музей, обком профсоюзов работников культуры. В 2007 году, отдав полвека самоотверженному труду, Рысжан Ильясова вышла на пенсию. Но свою деятельность не прекратила: она автор книг об истории нашего края, его известных людях. Благодаря кропотливой исследовательской работе и настойчивости Рысжан апа в истории области заняли достойное место имена наших знаменитых землячек Нурсулу Тапаловой, Розы Жамановой, Аккагаз Досжановой.
Именно в годы ее работы в областном краеведческом музее (80-90-е годы прошлого столетия) стало придаваться большое значение исследованию края и личностям, внесшим вклад в развитие области.
— В те годы учреждения культуры претерпели все трудности переходного периода — проблемы финансирования, низкую оплату труда работников и ее несвоевременную выплату, отток квалифицированных кадров в другие сферы деятельности и многое другое, — вспоминает Рысжан апа. — В то же время смена ценностей и ориентиров, разрушение прежних идеалов требовали разработки новой методологической концепции изучения отечественной истории и пересмотра основных направлений дальнейшего развития музейной деятельности.
В эти годы коллектив музея под руководством Рысжан Ильясовой развил кипучую творческую деятельность и превратился в некую лабораторию экспериментов и инноваций. Тогда и были заложены основы музейного маркетинга — введение платных услуг на интеллектуальную продукцию (экскурсии, мероприятия, театрализованные представления и др.), продажа сувениров, печатной продукции, организация выставок-продаж, благотворительных акций.
— Это была не коммерция, — твердо убеждена Рысжан апа. – Но проведенная работа позволила обеспечить полноценную деятельность музея, разработать новую научную концепцию экспозиций в свете новых требований, провести полную реэкспозицию залов, приобрести экспонаты, выезжать в экспедиции.
Если ранее основная функция музея в обществе была культурно-досуговой, то вновь созданная экспозиция укрепила ее научно-образовательную роль и использование информационного потенциала учреждения. Изучение отечественной истории стало актуальным направлением для многих учебных заведений области. Так были заложены основы музейной педагогики.
От царицы Томирис…
Ни у кого из нынешних и бывших сотрудников музея, известных историков края не возникает сомнений, что именно благодаря деятельности и энергии Рысжан Ильясовой музей не только выжил, но и поднялся на качественно новый уровень развития, стал образцовой моделью нового казахстанского музея.
Заслуженный деятель культуры, орденоносец, автор ряда книг об истории и известных людях края Рысжан апа и сейчас, как и на протяжении всей жизни, особое внимание в своих исследованиях уделяет истории жизни и роли женщины для казахского народа, великую роль матери, спутницы жизни, хранительницы домашнего очага и защитницы Родины.
— Открытие центра духовно-нравственного воспитания «Анаға тағзым» очень своевременно и актуально, — считает заслуженный деятель культуры. – В истории, становлении, духовной и просветительской жизни нашего государства важная роль принадлежит женщинам.
Они играли большую роль в жизни кочевых народов, с незапамятных времен населявших наши степи. Еще во времена саков-массагетов степь прославила своими подвигами воительница, царица Томирис. Она не только оказала вместе с сакскими амазонками сопротивление самому грозному врагу – персам, но и, одержав победу над их войском, в назидание своим врагам отправила им голову их знаменитого царя Кира в мешке, наполненном его же кровью.
Известно, что еще во времена Тюркского каганата степных хранительниц очага возвеличивали и оказывали им всяческие почести. Так, единственным наказанием за поругание или оскорбление женщины у тюрков являлась смерть. Кочевникам, уходившим в военные походы, приходилось оставлять все свое имущество и детей под защиту женщин. Все мужское население, способное держать в руках мечи, отправлялось на поля сражений. Поэтому женщины, которые были способны не только управляться с хозяйством, но и, если понадобится, встать на защиту своих детей и жилищ от воров и грабителей с мечом в руках, пользовались необычайным уважением у народа.
…до Бопай ханым, Алии и Досжан
Не случайно поэтому, как рассказывает Рысжан апа, входивший в юрту гость, будь то простой воин или хан, в первую очередь с уважением приветствовал самую старшую женщину, мать хозяина жилища. Авторитет женщин был настолько велик, что даже в самый разгар сражения брошенный ею между враждующими сторонами белый платок заставлял их тут же сложить оружие, покорно склонить головы и ждать ее решения.
— Со временем уважение степных народов к женщине не стало меньше, — утверждает эксперт Ильясова. – В более позднее время, когда казахи поделились на Старший, Средний и Младший жузы, мудрые, почитаемые в народе женщины стали родоначальницами многих казахских родов.
В своих исторических исследованиях мне удалось вернуть из забвения более 30 женщин, имена которых стали названием родов — жекей, балкия, каракатын и другие. К примеру, жена одного из сыновей знаменитого кипчака Сейткула, когда-то основавшего большое поселение на землях нынешней Костанайской области, была настолько мудра и сильна духом, что следующие поколения ее четырех сыновей образовались в отдельный род, названный ее именем. Мало кто из причисляющих себя к родам шерин, баян, шекер знают, что родоначальницами их были знаменитые своим острым умом мудрые женщины.
В XIX веке царская Россия отчетливо понимала, что только разрушив вековые традиции крепкой родовой связи казахов, можно добиться повиновения. Колониальная политика была направлена на раздробление народа и категорический запрет дальнейшего деления и возникновения новых родов.
Единственное, чего не в силах была сделать самодержавная власть, это стереть народную память. Потому казахи бережно сохранили не только свою культуру, обычаи, но и имена легендарных ханов, батыров и великих женщин.
Имена и подвиги женщин, прославивших нашу область и весь Казахстан, теперь будут навечно вписаны на мраморных досках зала материнской славы центра «Анаға тағзым».
Меняются времена, меняются нравы, обычаи, традиции, но нашему народу удалось сохранить самые главные традиции – уважение к своей истории, культуре, женщине, старшим. И эти традиции нужно обязательно сберечь, потому как еще наши предки знали, что только то государство имеет будущее, которое воспитывает молодое поколение на незыблемых традициях любви к близким, семье, окружающим, матери, Родине.
— Мы существуем до тех пор, пока наша память хранит историю нашего народа, государства, сохраняет как неизменную традицию уважения и почитания к женщине-матери. Это часть нашего генетического кода, наша основа, — уверена Рысжан апа. – Без этих ценностей, которые казахи сумели сохранить и пронести сквозь свою тысячелетнюю историю, мы давно бы исчезли с лица земли. Об этом надо помнить всегда.
Санат РАШ