Начиная с 1965 года в Актюбинск из разных городов и регионов Советского Союза для работы в открывающемся здесь драмтеатре стали съезжаться актеры. Многим хотелось стоять у истоков, работать в новом коллективе, да и квартирный вопрос играл не последнюю роль. На такой волне и оказались в 1968 году в нашем городе Татьяна Здебская и Виктор Бриц, нашедшие здесь друг друга, а позже ставшие частью истории театра и города.
Начало
Татьяну Здебскую, актрису
Пермского театра, недавнюю выпускницу Ленинградского государственного института театра, музыки и кино, в Актюбинск уговорил приехать тогдашний директор театра и режиссер Владимир Тихонов. А Виктора Брица, актера Хабаровского театра, пригласил режиссер Евгений Скляров, увлек романтикой.
— Поехали, Виктор: новый театр! — соблазнял меня Евгений Иванович. А человек всегда стремится к чему-то интересному, вот я и согласился, — вспоминает актер.
В Актюбинском театре супруги и познакомились.
— А кто же первый влюбился? — задаю вопрос собеседникам.
— Я, наверное, — призналась Татьяна Ивановна. — Обратила внимание на Виктора в роли Петра в спектакле «Последние»: криво надетая рубаха, весь взлохмаченный, но такой органичный, свободный, живой! А он меня, как выяснилось, пытался «приручать»: положит руку на плечо, и ему все равно, что я ее сбрасываю.
— Ну, посмотрите на нее: как можно пройти мимо такой красоты? Поэтому однажды я взял Татьяну за руку, спросил, где ее вещи. Мы их перенесли ко мне — с той поры и живем.
Заслуженный артист № 1
Выросла Татьяна Здебская в Южно-Сахалинске, с раннего возраста играла в драмкружке и мечтала стать киноактрисой. В шестнадцать лет, перед отъездом в Москву, имела успех в самодеятельном спектакле «Якорная площадь», который ее окрылил и утвердил в выборе профессии. Попытка поступить во ВГИК не удалась, и на следующий год
(в 1962-м) девушка поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кино в класс к Татьяне Сойниковой (мастерская Бориса Зона).
— Советское время принято ругать: мол, зажимали. Да ничего подобного! В институте была полная свобода творчества, а потом и в Актюбинском театре: играй что хочешь! А вот играть как хочешь не проходило: требования были самые жесткие. Впрочем, халтурить я так и не научилась, может, поэтому долгие годы была ведущей актрисой театра.
Виктор Бриц — коренной ленин-градец. Еще в школьные годы окончил студию киноактера при «Ленфильме»; его педагогами были легендарный Иосиф Хейфиц и актеры Ленинградского академического театра имени Пушкина. Виктор Иванович снялся в эпизодических ролях в кинофильмах «Кортик», «Максим Перепелица», «Город зажигает огни», «Рядом с нами», «Не имей сто рублей», «Бессмертная песня». До приезда в наш город из Хабаровского театра работал в Мурманске, Ереване и Туле.
Уже многие годы коллеги Виктора Брица считают его визитной карточкой русской труппы, ее лицом, и это верно. Кроме актер-
ской деятельности, Виктор Иванович служил главным режиссером русской труппы, был председателем худсовета.
Татьяна Ивановна вспомнила, что документы на присвоение звания заслуженного артиста Виктору Ивановичу несколько лет лежали в Министерстве культуры:
— И это стало возможно после обретения нашей страной независимости. Когда в 1991 году эти бумаги попали к Нурсултану Назарбаеву, то он сразу подписал Указ. По алфавиту (в списке были три фамилии) Бриц шел первым, поэтому и наградное удостоверение у Виктора Ивановича номер 1.
Искусство вечно
Татьяна Здебская подтвердила слова коллег о том, что для привлечения молодежи в театре регулярно проводился отбор талантов, их обучали, а в спектакли вводили практически сразу:
— Вот так пришла в театр Людмила Шипкова, бессменно работающая по сегодняшний день, да и не одна она…
Виктор Иванович охотно поддержал тему:
— Знаете, многие мастера сцены специального образования, кроме обучения в школе-студии, не имели. Взять Кирилла Лаврова и Иннокентия Смоктуновского. Но кому в голову придет усомниться в мастерстве этих актеров?
О том, чем отличался театр советского времени от нынешнего, ветераны сцены говорят так:
— Были распространители билетов (на театральном сленге — борзовики): их зарплата зависела от количества проданных билетов. Естественно, эти агенты обращались на городские предприятия. Сейчас можно делать рекламу, но рекламы у театра нет. Нет достойного финансирования, нет приличной зарплаты у актеров. Даже единицы режиссера нет, только исполняющий обязанности. Благо, есть люди, которые жизни вне театра не представляют и будут служить искусству при любой зарплате и в любое время.
Вспомнили супруги один казус пятнадцатилетней давности.
Появился в Актобе делец, который пообещал власти сделать из театра коллектив мирового уровня. В первый же день собрал обе труппы и сказал, что актеры старше тридцати лет уволены.
— Остались три человека, — рассказывает Татьяна Ивановна.- Так прошли шесть месяцев, в казахстанской прессе появились разгромные статьи в адрес этого дельца, и его выгнали.
— А меня пригласили в облакимат, — вступает в разговор Виктор Иванович, — и попросили восстановить труппу. Я ездил по квартирам коллег с шикарным для того времени аргументом: выплатят зарплату за шесть месяцев. Труппа собралась, начали восстанавливать репертуар, вот так и до юбилея дожили… Театр вечен, какие бы обстоятельства ни складывались вокруг.