Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Год перелома тренда

Несмотря на мировой финансовый кризис, с начала 2009 года на четверть повышены пенсии. Немаловажно и то, что государст­во активно занималось проблемами строительного сектора. Правительство приняло решение о завершении всех начатых проектов с подключением антикризисного госфинансирования в разных формах — это и помощь девелоперским компаниям, и выкуп квартир через арендное жилье, и разрешение ситуации с обманутыми дольщиками. В результате все существующие объекты достроены, проблемы дольщиков с «зависшим» жильем решены. Кабмин сосредоточился и на подготовке стратегии  посткризисного периода. Упор был сделан на индустриально-инновационном развитии секторов экономики. В течение 2009 года продолжался ввод новых производств, создавались тысячи новых рабочих мест. Программа форсированного индустриально-инновационного развития станет ключевой госпрограммой и основным ориентиром для всей экономики Казахстана на ближайшие пять лет. Созданы специальные экономические зоны, оперативно разработана Концепция развития казахстанского содержания на среднесрочный период. Исходя из всего этого большинство международных аналитиков прогнозируют улучшение перспектив роста экономики нашей республики.

Серьезным испытанием для мира стал глобальный финансово-экономический кризис. Его масштабы и последствия беспрецедентны, хотя человечество неоднократно переживало экономические спады, ставшие причиной крутых поворотов истории. …Нынешний кризис — это явление нового уровня. Он охватил экономику всего мира. Объем потерь мировой экономики в результате нынешнего глобального кризиса оценивается в 3,5 трлн. долларов. …Мировой финансово-экономический кризис повлиял на темпы роста экономики, но не остановил наше развитие. Накопленный экономический потен­циал обеспечил нам устойчивость в труднейших кризисных баталиях последних трех лет.

Нурсултан Назарбаев

Основные макроэкономические показатели:

— по предварительной оценке, реальный прирост ВВП по сравнению с 2008 годом составил 1,1%;

— объем производства в промышленности увеличился на 1,7%;

— прирост в горнодобывающей промышленности достиг 6,1%, за счет увеличения добычи природного газа на 7,4%, сырой нефти и газового конденсата — на 8,3%;

— в обрабатывающей промышленности снижение темпов производства замедлилось и составило 4,5%;

— прирост в сельском хозяйстве составил 13,8%, в том числе за счет роста в растениеводстве на 23,1%;

— в результате вливаний финансовых средств в рамках антикризисных мер в строительный сектор удалось замедлить темпы его снижения до 4,9%. За истекший год введено 6,4 млн. квадратных метров жилья;

— приток инвестиций в основной капитал вырос на 2,1%;

— инфляция к концу 2009 года составила 6,2%, что на 3,3% ниже, чем в 2008 году;

— за счет реализации «Дорожной карты» уровень безработицы с 6,6% снизился до 6,3%.

Социальная  сфера

По поручению Главы государства в прошлом году усилия Правительства были направлены прежде всего на предотвращение риска потери работы и социальную защиту безработных в условиях кризиса. Причем реализация «Дорожной карты» будет продолжена в 2010 году.

В соответствии с объявленной Президентом акцией «Заключите коллективный договор» продолжалась работа по расширению охвата предприятий и организаций системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга. На сегодня ею охвачено 47,4 тыс. предприятий, или 30,5%, из действующих предприятий.

С 2008 года проводится мониторинг меморандумов по социальной ответственности бизнеса в сфере социально-трудовых отношений. Заключено по состоянию на первое января 2010 года более 6,5 тыс. меморандумов по реализации социальных проектов на сумму более 26,7 млрд. тенге, 8 187 меморандумов о взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производст­венных процессов, социальной защиты, обеспечению трудовых прав и гарантий работников с численностью работников предприятий свыше 983,5 тыс. человек.

Продолжалась и работа по улучшению условий труда. За 2009 год количество пострадавших на производстве составило 2 102 человека, что меньше 2008 года на 14%.

С принятием Трудового кодекса РК введено понятие минимального стандарта оплаты труда (МСОТ) как одной из государственных гарантий в области оплаты труда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда. В настоящее время МСОТ введен в горно-металлургической, угольной, химической, машиностроительной, нефтегазовой и строительной отраслях.

Горнодобывающая промышленность и энергетика

В горнодобывающей промышленности индекс физического объема (ИФО) составил 106,1%. В 2009 году добыча нефти и газового конденсата составила 76,5 млн. тонн, увеличившись на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Производство бензина выросло на 3,9%, мазута — на 3,3%.

