Какая цепочка событий следует после звонка по номеру 102? Как сотрудники правоохранительных органов отслеживают порядок в городе, обеспечивая нашу безопасность и стимулируя законопослушность? «АВ» узнал об этом накануне Дня полиции РК в Центре оперативного управления УП Актобе и одном из городских участков патрульной полиции.
Истина в последней инстанции
Центр оперативного управления – это огромное помещение с экранами, с которых просматривается все происходящее в городе: подрезавшие другое авто или проехавшие на красный свет водители; пешеходы, переходящие проезжую часть в неустановленном месте; кидающие мешок с мусором в палисадник у подъезда; убегающие от преследования и т.д. Читатель должен знать, что все наши действия – пешеходов, водителей, мамаш с детьми, хозяев, выгуливающих собак, праздно шатающейся молодежи – камеры наблюдения фиксируют. В случае нарушения инспектор видеонаблюдения сообщает о нем ближайшему патрулю.
— По Актобе установлены сотни камер, а до конца нынешнего года при финансировании исполнительной властью планируется довести их число до тысячи с лишним, — уточнил мой проводник по святая святых, оператор службы 102, старший сержант полиции Нурбек Жусупов. – Для чего они нужны? Для установления правонарушителя или преступника. Бывает, что дежурный инспектор, сидящий у монитора, не ждет накала страстей, а сразу сообщает наряду полиции о необходимости предотвращения противоправного события.
— Что назовете главной проблемой правоохранителей?
— Отсутствие наряда на месте: оператор видит, что они уже умчались по какому-то вызову, и быстрое реагирование невозможно. Проблема в дефиците кадров.
Необходимо заметить, что увиденное на видеостене в центре оперативного управления потрясает воображение: я думала, что имею представление обо всех закоулках Актобе… Не имею. А главное, мы воспринимаем все взглядом обывателя, а полицейский – профессионала. Я сравнила бы это с реакцией своей овчарки, предупреждающей недоброжелателя, идущего мимо нас. Кто любит собак, поймет. Для тех, кто сочтет сравнение некорректным, замечу, что в генах собак служебных пород – готовность защищать хозяина, невзирая ни на какие обстоятельства. То же самое – в обязанностях представителя службы охраны правопорядка. Иначе не выдавалось бы оружие каждому из них и во всех районных и областных центрах не стояли бы обелиски памяти правоохранителей, погибших при исполнении служебного долга.
Смена постового наряда длится 12 часов, смена инспекторов у видеостены в центре оперативного реагирования – 24, из которых определенное время рассчитано для отдыха и приема пищи.
— За сутки происходит около 250 правонарушений, — рассказывает и.о. начальника ЦОУ, майор полиции Жангельды Муканов. – Днем около сотни, ночью – более сотни. Случаются они почти во всех увеселительных заведениях, местах скопления молодежи, есть в городе и районы, отличающиеся криминогенностью. Что этому причиной? Социальный фактор, и первым я назову отсутствие воспитанности, тактичности, элементарной культуры поведения, общения (да что говорить, если у нас уже и стариков не уважают!). Обычно нарушители общественного порядка – мужчины 25-35 лет. Да, с помощью видеонаблюдения раскрываемость преступлений повышается до 30 процентов, поэтому необходимо установить камеры во всех городских закоулках.
Вход в ЦОУ – только по специальным пропускам, но для корреспондента областной газеты разрешение дали. Насмотревшись на правонарушителей через видеокамеры, поднимаемся в комнату операторов службы 102, где старший сержант Жусупов и его коллеги дали пояснение о такой новой программе помощи путнику, как омниканальность:
— Все, у кого это приложение закачано в телефон, могут экстренно реагировать на происшествие, как личное так и общественное. Оно поможет и если вы заблудились – в чужом городе или в непогоду в дороге: функция геолокации есть в любом смартфоне, и вас легко найдет наряд полиции. Омниканальность «Poliсе 102» работает и в глубинке, но там сигнал поступит в дежурную часть райотдела полиции.
Мама и папа района
Кто он? Конечно, ваш участковый инспектор. Возможно, кто-то не согласится, но только потому, что со своим участковым не знаком. Впрочем, это тоже неплохо: если за гражданином не числится правонарушений, он вряд ли столкнется с инспектором полиции.
А вот старший участковый УПП № 9, капитан полиции Дастан Султангалиев считает, что в его обязанностях – знать всех жителей района, ему вверенного:
— Это в идеале, а на деле оно не всегда реально, потому что один участковый должен опекать 2 300 жителей, старший – 1 500. В нашем УПП шесть инспекторов и один помощник, а жителей – более 40 000. То есть нужно 17 служебных единиц. Правда, когда я отвечал за частный сектор, имел возможность познакомиться с каждой семьей. В 11-м и 12-м микрорайонах, где в одной девятиэтажке жильцов больше, чем в частных домах Сазды, это нереально.
