Представить себе современный город без заторов автотранспорта на улицах очень трудно. Особенно ситуация обостряется в часы «пик». Насколько остра проблема автомобильных заторов в нашем городе? Какова дорожная обстановка? Справляются ли городские власти с задачей должной организации движения автотранспорта, которого на улицах областного центра меньше не становится, и что реально делается для этого?
Поездка журналиста «АВ» в роли рядового водителя легкового автомобиля по городским улицам должна была дать ответы на эти вопросы. И вот какой получился у нас Специальный репортаж…
Немного истории
Это сейчас нам кажется, что в городе машин всегда было много. На самом деле десять лет назад во всей Актюбинской области было всего около 50 тысяч автомобилей. Затем в течение короткого времени, за каких-то 2-3 года, их численность удвоилась. Дальше — больше. На тесных улицах города все чаще и чаще стали возникать пробки, став весьма неожиданным явлением. Первым шагом городских властей, вернее, службы госавтоинспекции, регулирующей движение автотранспорта, стало введение одностороннего движения на многих улицах. По тем временам это было единственно правильным решением, позволившим перенаправить транспортные потоки и упорядочить таким образом движение. Но так как количество автомашин в городе продолжало расти как снежный ком, то это оказалось лишь временным решением проблемы. Низкая пропускная способность актюбинских улиц и состояние городской дорожной инфраструктуры, включая места парковок автотранспорта, светофорные объекты, не позволяли навести необходимый порядок на улицах города.
Ударить автопробегом по дорогам
Но что такое «необходимый порядок на улицах города»? Для обычного водителя автомобиля это означает одно: чтобы он мог беспрепятственно и максимально быстро и удобно добраться до любого места.
А какие были проблемы с этим в совсем уж недалекие времена — года три-четыре назад — все мы помним. И хотя пробки все еще существуют, с тех пор многое изменилось. В Актобе из года в год идет масштабная реконструкция городских улиц, главная цель которой — увеличить пропускную способность дорог и если не исключить, то хотя бы снизить образование заторов транспорта.
На днях, обсуждая с коллегами тему пробок на городских улицах, мы неожиданно сошлись во мнении, что в Актобе ситуация сейчас совсем другая: она в целом изменилась к лучшему. Неожиданность же нашего вывода, видимо, объясняется тем, что ситуация не поменялась в один миг — работы по расширению городских улиц, строительство развязок в виде нового моста из старой части города в 11-й микрорайон идут постепенно, зачастую не один год, и поэтому свои результаты приносят тоже не сразу. Тогда и возникла идея: проехать одному из журналистов «АВ» на своей машине по улицам города и описать все перипетии поездки. Причем целью было не только убедиться в наличии или отсутствии пробок, мы также поставили задачу отметить недостатки в организации дорожного движения в городе и по возможности сделать предложения.
К хорошему привыкаешь быстро
Маршрут нашего движения был несколько запутан, но объяснялось это тем, что надо было охватить все «болевые» точки на автомобильной карте города. В поездке компанию мне составили фотокорреспондент газеты Максим Токарь и заведующий горотделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Руслан Торегали. Пригласив Руслана покататься с нами по городу, мы хотели в ходе поездки получить от него комментарии и, «не отходя от кассы», высказать свои замечания. Если таковые, конечно, найдутся.
Одно из пробкообразующих мест нашего города — отрезок дороги, ведущий от рынка «Табыс» до проспекта Санкибай батыра. По сути, это продолжение дороги республиканского значения, ведущей из Кобды. Движение здесь очень оживленное, а дорога двухполосная. Но это пока. Здесь вовсю идут большие работы по ее реконструкции, после которой, как пояснил Руслан Торегали, дорога станет шириной 14 метров, в четыре полосы. Это означает, что пробок здесь не будет.
Такие же работы идут по улице Баишева, от рынка «Табыс» до обл-ГАИ. Скоро и здесь откроется четырехполосное движение.
Далее мы собирались от облГАИ повернуть в сторону пр. Санкибай батыра, чтобы проехать перекресток А. Молдагуловой — пр. Санкибай батыра, о котором раньше приходилось слышать много критических слов. Этот перекресток попил много крови у городских властей. В этом году была проведена его масштабная реконструкция с демонтажом кольца, восстановлением светофорного регулирования движения и с устройством четырех правых поворотов. Плюс к этому по проекту дорога от проспекта Санкибай батыра до облГАИ расширилась до шести полос. Но проехали мы здесь, причем без проблем.
