Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Городок нефтяников

Кандыагаш – самый крупный из райцентров и второй город в области после Актобе. На начало ноября статисты насчитали здесь порядка 36 000 жителей, по факту же, как считают в горакимате, более 40 000.



Бюджет Кандыагаша на 2024 год составил 450 млн тенге. На следующий год показатель должен увеличиться на 50 миллионов. Эти средства предусмотрены на благоустройство, саночистку города и многое другое.


Перспективы зависят от статистики

Для официального перехода на другой уровень районному центру Мугалжарского района не хватает примерно 14 000 жителей. Речь идет о статусе города областного значения. Какие это дает преимущества? Во-первых, большую бюджетную самостоятельность, особенно в части принятия решений. Во-вторых, райцентр будет иметь новые возможности для возведения крупных социальных объектов за счет средств областного и республиканского бюджетов. В-третьих, достижение отметки в 50 000 жителей важно не только психологически, но и для привлечения бизнес-инвестиций.
Кстати, когда численность населения Актобе достигнет заветной планки в миллион, он обретет иной статус, станет городом республиканского значения.
Получить земельный участок под ИЖС в городке нефтяников весьма непросто, а когда речь идет о бизнесе, то сложнее вдвойне. Как и в любом перспективном населенном пункте, чрезвычайно высок спрос на недвижимость.
По словам акима Кандыагаша Казбека Аккайыра, новый Генплан только разрабатывается, но уже известно, куда будет расти город. Жилой массив «Самал», состоящий из 11 кварталов, практически заполнен. Место для маневра, считай, выдачи участков, есть в другом массиве – «Нұрлы көш», который активно застраивается.



В Кандыагаше свыше 1 600 человек ждут очереди на жилье, 5 936 желают получить земельные участки.


Что портит облик райцентра?

Долгое время кандыагашцы фактически считались сельчанами. Теперь они начинают осознавать, что живут в городе, пусть медленно, но верно. Многоэтажки и бизнес-объекты усиливают это ощущение. Правда, есть один существенный момент. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Точно так же, сколько ни утверждай, что Кандыагаш – это город, его статус от этого не повысится. Разбитые дороги, есть обшарпанные и заброшенные здания, узкие улицы, грязь, бродячие собаки – все это портит общий вид.
Потому акиматами города и района был предпринят ряд мер. В итоговых показателях горакимата сказано, что доля дорог в удовлетворительном состоянии, то есть заасфальтированных, достигла 85 процентов. Решается и проблема с обустройством дворов многоэтажек: в текущем году девять из шестидесяти привели в порядок.
Медленнее, чем хотелось бы, но все же реализуется программа термомодернизации этажных домов. Почти все они были построены во времена СССР, поэтому внешний вид, а самое главное, внутренняя «начинка» оставляет желать лучшего. В этом году процесс обновления прошли три крупные многоэтажки на 60, 80 и 240 квартир.
Отремонтированы тротуары на пяти улицах общей протяженностью шесть километров, а также семь спортплощадок. Предстоит установить освещение в жилом массиве «Нұрлы көш» и провести дороги, на строительство которых требуется 1,8 млрд тенге.

Два автобуса курсируют только в часы пик

Сегодня одной из главных проблем динамично развивающегося городка является стабильное внутреннее автобусное обеспечение. Пока три десятка тысяч горожан обслуживают семь ГАЗелей и два ПАЗа всего по двум маршрутам – № 1 и № 2. Этого явно недостаточно. Пассажиры испытывают большие неудобства.
Связано это еще и с тем, что некоторые водители выезжают только в часы пик. Об этом нам рассказали простые кандыагашцы. Особенно трудно приходится жителям новых отдаленных массивов, без личного транспорта попасть в город проблематично.
Впрочем, перевозчик и рад вложить средства в покупку новой техники, но ему это невыгодно. Затраты не оправдывают себя: пассажиров мало, и даже относительно высокая цена за проезд в 100 тенге не покрывает всех расходов. Акимат в курсе и разрабатывает варианты выплаты субсидий перевозчикам.
– Наши экономисты посчитали, что размер годовой субсидии составит примерно 88 миллионов тенге. На эти деньги перевозчик увеличит свой автопарк в два раза, что покроет текущую потребность, – объясняет Казбек Аккайыр.
Пока брешь закрывают три службы такси с общим автопарком в сотню машин.


Прямая речь

Выигрышное положение

Максат ИМАНДОСОВ, исследователь демографической статистики:
– Перспективы у Кандыагаша хорошие. Во-первых, это крупный железнодорожный узел, здесь располагаются базы многих нефтяных компаний, подразделения, склады, базы и так далее. Может, потому численность населения растет.
Если все инфраструктурные проблемы решатся, то этот город, в отличие от других райцентров, будет находиться в весьма выигрышном, даже привлекательном положении.
Кроме развития инженерной инфраструктуры, нужно уделять внимание и социальной составляющей. Год назад там были проблемы с Домом культуры.
Культурные, спортивные и другие соцобъекты играют решающую роль. Человек всегда ищет где лучше, прежде всего для детей.


Супермаркет строится, центр искусств планируется

По мнению опытных экономистов, для совершения мощного экономического рывка/скачка Кандыагашу необходимо привлечь крупных инвесторов в строительство значимых промышленных и социальных объектов. Как Өнер орталығы в Актобе, например.
Нам рассказали, что начало строительства подобного Центра искусств запланировано на 2025 год. Объект культуры рассчитан на 600 зрительских мест. При нем будут действовать различные кружки и студии для детей. То есть Өнер орталығы будет загружен максимально, именно такого центра не хватает сейчас горожанам.
В планах – благоустройство территории районной больницы. В следующем году на обустройство парковки, асфальтирование подъездного пути и озеленение выделят 129 млн тенге. В ближайшее время в Кандыагаше начнут функционировать филиал Отбасы банка, военкомат. Частный инвестор строит супермаркет торговой сети «Дина», высоковостребованной в Актобе.
Айбек Аккайыр считает, что ввод в строй автодороги Актобе – Атырау придаст мощный импульс развитию бизнеса. К слову, большинство фур, направляющихся в (из) Атырау, обязательно заворачивает в Кандыагаш.
– Качественная дорога сокращает время пути из областного центра, упрощает логистику. Это большой плюс для привлечения потенциальных инвесторов. Уверен, теперь субъекты бизнеса будут охотнее вкладывать средства в наш город. Потенциал у нас достаточно большой практически в любой сфере – от жилищного строительства до услуг. Наша задача – создать условия для развития предпринимательства и комфорт для граждан, – сказал аким города.
Асхат КАЛЖАНОВ,
Актобе – Кандыагаш – Актобе

Фото предоставлено акиматом города Кандыагаша

Колонка "Взгляд"