В мировой практике главным инструментом оценки качества высшего образования является независимая аккредитация. Комплексная объективная оценка деятельности вуза имеет важное значение в определении его состояния и потенциала при решении задач подготовки востребованного конкурентоспособного специалиста. В нашей республике одним из плодотворно работающих органов в этой области является
Независимое агентство аккредитации и рейтинга РК (НААР). Агентство получило международное признание и стало первым национальным аккредитационным органом, имеющим статус полного члена Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA).
Куанышбек ШУНКЕЕВ,
профессор АРГУ
имени К. Жубанова,
эксперт 1 категории НААР РК
Мне посчастливилось в качестве эксперта данной организации принять участие в процедурах аккредитации многих вузов республики. В вузах хорошо понимают значение аккредитации для повышения собственного статуса и перспектив. Во-первых, неаккредитованным образовательным программам (специальностям) не предоставляются образовательные гранты Министерства образования и науки (МОН) РК. Во-вторых, предстоит переход к новому порядку выдачи дипломов государственного образца, когда правом их получения наделяются лишь выпускники вузов, прошедших аккредитацию. В-третьих, неаккредитованным специальностям трудно быть академически мобильными и реализовать процесс двудипломного образования с зарубежными вузами. Следовательно, прохождение процедуры аккредитации является обязательным условием для вхождения в мировое образовательное пространство.
На сегодня 46 образовательных программ АРГУ, а это 65 процентов, прошли аккредитацию НААР. В будущем предстоит аккредитация остальных образовательных программ, а затем аккредитация специальностей зарубежными агентствами.
Опыт работы в составе экспертной групппы НААР, а также достаточно длительный вузовский стаж работы позволяют мне поделиться некоторыми соображениями по поводу состояния и перспектив развития отечественного высшего образования в целом и родном Актюбинском региональном государственном университете имени К.Жубанова, в частности.
Для того чтобы стать достойной системой образования XXI века, оно должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. В условиях глобализации образовательная деятельность становится важнейшим компонентом экономического развития общества.
Система высшего образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближайших и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.
Современный университет является уникальной образовательной, исследовательской структурой. Она представляет собой сообщество ученых и выполняет функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем. В международном плане процесс сближения идей, институциональных моделей и практики работы вузов, вероятно, будет углубляться.
Об этом свидетельствует получившая широкое распространение новая международная модель образования, в которой прослеживается склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования. Инструментами подобной интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и другое.
В этой связи настоятельной необходимостью становится активизация деятельности отечественных вузов по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Укрепление международных связей способствует развитию национальной системы образования, стимулирует наши вузы к достижению высоких стандартов образования, сопоставимых по качеству с высшим образованием передовых университетов мира.
Не зря еще в 2004 году, на 3-м съезде работников образования, Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивал важность приближения отечественной системы образования к международным стандартам: «Любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным в любой стране мира».
Для реализации этой задачи вся деятельность вуза должна быть направлена на улучшение параметров качества работы коллектива на основе концентрации усилий одаренных ученых-педагогов, студентов, магистрантов и докторантов. Важное значение имеет владение английским языком и частичное обучение в зарубежных вузах по программе международной академической мобильности. Положительный эффект может дать также внедрение программы двудипломного образования, когда наши студенты и магистранты могут получить два диплома, например, диплом отечественного и зарубежного вуза-партнера. Тем более что Болонская декларация предусматривает создание единого европейского образовательного пространства для расширения возможностей выпускников вузов при трудоустройстве.
Сегодня вузу важно формировать у своего выпускника не только профессиональную квалификацию, но и широкую компетентность, включающую в себя фундаментальную теоретическую подготовку и достаточные практические навыки. Именно это вкупе является основой его конкурентоспособности на отечественном и международном рынках труда. Таким образом, происходит качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства.
В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности — производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. В этой связи меняется роль вузовской науки и практики. В процессе подготовки будущих специалистов должны быть соединены в единый процесс учебная, научно-исследовательская, проектно-конструкторская форма деятельности и сформирован опыт освоения и создания новых типов деятельности.
Как известно, слабым местом нашей системы высшего образования является именно недостаточная практическая подготовка выпускников. Поэтому не случайно в госпрограмме развития образования поставлена задача модернизации государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО). Она призвана путем принятия комплекса мер устранить эти недостатки с использованием в том числе замечаний и пожеланий работодателей.
Говоря о потребности в кадрах, хотелось бы высказать следующее соображение. Зачастую в качестве показателя востребованности выпускников вуза рассматривают процент их трудоустройства. На мой взгляд, это узкий, вузовский подход.
Государственный подход должен быть сосредоточен на удовлетворении потребности в конкретных специалистах. Даже при максимальном трудоустройстве выпускников потребность может быть неудовлетворенной или удовлетворенной частично.
К примеру, в западном регионе очень высока востребованность в педагогических кадрах. Согласно заявке управления образования нашей области в 2016-17 учебном году по некоторым специальностям спрос на учителей превышает выпуск. Как и по всей республике, большая потребность в учителях, преподающих предметы естественно-математического цикла на английском языке.
При нехватке учителей выпускники непедагогических специальностей «естественные науки» и «гуманитарные науки» нашего университета остаются невостребованными. Положение усугубляется большой долей малокомплектных школ (МКШ) в структуре общеобразовательных школ области, да и республики в целом. Мы видим выход в объединении специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров. В первую очередь нужно объединить невостребованные и дублирующие университетские специальности с педагогическими специальностями, во-вторых, педагогические специальности объединить по профилю. Например, математика и физика и так далее. Последнее позволило бы обеспечить учителей МКШ работой на полную ставку.
В современных условиях востребованность педагогических кадров напрямую связана с уровнем их полиязычия. По существу, уровень владения выпускником английским языком становится одним из значимых критериев его конкурентоспособности.
Во-первых, согласно Стратегическому плану МОН РК на 2014-2018 годы с этого года во всех организациях дошкольного воспитания и обучения поэтапно будут внедрены элементы программы полиязычного образования с изучением казахского, русского и английского языков, а с 2019 года согласно ГОСО среднего образования естественно-научные дисциплины будут преподаваться на английском языке.
Во-вторых, повсеместно возрастает потребность в специалистах, владеющих английским языком, поскольку растет число предприятий с участием иностранных инвесторов. К примеру, только в нашей области действует более 300 таких предприятий. В-третьих, благодаря владению иностранным языком активизируется международная академическая мобильность студентов с ведущими зарубежными вузами и научными центрами. В-четвертых, актуализируется двудипломное образование на всех уровнях подготовки специалистов от бакалавриата до магистратуры. Обучающиеся при успешной реализации академической мобильности имеют возможность получить два диплома, например, диплом АРГУ имени К. Жубанова и нашего зарубежного вуза-партнера.
В последнее время в вузах республики активизировалась академическая мобильность студентов и преподавателей. За 3 года более 1,7 тысячи студентов и магистрантов прошли обучение в зарубежных вузах. Получает развитие и внутренняя академическая мобильность. Она развивается на основе межкафедральных связей. Такие договора имеют 72 вуза, что позволило охватить внутренней академической мобильностью более 1 100 студентов, 250 магистрантов, 16 докторантов и 360 преподавателей. Конечно, для более чем 40 тысяч вузовских преподавателей, 9,5 тысячи магистрантов и почти 500 тысяч студентов это совсем мало. К примеру, в европейских вузах академической мобильностью охвачены около 10 процентов от общего числа студентов.
Кстати, по данным МОН РК, в 41 вузе из 125 на педагогических, технических и естественно-научных специальностях внедряются программы полиязычного образования. В том числе в 15 вузах по 13 педагогическим специальностям обучаются более
1 200 человек. Получается, что программа полиязычного образования реализуется лишь в менее одной трети вузов республики, что существенно сдерживает темпы вхождения отечественных вузов в международное образовательное пространство.
Все это говорит о настоятельной необходимости неотложных действий по реализации данной программы. Они могут осуществляться в следующих направлениях: переподготовка преподавателей через курсы повышения квалификации, организация постоянно действующих курсов английского языка, материальное стимулирование преподавателей специальной кафедры, ведущих занятия по спецдисциплинам на английском языке, передача учебной дисциплины «профессионально-ориентированный иностранный язык» вновь организованной специальной кафедре, открытие полиязычных учебных групп по всем специальностям.
Главным индикатором успешности вуза выступает контингент обучающихся, через который можно оценить финансовое состояние и его устойчивость, качество профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы и другое.
На примере контингента обучающихся АРГУ имени К. Жубанова можно проследить некоторые характерные тенденции. Имеет место сокращение численности студентов. Так, если контингент обучающихся в вузах страны с 606,1 тысячи человек в 2013-2014 учебном году сократился до 489 460 человек в 2015-2016 учебном году (уменьшение на 116 640), то в за последние 8 лет количество студентов сократилось почти в 2 раза.