Руслан Торегали предложил сначала по Баишева проехать прямо в сторону микрорайона Батыс-2. Улица пока безымянная, в обиходе ее называют «внутренняя дорога в микрорайон Батыс». Ехать по ней пришлось впервые, поэтому открыл для себя много нового: не только новостройки Актобе, но и главное — незнакомый доселе выезд на проспект Санкибай батыра в районе клиники «Дару»! Это был настоящий сюрприз от Руслана Торегали. Оказалось, при необходимости перекресток Алии Молдагуловой — Санкибай батыра можно объехать.
Сколько нужно времени, чтобы попасть из микрорайона в старую часть города, например, к Центральному рынку? До недавнего времени я считал, что не менее получаса. Маршрут «Стадион — 11-й мкрн — новый мост — Кунаева — Гарнизонная — рынок» занял у меня ровно 13 минут. Правда, время было около 16 часов — не самое «пиковое», но тем не менее убедился в преимуществах нового моста от улицы Әз Наурыз до улицы Акимжанова. Благодаря ему я избежал необходимости ехать по набережной мимо «Меги» или делать крюк через Сельмаш.
Часто езжу по дороге на аэропорт в сторону Алги и знаю, каким проблемным был совсем недавно железнодорожный переезд в районе стадиона «Авиатор». Здесь создавались немыслимые пробки, а узкий переезд не давал возможности быстро пересечь пути. Теперь тут расширенный переезд с четырехполосным движением, новые дорожные знаки и в результате — довольно упорядоченное движение транспорта. Точно так, как рассказал Руслан Торегали, в городе реконструировали еще три железнодорожных переезда и нормализовали передвижение по ним, стабилизировав дорожно-транспортную ситуацию на подступах.
Как уже не раз сообщалось, намечается строительство двух мостов в районе Сельмаша, тем самым будет расширен действующий. Движение по ним будет в разных направлениях, а улица Арынова станет четырехполосной. Надо полагать, это существенно разгрузит движение в этом районе.
— Данный проект в настоящее время проходит согласование в Астане, получив его, мы приступим к работам, — сообщил Руслан Торегали.
Из района Гормолзавода наш маршрут пролег в сторону железнодорожного вокзала. Все мы помним времена привокзального «вавилонского столпотворения» машин. Сейчас, глядя на стройные ряды автомобилей на просторной парковочной площадке перед вокзалом, трудно даже представить себе пробки недавних лет, когда машины, забив все свободное пространство, часами не могли разъехаться. Пришлось быть свидетелем споров по этому поводу, и даже мордобоя. Теперь верится, все это — в прошлом. Вообще, надо признать, что решение проблемы пробок в районе вокзала город-ская власть может смело занести себе в актив.
Местом, где пробки неискоренимы, без сомнения, является территория близ Центрального рынка. В минувшие два-три года здесь тоже была проведена масштабная реконструкция. Вроде, и улицы здесь стали шире, но так же, как и раньше, по обеим сторонам улиц Уалиханова, Ахтанова припаркованы автомашины, сузившие дорогу до одной полосы, по которой и «ползет» весь транспорт.
Примерно такая же картина и у рынка «Шыгыс». Вспомним, как все мы критиковали местную власть за транспортный коллапс в этом районе! Действительно, раньше сюда невозможно было нормально подъехать и без проблем припарковаться. Ценой огромных затрат городские власти расширили дорогу и, главное, оборудовали автостоянку. И здесь та же картина, что и возле Центрального рынка — несмотря на наличие знаков, запрещающих стоянку, одну полосу на дороге безнаказанно занимают припаркованные машины, в том числе и такси. Кстати, по всей видимости, стоянку здесь уже надо расширять, поскольку мест для всех в выходные дни опять не хватает. А между тем на территории «Шыгыса» строится еще один крытый рынок. Возникает вопрос: не должны ли его владельцы, прежде чем увеличивать торговые площади, сами побеспокоиться о стоянке для своих будущих клиентов, чтобы не взваливать потом проблему парковки на местные власти?
Далее наша машина направилась по проспекту Нокина в сторону двух мостов — на Кирпичный и Жилянку. На первом объекте — перекрестке Нокина-Жанкожа батыра с выездом на мост — завершаются масштабные работы: оборудованы четыре правых поворота, пересмотрена работа светофорных объектов. Без сомнения, это улучшит ситуацию здесь. Но намного ли? Ранее властями города планировалось убрать тротуары на мосту и добавить дополнительную полосу, то есть сделать движение трехполосным. Как пояснил Руслан Торегали, расширения проезжей части моста не произойдет. Увы, обследование сооружения показало, что основание пешеходных полос не выдержит тяжести автотранспорта. Теперь речь идет о строительстве в этом месте нового объекта, как это сделали в районе мостов на Жилянку. Но это вопрос будущего.
Что касается двух мостов через Илек на Жилянку, то ситуация здесь относительно стабильная. В часы «пик» пробки, конечно, бывают, но они не идут ни в какое сравнение с теми, что были до строительства второго моста.
Одной цифрой
132 тысячи авто зарегистрировано по городу.
Есть предложения!
К светофору у парка им. А. Пушкина по ул. Шернияза мы приехали намеренно, чтобы показать Руслану Торегали порядок проезда автомашин. Здесь поворот налево, на улицу Некрасова, осуществляется по дополнительному сигналу светофора. Но всегда наблюдается такая картина: стрелка гаснет, левый ряд машин останавливается, хотя встречного транспорта здесь практически не бывает, и они могли бы ехать, а не создавать пробку и не отравлять воздух выхлопными газами. Есть два предложения. Первое: поскольку движение по Некрасова в направлении автовокзала осуществляется по двум полосам, разделить их сплошной линией и разрешить движение с Шернияза строго по левому ряду, а встречным машинам — по правому ряду. Второе: увеличить время дополнительного разрешающего сигнала светофора налево с учетом среднего количества машин на встречной полосе.
Руслан Торегали полностью согласился с нами и обещал довести наши предложения до службы, занимающейся организацией дорожного движения в городе.
Война заторам
Только за год число машин на городских дорогах Актобе увеличилось со 120 тысяч до 132 тысяч.
На сегодня протяженность уличной дорожной сети Актобе составляет 829 километров. Если не решить, то, по крайней мере, улучшить ситуацию с постоянными заторами должны строительство новых пешеходных переходов, ввод светофоров и расширение дорог.
По словам старшего госавтоинспектора УВД Актобе Еркина Утегена, в городе установлено 75 светофоров, имеется 405 пешеходных переходов и 4 500 дорожных знаков. На четырех перекрестках в ближайшее время поставят новые светофоры. Это перекрестки улицы Баишева и проспекта Алии Молдагуловой, Баишева и хобдинской трассы возле рынка «Табыс», пересечение улиц Некрасова и Ахтанова, Ахтанова и Уалиханова.
— В этом году построено девять правосторонних съездов. Всего их — 19. Для улучшения положения мы предложили построить надземный и подземный пешеходные переходы в районе ТРЦ «Мега Актобе», возле ресторана «Кара Алтын», на ДСК, в 5-м микрорайоне, на остановках «Стадион», «Сазда», «Нурдаулет», у рынка «Алтай» и на автовокзале «Сапар», — сообщил он.
— Полностью будет изменено движение в районе Малышка — улицы Мирзояна, Заводская, Ташкентская и т.д. У нас есть конкретные предложения, как распределить транспортные потоки. Реализация проекта зависит от финансирования, — заключил Еркин.
Кроме того, инспекторы предлагают установить большие табло обратного отсчета у светофоров на главных улицах. Водители издалека смогут видеть, сколько времени осталось для остановки или продолжения движения, и быстрее сориентируются. Но и эта задумка упирается в финансы.
Баян САРИЕВА
Глас народа
Водитель «скорой помощи» Болат Калдыгулов (на фото), которого мы встретили на улицах Актобе, поделился своим мнением относительно движения в городе:
— От пробок больше всего страдают спецмашины служб «скорой медицинской помощи», пожаротушения и ЧС — те, которые выезжают по вызову и должны как можно быстрее добраться до места. И это проблема. Например, есть две полосы движения. Некоторые водители едут по разделительной линии. Этим они вдвое снижают пропускную способность улицы. Или бесконтрольная парковка машин. А ведь стоят дорожные знаки, запрещающие в этом месте стоянку! Особенно возле базара. Почему полицейские не наводят порядок и не исполняют закон? Из-за таких водителей страдает все общество. Если им негде парковаться, значит, надо строить стоянки.
А еще водители часто не пропускают нас, но это отдельная тема.
Какие выводы хотелось бы сделать? Меры, предпринятые городскими властями в последние годы, – устройство правых поворотов, строительство моста, переездов, новых дорог, расширение большинства улиц города и другие — постепенно, но дают свои результаты. И, хотя машин становится все больше (город растет), борьба с пробками не останавливается. И что интересно: эффективные и позитивные изменения в городской дорожной инфраструктуре настолько быстро становятся привычными, что кажется, что так было всегда. Поистине, к хорошему привыкаешь быстро!
Мирал Джармухамбетов
Все фото Максима Токаря