Разработан и утвержден Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов на 2009-2015 годы. Он предполагает рост переработки сырой нефти на 2,5 млн. тонн с улучшением структуры производства нефтепродуктов и их качества. Сумма инвестиций по этому плану — 4,3 млрд. долларов. Фактическая работа началась.

В 2009 году продолжены работы по реализации второго этапа Государственной программы освое­ния казахстанского сектора Каспийского моря. Ведутся поисково-разведочные работы на морских проектах: Курмангазы, Тюб-Караган, Аташ, Жамбай Южный — Южное Забурунье, Жемчужины.

Добыча газа в республике составила 36 млрд. кубометров (107,4% к 2008 году). Произведено 1 825 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа, в том числе поставлено на экспорт 1 325 тыс. тонн, на внутренний рынок — 500 тыс. тонн.

Продолжается реализация проектов строительства участка газопровода Казахстан — Китай, —  Бейнеу — Бозой — Акбулак. 12 декабря 2009 года состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию первой нитки первого участ­ка газопровода Казахстан — Китай с участием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

В Атырауской области начнется строительство интегрированного газохимического комплекса мирового уровня по производству базовой неф­техимической продукции мощностью 1,3 млн. тонн продукции в год, в том числе полиэтилена 800 тыс. тонн и полипропилена 500 тыс. тонн. Срок реализации проекта — 2009-2014 годы, стои­мость — 6,3 млрд. долларов.

Объем производства электроэнергии в 2009 году меньше 2008 года на 2%. Но при этом потребность населения, экономики в целом удовлетворялась в полном объеме.

17 сентября 2009 года включена вторая линия электропередачи «Север — Юг» Казахстана, благодаря чему энергодефицитные южные регионы Казахстана обеспечены более надежным энергоснабжением. Пропускная способность линии электропередачи увеличена с 630 МВт до
1 350 МВт.

Объем добычи урана в республике за 2009 год составил 167% относительно 2008 года. Успешно завершен вывоз крупной партии отработавшего ядерного топлива из Института ядерной физики НЯЦ РК в Российскую Федерацию. Вывоз 278 отработавших топливных сборок, содержащих большое количество радиоактивных продуктов деления, был осуществлен несколькими рейсами специального транспорта в период с декабря 2008 года по май 2009 года. Подготовка и реализация проекта выполнена совместными усилиями специалистов Казахстана, России, США и Международного агентства по атомной энергии.

Обрабатывающая промышленность

В обрабатывающей промышленности со второго квартала 2009 года наблюдалась положительная тенденция, и в результате достигнут показатель на уровне 95,5% (снижение на 4,5% вместо 8,3%).

Правительством было принято стратегическое решение о дополнительной поддержке обрабатывающей промышленности, согласно которому предполагается:

  • размещение средств Фонда стрессовых активов в банках второго уровня для рефинансирования займов предприятий обрабатывающего сектора;
  • кредитование лизинговых операций субъектов МСБ в обрабатывающей промышленности по приобретению нового оборудования через банки второго уровня и лизинговые компании;
  • кредитование инвестиционных проектов в машиностроении, энергетике, фармацевтике и других отраслях через Банк развития Казахстана.

Таким образом, на поддержку обрабатывающего сектора экономики предполагается в общей сложности направить 80,5 млрд. тенге, из которых 42 млрд. тенге — государственные средства и 38,5 млрд. тенге — средства из других источников. Благодаря этим мерам будет поддержано около 3 000 действующих рабочих мест и создано дополнительно около 3 500 новых.

Строительство

За 2009 год по всем источникам финансирования в жилищное строительство направлено 290,4 млрд. тенге. Процент ввода жилья к плану на 2009 год составил 103,2%. Количество введенных в эксплуатацию квартир составило 53 709, из них 23 412 единиц — индивидуальными застройщиками.

Государство в разгар кризиса было активно вовлечено в решение проблем строительного сектора. В четвертом квартале 2007 года, фактически в момент начала мирового финансового кризиса, в республике строилось 450 жилых комплексов.