За время присутствия корреспондента в УПП (один вечер с 18.00 до 23.00) ничего из ряда вон выходящего не наблюдалось. Из инспекторов присутствовал только старший, остальные – на участках и заданиях. Была гражданка, ищущая кого-то, и два парня, интересующиеся результатами разборки с рукоприкладством (судя по внешности, одного из них). Тишина на участке совсем не означает отсутствие нагрузки, ведь правонарушения случаются совсем не в УПП, плюс полицейские постоянно задействованы в оперативно-профилактических мероприятиях. В тот вечер один инспектор был на доработке материалов по ночным сигналам в службу «102», двое доставляли подозреваемых в краже в гаражном кооперативе, а трое — пьяных на освидетельствование в городской отдел полиции № 2 района Астана.
Подошедший вскоре инспектор Нуржан Сергазин отчитался о доставке мужчин в вытрезвитель, прохождении с ними медкомиссии… И хотя вид у лейтенанта был не как после курорта, он откликнулся на задание старшего инспектора Султангалиева проверить содержание охотничьего арсенала у гражданина, живущего в инспектируемом ими районе. В рамках республиканского ОПМ «Қару» вместе с лейтенантом Сергазиным мне разрешили посетить квартиру охотника. Мы проверили режим хранения ружья, документы на него. Все было в порядке: при открывании сейфа сигнализация сработала своевременно, ключ находится только у хозяина, договор не просрочен.
Пока мы с Нуржаном Сергазиным шли по двору, прогуливающийся народ с участковым здоровался – граждане с полицейским в дружеских отношениях. И тут хочется процитировать капитана Султангалиева:
— Участковый должен быть близок с народом, а его визитка иметься в каждой семье. При необходимости правовой помощи люди должны звонить мне, а не в службу «102», конечно, до 23.00. Я их об этом прошу при личном контакте, ведь большинство ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, — административные нарушения, которые легко разрешаются посредством медиации, а медиаторами выступаем мы.
— Можете привести примеры?
— Совсем недавно в соседнем доме собирали подписи жильцов для разрешения открыть на первом этаже магазин. Жильцы подписали бумагу и, довольные, пользовались услугами продуктового магазина, пока хозяин не перепрофилировал его под пивную. Разрешение на это выдают горархитектура и налоговая, меня не спрашивают. Ко мне позже обратились обманутые собственники квартир, я поговорил с хозяином пивной, объяснил его правонарушение, и сейчас в доме снова магазин.
— Каков регламент рабочего дня участкового полицейского? – обращаюсь к старшему инспектору Султангалиеву.
— На службу заступаем в восемь утра. Примерно до девяти – селекторное совещание. Потом получаем оружие, средства защиты, берем задания у начальника патрульной службы, материалы о ночных происшествиях и идем их дорабатывать. В 18.00 должны быть в участке. Теоретически инспекторы расходятся по своим участкам, а я как старший инспектор должен находиться здесь до 23.00 (с 18.00 до 20.00 принимаю граждан), но по причине того же дефицита кадров чаще приходится тоже идти на доработку происшествий, профилактические встречи, — капитан показал шкаф с папками, в которых дела стоящих на учете лиц с наркологической, алкогольной зависимостью, психоневрозами, условно досрочно освобожденных, состоящих на учете в службе пробации, пропавших без вести и т.д.
По плану «Магистраль» с 12.00 до 14.00 один из участковых инспекторов дежурит на остановке «Сазда» с целью предупреждения карманных краж. Многие из нас сталкивались с полицейским, призывающим пассажиров общественного транспорта помнить о возможности лишиться кошелька или сотового телефона или с просьбой позвонить на номер 102 при обнаружении карманника в салоне автобуса – это и есть план «Магистраль». Насколько эта мера эффективна, у читателей есть мнение, но каждый согласится, что карманному вору не до «работы» при виде представителя правопорядка.
— Кто отвечает за безопасность пассажиров городских автобусов?
— В первую очередь водитель, который при посягательстве на честь, достоинство или безопасность пассажира должен вызвать полицейский патруль.
— Какие жалобы поступают от граждан чаще всего?
— Семейные конфликты, нарушение тишины после 22.00, парковка авто во дворах. По последнему беда в том, что это проблема законодательного характера, а раз закона нет, все упирается в культуру водителя, не желающего оплачивать место на автостоянке и плюющего на комфорт соседей.
Был конфликт между учащимися двух школ, но мы его быстро разрешили с помощью школьных инспекторов, учителей и родителей.
— Что способствует охране правопорядка на участке?
— Наличие камер видеонаблюдения. Они не только помогают быстро найти нарушителя, но являются и профилактической мерой.
— Как участковый что вы считаете своим личным достижением?
— Когда ссорятся соседи, я объясняю им, что позор штрафа упадет прежде всего на их детей, и люди примиряются. Курильщиков штрафую безжалостно, бывали случаи, когда они подходили ко мне и благодарили за то, что расстались с дурной привычкой.
— Не возникало ли мысли сменить работу?
— Я люблю свою работу, горжусь тем, что полицейский, тем, что защищаю конституционные права земляков. Мыслей работать в другом месте никогда не возникало, хотя выходные у меня редки, дети папу почти не видят, а в гости меня не приглашают, зная, что на это времени у меня нет, — отвечает Дастан Султангалиев.
ЦОУ и УПП № 9 посетила Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото автора