Во многих вузах количество студентов, обучающихся на основе образовательных грантов МОН РК, не дотягивает до республиканского показателя — 30 процентов. К примеру, в АРГУ он составляет всего лишь 25 процентов от общего контингента. В бакалавриате обучается 97,8 процента студентов, в магистратуре – 2,2 процента и в докторантуре – 0,01 процента! Получается, что в университете программа подготовки магистрантов и докторантов практически не реализована.
В условиях АРГУ эти нежелательные тенденции можно было бы предупредить за счет принятия следующих мер. Во-первых, увеличить прием на некоторые педагогические специальности. Так, в дошкольных организациях республики всего 60,7 процента педагогов имеют высшее образование. Проблемой является также комплектование дошкольных организаций педагогическими кадрами с профильным образованием. Только 34,8 процента педагогов дошкольных организаций имеют высшее и техническое профессиональное образование по специальности «дошкольное воспитание и обучение».
Поэтому необходимо открыть магистратуру почти по всем специальностям, в первую очередь, по педагогическим. Ведь согласно госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 годы в профильных классах – с 10 по 12 — должны работать учителя, имеющие степень магистра образования. Имеется возможность открыть докторантуру по 9 специальностям и открыть диссертационные советы по защите докторских диссертаций (PhD). В результате университет обеспечил бы себя высококвалифицированными молодыми кадрами и параллельно избежал бы нежелательные последствия естественного старения профессорско-преподавательского состава (ППС).
Полноценное качественное образование невозможно без научно-исследовательской деятельности как основы формирования у студентов гибкого и самостоятельного творческого мышления, навыков самообучения, мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию, развитию способностей воспринимать и самостоятельно создавать новые идеи и продукты.
Специалист должен не просто усваивать определенные знания, но и владеть методологией поиска нового и внедрять его в производство. Отсюда возникает определенное требование к вузам. В них должно активно развиваться научное направление, посредством которого студентам будет прививаться вкус к исследовательской работе. Широкое участие студентов в исследовательских проектах, выступления на научных конференциях и семинарах способствуют их становлению в качестве преподавателя-исследователя.
Такой путь профессионального роста прошли, например, мои молодые коллеги по научной лаборатории в нашем университете. К концу последнего курса у многих из них уже было более десятка статей и тезисов. Их исследовательская активность была продолжена в период учебы в аспирантуре, магистратуре, докторантуре и закономерно вылилась в защиту научных диссертаций. Сегодня они в составе научной группы работают над выполнением научных проектов по гранту МОН РК. Имеют публикации в авторитетных зарубежных изданиях, владеют английским языком, преподают естественно-научные дисциплины в родной альма-матер, в Назарбаев Интеллектуальной школе Актобе.
Под моим научным руководством защищены 10 диссертаций на соискание кандидата физико-математических наук и доктора филисофии (PhD) по специальностям «физика конденсированного состояния», «материаловедение» и «технологии новых материалов».
Участие студентов в научной работе стимулирует активность и самих преподавателей. Все это работает на интеграцию образования, науки и производства, а также позволяет проводить совместно с предприятиями прикладные исследования и активно внедрять инновации.
В целом, на мой взгляд, для улучшения научной деятельности вузов важно принятие следующих мер. Начать базовое финансирование науки по линии МОН РК, открыть Парк инновационных технологий и корректировать деятельность существующих научных центров и институтов вокруг технопарка, создать бюро патентования и сертификации, специального конструкторского бюро и специальных мастерских на базе технопарка, стимулировать научную деятельность ППС по индексу цитируемости Хирша (h-индекс) из базы международных данных Scopus и Thomson Reuters, обучать ученых менеджменту инновационных проектов и маркетингу инновационных продуктов.
Все это должно быть предпринято для реализации главной миссии современного отечественного вуза — подготовки востребованного высококонкурентоспособного специалиста — патриота своей страны.
Полностью поддерживаю слова автора статьи. Участие отечественного вуза в независимой аккредитации республиканского и международного уровней ставит его в позицию конкурентноспособности и востребованности. Профессор Шункеев К.Ш. представил читателям газеты объективный и широкий взгляд на будущее нашего университета — как с внутренней стороны, «кухни», так и в сравнении с вузами Казахстана, будучи членом комиссии по аккредитации.