Благодаря решениям Правительства и антикоррупционному финансированию, начиная с конца 2007 года и в течение 2008-го было завершено 195 объектов (21 668 дольщиков). В свою очередь, по итогам 11 месяцев 2009 года завершено 72 объекта (11 355 дольщиков). По 14 объектам (2 037 дольщиков) произведен частичный возврат средств дольщикам и перераспределение в другие объекты. В рамках защиты прав дольщиков и завершения строительства проблемных объектов из республиканского бюджета выделено 95 млрд. тенге. Также из Фонда стрессовых активов направлено 30 млрд. тенге на финансирование объектов с участием дольщиков. До 2012 года все объекты будут завершены, а значит, проблемы дольщиков окончательно сняты.

За 2009 год проложено 737 км линий элект­роснабжения, 284 км сетей теплоснабжения, 2 334 км сетей водоснабжения, 162 км сетей водоотведения, 409 км газопроводов. Построено 142,3 км подъездных дорог.

Транспорт  и коммуникации

В 2009 году на развитие автодорожной отрасли, включая «Дорожную карту», было выделено 199,5 млрд. тенге. В рамках реализации этой прог­раммы на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог местного значения, городов и населенных пунктов было выделено 52 млрд. тенге, что на 20% выше финансирования за период с 2001 по 2006 год, вместе взятых. За счет выделенных средств было отремонтировано 2 874 км автодорог и создано более 55 тыс. рабочих мест. За истекший год по местной сети охвачено ремонтными работами 4,9 тыс. км, что составляет 7% от общей сети автодорог. В истории автодорожной отрасли страны таких объемов и темпов ремонта автодорог, особенно в сельской местности, ранее не было.

Выполнены объемы работ по реконструкции участков автомобильных дорог Алматы — Астана — Петропавловск, Самара — Шымкент, Омск — Майкапшагай, Астрахань — Атырау — Актау — Туркменбаши, Астана — Костанай — Челябинск, Ташкент — Шымкент — Алматы — Хоргос, Таскескен — Бахты, а также капитальный, средний ремонт 1 231 км дорог.

Двадцатого ноября 2009 года с участием Главы государства состоялось открытие автобана Астана — Щучинск с шестиполосным движением (протяженность — 224 км, стоимость проекта — 114,4 млрд. тенге).

В автодорожной отрасли главным проектом является строительство транзитного автодорожного коридора Западная Европа — Западный Китай. На реконструкцию 1 644 км привлечены заемные средства пяти международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР, АБР, ИБР и японское агентство) на общую сумму 3,5 млрд. долларов. Соглашения с международными финансовыми институтами о выделении займов подписаны, подготовлена конкурсная документация. Ведется процедура по отбору участников реализации проекта.

Начата реализация первого этапа концессионных проектов «Астана — Караганда», «Алматы — Капшагай», «Алматы — Хоргос», строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) общей протяженностью 713 км.

В июле 2009 года введен в эксплуатацию локомотивосборочный завод в Астане совместно с американской компанией «Дженерал Электрик» и седьмого декабря 2009 года выпущен первый локомотив серии Evolution. Проектная мощность завода, которая будет достигнута в 2014 году, составляет 100 тепловозов в год.

С августа 2008 года на производственной базе АО «Байтерек А» в Атбасаре реализуется проект по производству современных электровозов. На заводе задействованы 1 700 рабочих, и при вводе завода во втором квартале 2010 года в эксплуатацию будет создано дополнительно 300 новых рабочих мест. Проектная мощность завода к 2015 году составит 50 электровозов в год.

Тридцатого сентября 2009 года с участием Главы государства начато строительство железнодорожной линии Узень — государственная граница с Туркменистаном. Протяженность участка — 146 км, стоимость строительства — 65 млрд. тенге.

Третьего августа 2009 года с участием Главы государства начато строительство железной дороги Коргас — Жетыген. Протяженность участка — 293,2 км, стоимость строительства — 165 млрд. тенге.

В сфере гражданской авиации в 2009 году открыто десять новых авиамаршрутов, приобретено четыре современных самолета. Парк воздушных судов составляет 27 единиц. В Актау и Актобе введены новые пассажирские терминалы. Ведется реконструкция аэродрома города Кызылорды с завершением в текущем году.

Проведена работа по развитию и укреплению взаимовыгодного сотрудничества между странами Европы и Азии в сфере транспорта (развитие железнодорожной станции Достык, проект реконструкции автомобильного коридора Западная Европа — Западный Китай, строительство железнодорожных линий Узень — граница Туркменистана, Бейнеу — Жезказган, Хоргос — Жетыген).

«Казахстанская правда»

Колонка "Взгляд"