Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Городище Жезды

жезды_reswm_1

В ходе экспедиции в Байганинском районе актюбинские археологи провели раскопки на территории средневекового городища Жезды (северные чинки плато Устюрт). О добытых материалах и проблемах в современной науке рассказал начальник  экспедиции, кандидат исторических наук Арман Бисембаев.

От древности до новой эры
Городище, расположенное в пустынно-скалистой зоне, представляет собой многослойный памятник от эпохи энеолита до нового времени (XVII- XIX веков).

Энеолит, время присваивающей экономики (охота, собирательство), оставил на территории Жезды кости животных, добытых древним человеком.
— Мимо древнего города пролегают миграционные пути сайгаков, а когда-то и куланов, — рассказывает Арман Ауганович. — Мы привезли целый мешок костей сайгаков, лисиц, зайцев, волков и, возможно, уже вымерших куланов и тарпанов. Это предмет особого интереса остеологов.
Историк сокрушается, что сайгаки, мигрирующие на Устюрте и уцелевшие от браконьеров, со временем обречены на вымирание из-за недавно проложенной железнодорожной ветки Бейнеу — Жезказган.
Второй исторический слой Жезды – эпоха бронзы, третий – ранний железный век (сако-сарматский период, VI-V в. до н. э.-I в. н. э.). Свидетельство каждого периода – находки.
Наиболее интенсивно кипела жизнь в Жезды в эпоху раннего средневековья, в так называемый огузский период. Возможно, это сенсация.
— Огузы – предки азербайджанцев, гагаузов, туркменов, турков и отчасти казахов, — продолжает рассказ историк. – Огузское государство подробно описал (в 922-924 годах) арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан проездом в Волжскую Булгарию (современный Татарстан): он хотел узнать о возможности дальнейшего распространения ислама. Ахмед ибн-Фадлан упоминает о таких элементах оседлой жизни у огузов, как письменность, торговые пути, управленческий аппарат. Не исключено, что араб проезжал именно через Жезды. Я не сторонник сенсаций, но именно государство огузов назову предтечей Казахского ханства, ведь Огузский каганат и его история – неотъемлемая часть истории Казахстана.
— Сенсационность, — считает Арман Бисембаев, — скорее, в том, что памятники оседлой культуры у нас связаны с монгольской культурой (период Золотой Орды), а здесь мы столкнулись с явлением оседлости на 300 лет раньше. Тем более что золотоордынские памятники построены административным путем (например, Сарай-Бату, ныне Царевское городище на территории Волгоградской области), а Жезды возник эволюционно, о чем и свидетельствует многослойность.

В начале ХI века огузов смяли кипчаки, выходцы из Центрального Казахстана и, скорее всего, использовали город как свою ставку. Последним периодом истории Жезды археолог называет XVII-первую половину XIX века:
— Вероятнее всего, город был укрепленным гарнизоном Хивинского и Кокандского ханств, о чем свидетельствует найденная узбекская керамика. Их правители в XIX веке после второго похода генерала Перов-ского приняли подданство Россий-ской империи. Кстати, свидетельства первого, неудачного похода мы находим у берегов Эмбы близ села Жаркемер Мугалжарского района.
Позднее середины  века возле стен Жезды сформировалось казахское кладбище, свидетельством чему являются тамги двух крупных родов — табын и адай.

Трудности времени  

жезды 2_reswm_1

Городище было открыто в первой половине ХХ века, и какое-то время на нем работал советский археолог Лев Галкин. В настоящее время куратором этого памятника истории является сотрудник института археологии имени Маргулана, доктор исторических наук Зейнолла Самашев. Именно он предоставил актюбинцам возможность работать на городище, что является безусловным взаимным доверием.
— Это совершенно новый для нас археологический опыт, — делится впечатлениями начальник экспедиции. – Особые трудности – бытовые. Летом здесь температурный столбик поднимается до плюс 57 градусов по Цельсию, и вести раскопки при такой погоде нереально. В сентябре мы взяли с собой около 700 литров воды, которых даже при максимальной экономии всего на две недели хватило. В окрестностях воды нет, а ближайший населенный пункт, поселок Дияр, расположен в 110 километрах. Памятник же настолько содержательный, что в самом интенсивном формате (по 2-3 месяца экспедиций в году) работы на нем – на 15-20 лет. И тут обозначается вторая трудность: проект высокобюджетный, что не по карману нашей науке и экономике в период кризиса.
Одной из серьезных трудностей сегодняшнего существования отдела археологии и этнографии областного историко-краеведческого музея является его слияние с музеем в 2012 году.
— Мы открылись при акиме области Елеусине Сагиндыкове как центр истории, этнографии и археологии в январе 2006 года, — сетует Арман Ауганович. – В его функции входила научно-исследовательская, пропагандистская, популяризаторская и воспитательная работа. В 2012 году в облакимат пришло вопросительно-рекомендательное письмо о возможности экономии бюджета и упразднении каких-либо структур. Но почему выбор пал именно на низкозатратное исследовательское подразделение со штатом в 11 единиц и годовым бюджетом в 14 миллионов тенге? Как это произошло,  непонятно, ведь наш годовой бюджет – это двухмесячная зарплата таких учреждений, как театр или филармония.
У музейного работника и археолога, по мнению Армана Бисембаева,  разные профессиональные задачи:
— Да и зачем нас интегрировали с музеем, у которого аварийное здание и центру в нем нет места? Да и как интегрировали: зарплата у водителя была 36 000 тенге, а стала 29 000!.. А ведь транспортное средство в экспедиции – единственный способ связи с цивилизацией, в разведке – первостепенное во всем. Если речь вести о профессионализме сотрудников ныне отдела археологии музея, то скажу, что все имеют высшее специальное образование и большой исследовательский опыт. Иллюстрации ради добавлю, что нынешний директор музея Мейрам Дуйсенгали – сотрудник бывшего центра, то есть археолог.
Кроме того, за семь лет работы центром выпущено порядка трех десятков книг, проведены несколько международных экспедиций, завязаны контакты с Германским институтом археологии, Уфимским институтом языка, истории и литературы, стала традиционной международная конференция «Кадырбаевские чтения». Может, есть логика в том, чтобы научно-исследовательское подразделение снова стало самостоятельным учреждением? Ведь работы – непочатый край, особенно с учетом уникального по всем параметрам Жезды…
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"