Кандидат исторических наук, профессор Мадридского университета, КазНУ имени аль-Фараби Самат Утениязов утверждает: институт биев – это ум, честь, совесть, государственность и гордость казахского народа.
– Благодаря победе в Февральской революции на международной политической арене появилась организация под названием «Алаш орда». Костяк составила интеллигенция – светлые умы казахского народа. К великому сожалению, большевистская власть многих членов сослала в лагеря, кого-то приговорила к расстрелу.
Если смотреть в корень, то интеллигенция и стала преемником, законным продолжением института биев в Казахстане. Уже три столетия изучается этот феномен нашего народа, но до сих пор ему не дано полноценное объяснение. Мы живем в независимом государстве, у нас много академиков, профессоров, при этом еще остаются белые пятна в сфере гуманитарных наук, в том числе истории. Например, о жизни казахов в ХVІ-ХVІІІ веках. Возникают вопросы: каким образом выстраивалась демократичная система управления страной, в чем различия между Казахским ханством и институтом биев? – так начал свою речь Самат Утениязов на конференции в Актобе, посвященной 380-летию Айтеке би.
По его словам, особенность нашего народа в том, что на всей территории страны нет диалектов, как в других тюркских государствах. У нас единые обычаи и традиции. Девушки из одного региона могут свободно выходить замуж за парней из другой местности. Так происходит не во всех мусульманских государствах. Обычаи и быт ранних гуннов сохранились до сего времени. Например, юрта, колыбель и обряд шилдехана, искусство предсказывания с помощью кумалаков, многие блюда. У казахов очень богатый язык, мы можем гордиться также литературой, фольклором. И все это – наследие, доставшееся нам от могучего государства, существующего более трех столетий.
Спикер провел параллели между правлением ханов и компетенциями биев, подчеркнул, что первые не могли принимать решения без одобрения вторых. Ханов выбирали, их власть была ограниченной. Бии же представляли род – ру, в их владении были армия, финансы. И сегодня понятие «би» ассоциируется у каждого казаха с уважением, непререкаемым авторитетом. Конечно, правителями были ханы, но особое место в обществе занимали бии.
Выступающий привел пример. При Тауке хане был создан «Билер кеңесі» – совет из 80-100 биев со всей казахской земли.
Утениязов процитировал Шокана Уалиханова из «Записок о судебной реформе» (1864 год), глава «Суд биев в древней народной форме»: «Возведение в звание бия не обусловливалось у казахов каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти, только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание».
Дальше Уалиханов сравнивает биев с судьями: «Бии существуют в неопределенном числе, мировые же судьи полагаются по нескольку на каждый округ. Бии никем формально не избираются и никем не утверждаются. Значение их основано на частном авторитете, который приобретают они так же, как в Европе поэты, ученые и адвокаты.
Шекспир и Гете считаются всеми великими поэтами, но мнение о гениальности их основано не на декретах правительств и не на формальных выборах народа. Для выбора в мировые судьи существует определенный порядок и ценз. Бий тогда только судья, когда к нему обращаются тяжущиеся, обращаются же к нему, пока он пользуется хорошим renommée, только потеря авторитета лишает его бийского звания».
Спикер привел также исследования выдающегося востоковеда, академика Салыка Зиманова. В монографии «Общественный строй казахов первой половины XIX века» он писал: «В истории Казахстана бии и старшины всегда играли важную роль, поскольку именно в их руках находилась власть над кочевыми общинами». Процитировал Утениязов также выводы известного историка Дмитрия Самоквасова. Институт биев был интересен многим ученым, историкам, путешественникам: Паласу, Рычкову, Левшину, Броневскому. Российский академик Александр Леонтьев углубился в этимологию слова «би», доказав, что оно происходит от понятия «билеу» – «управлять». Обосновал это пословицей «Хан ақсұңқар болса, алтын тұғыры би болар».
– Почетное звание бия не было наследственным. Чтобы заслужить его, надо было обладать определенными качествами, – резюмировал Самат Утениязов.
В 1822 году царская империя ввела закон «Устав о сибирских киргизах». Должности биев стали выборными. Они выполняли роль посредников между населением и администрацией, помогая в сборе налогов, поддержании порядка и разрешении конфликтов. Несмотря на все усилия чиновников, суд биев смог устоять и продолжал справедливо, без взяток решать спорные вопросы среди казахов. Академик Зиманов собрал крылатые выражения того времени, вот одно из них: «Жаңа биден билік сұрама, жаңа байығаннан қарыз сұрама».
Самат Утениязов, подводя итог сказанному, назвал имена великих биев XVIII века, избранных народом – Айтеке, Казыбек, Толе. В начале ХХ века прославились Бегалы, Тобанияз. Они и многие другие служили народу верой и правдой. Айтеке би говорил о себе: «Өмірім өзгенікі, өлім ғана өзімдікі».
– Отрадно, что жизнедеятельность биев находится в центре внимания историков, краеведов. Строятся памятники, пишутся книги, именем великих предков названы улицы, аулы, районы. В эти дни масштабные мероприятия проводятся в Актобе в честь 380-летия Айтеке би баба. Все это стало возможным в независимом Казахстане, без прошлого нет и будущего. Хотелось бы, чтобы об этом знало молодое поколение, — заключил ученый.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА