Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Глубинка: нужна вода

Байганинский район занимает второе место в регионе по площади, немного уступая Шалкарскому. По размерам он значительно больше таких известных стран, как Хорватия, Дания, Нидерланды, Бельгия. Чем живет глубинка и каковы ее перспективы, расскажет корреспондент «АВ».

 

Карауылкельды: 2010 vs 2021

Впервые автор этих строк побывал в Байганинском районе в 2010 году. Тогда это была традиционная командировка в рамках проекта «АВ» «Глубинка», в ходе которого журналисты рассказывали о жизни сельчан, их проблемах и перспективах. С тех пор прошло много времени и есть с чем сравнивать. Село Карауылкельды того времени — отсталый, малоразвитый населенный пункт. Кругом песок (в тот день как раз прошла песчаная буря — Прим. авт.), малое количество магазинов, да и те, что были, закрывались на двухчасовой обед. Кроме того, визуально сложно было найти хоть одно дерево — до того неозелененным выглядел местный пейзаж.
По центру села свободно прогуливался скот, а дороги лишь отдаленно напоминали таковые. Еще заметил, что строительная сфера была на нулевом уровне.
Неразвитым был и придорожный сервис. Хотя какой там сервис: автолюбители на пути в Атырау предпочитали нарезать лишние 500 километров через Уральск, лишь бы не проезжать через Карауылкельды.

Дороги жизни

Но самым существенным минусом были, конечно, разбитые дороги. Время в пути от Актобе до райцентра занимало несколько часов. Даже на конечный участок трассы Шубаркудык — Карауылкельды, сейчас преодолеваемый за 40 минут, тратилось более двух часов.
Сегодня ситуация в корне изменилась. Автодорога Актобе — Атырау, над строительством которой корпят несколько крупных подрядчиков, станет в скором времени основной магистралью, связывающей не только две области, но и смежные регионы Казахстана и России.
По словам акима района Кайрата Утарова, введение в строй этой, несомненно важной, дороги даст сильный толчок развитию местного бизнеса:
— Сейчас ведем переговоры с одной из крупных в регионе компаний придорожного сервиса под маркой «Маяк». Наша цель, чтобы они инвестировали в строительство кемпинга со всей инфраструктурой — гостиницей, столовой.
Кроме того, по информации, предоставленной акиматом района, выдаются земельные участки и для других предпринимателей, желающих открыть кемпинг-центры. Таким образом, уже на следующий год Карауылкельды должен превратиться в крупный центр отдыха для проезжающих.
Не забывают власти и про местные дороги. В этом году продолжилась традиция последних лет. Асфальтное покрытие укладывают сразу в нескольких направлениях. К примеру, обустраиваются дороги в селах Жаркамыс и Алтай батыр. По плану до 2025 года гости и жители этих населенных пунктов получат хорошие магистрали с трехлетней гарантией от подрядчика. Сейчас трассы строятся частями, так как объекты переходящие.
Аналогичные мероприятия проводятся и в районном центре. В данный момент заасфальтировано еще две улицы — Маметовой и Айжарык. К слову, основным застройщиком внутренних дорог является ТОО «Мерей и К».
— Нам осталось укрепить обочины и установить дорожные знаки, — говорит директор товарищества Муканбетжан Шаудиров. — Кроме того, за счет собственных средств я построил мост к местному кладбищу и обустроил подъезд к нему. Это для удобства местных жителей.
Главным преимуществом этого товарищества является не только то, что оно строит качественно и с гарантией, но и что асфальтно-смесительная установка находится в его собственности. Да и рабочая сила практически полностью состоит из местных жителей.

Строительство

Достаточно активно ведется строительство не только коммунальных объектов, но и частных домов, бизнес-зданий. Это видно невооруженным глазом. При въезде в райцентр сразу после железнодорожного переезда по обеим сторонам центральной улицы можно наблюдать массовую застройку. Уже возведены десятки домов разных размеров, еще столько же на стадии начала. Таким образом граждане самостоятельно улучшают жилищные условия, что свидетельствует об экономическом росте района. К слову, по информации, предоставленной местным отделом предпринимательства, завершение строительства рес-
публиканской автодороги должно стимулировать малый бизнес реализовывать самые широкие проекты — от открытия прачечных до оказания услуг в области питания. Кстати, сейчас с этим довольно сложно. Кафе и ресторанов в Карауылкельды раз-два и обчелся. А гостиниц, можно сказать, и нет. Точнее, есть одна, но проблемы у командированных граждан с оформлением документов и чеков возникают регулярно. Самые крупные объекты, такие как кемпинг-центры, дадут рабочие места для местных жителей.
Из коммунальных объектов можно отметить возведение современных физкультурно-оздоровительного комплекса и школы-гимназии. Добавим, что в здании ФОКа, помимо спортзалов, расположен бассейн. Первый и пока единственный во всем районе. Днем там бесплатно тренируются дети, а по вечерам, начиная с первого ноября, по абонементам занимаются взрослые.

[box type=»shadow» ]Грунт и полив — вот на что обратить внимание

Евгений ЛАЗАРЧУК, депутат областного маслихата, руководитель экодвижения «Актобе, дыши!»:
— В решении вопросов озеленения Байганинского района, известного засушливым климатом, необходимо внедрять системный подход. В первую очередь нужно изучать грунт. У нас этого никто не делает. Помимо выбора сорта и вида деревьев, необходимо четко соблюдать правила посадки, которые зачастую нарушаются. Полив должен быть локальным, а не водовозами. Если водовозами, то это должна быть маленькая территория, которую можно проконтролировать. При помощи системы полива деревья сразу преображаются, потому что получают достаточно влаги. Также немаловажным является сохранение влаги: мульчирование приствольного круга обеспечивает защиту от моментального высыхания. [/box]

Сажать и поливать

Смежными проблемами являются обеспечение населения чистой питьевой водой, водопой для скота и посадка зеленых насаждений. Основная сложность в том, что источники располагаются глубоко под землей. Речь может идти о более чем 100 метрах. Иной раз случается, что, согласно экспертизе, вода из пробуренных с трудом скважин оказывается непригодной для питья, отчего изыскательные работы затягиваются. Но выход местные власти все-таки нашли. На месте скважины устанавливают сменные блок-контейнеры или модули с фильтром для очистки воды.
Из-за отсутствия естественного водопоя скважины для скота бурят и крестьянские хозяйства. В частности, КХ «Эльбрус» пробурило несколько и установило моторы. С помощью тяги вода растекается по обе стороны специальных желобов. Кстати, бурение таких скважин субсидируется государством.
Что касается посадки деревьев, то в последние годы она ведется активно, и даже увеличилась приживаемость саженцев. Но на полное озеленение хотя бы райцентра требуются время и принятие системных решений.
Асхат КАЛЖАНОВ,
Байганинский район

Фото автора

Колонка "Взгляд"