Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Глиняное счастье

Глина пела под руками мастера, отзываясь на малейшие движения ладони и пальцев. Бесформенный пласт на глазах превращался в изящный кувшин. Несколько штрихов инструментами — и готовое изделие, осторожно снятое с гончарного круга, выставляется на всеобщее обозрение.
Вернее, на обозрение студентов дизайнерского факультета университета имени К. Жубанова и многопрофильного колледжа при вузе. Это для них руководителем студии «Sheber ART» Болатом Атраубаевым был организован мастер-класс по керамике. Финансирование двухдневного мероприятия осуществлялось за счет «Фонда развития Центральной Азии», из Туркестана был специально приглашен известный мастер гончарного дела Абайхан Рысбаев.
— Изделия этого мастера известны не только в Казахстане, но и далеко за его пределами, — рассказывает Болат Атраубаев, пока студенты пытаются справиться с податливым и капризным материалом. — В нашей стране ремесленников такого высокого класса можно по пальцам пересчитать. И это замечательно, что Абайхан щедро делится с молодежью секретами своего мастерства.
По словам руководителя творческой студии, поколение современников теряет накопленный веками опыт рукотворной работы. Западный Казахстан средневековья славился изделиями из драгоценного металла, кожи, войлока и глины. Если сегодня не подумать о возрождении национальных традиций в области прикладного искусства, завтра, может быть, будет поздно.
Абайхан Рысбаев разработал учебно-методическое пособие по гончарному делу, в котором до тонкостей расписал каждый этап работы, иллюстрируя текст фотографиями. Даже дилетант, руководствуясь этим пособием, смог бы, казалось, создать свой шедевр, настолько там все ясно и понятно. И все же…
— Глина — очень нежный материал, имеющий свои особенности, которые необходимо учитывать, — наставлял мастер слушателей. — Первый шаг в работе — удержать сырье в центре вращающегося гончарного круга. Это непростое дело для начинающих, но только при этом условии изделие получится симметричным. Здесь нужны и сила рук, и нежность, и чувствительность.
Девушки-студентки, прикусив губу, стирая грязными от глины руками пот со лба, пыхтели над кругом, придавая глине форму конуса. Это было их первым нелегким шагом в мастерстве керамики. Кто знает, куда приведут их последующие шаги? А пока Болат Атраубаев выкупил для своей студии у  Абайхана Рысбаева его личный, сделанный по индивидуальному чертежу, гончарный круг.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Добавить комментарий

Колонка "Взгляд"