Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отражаются уклад жизни, привычки людей, их национальные особенности. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является отличительной чертой цивилизованного общества. Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков.
Всякий уважающий себя казах стремится выполнить пять основных заповедей предков, одна из которых — встречать гостя как посланника Бога. Это подтверждается поговоркой: «Один из сорока гостей — Кадыр (имя пророка), один из тысячи — Уали (имя пророка)». Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым поддерживая связь между отдаленными селениями.
Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощение – сар-қыт. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствует о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте.
В большинстве стран, в том числе и в Казахстане, обычаем является уважение к старшим. Эта добрая традиция передается с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так, по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными в отношении со старшими.
Туған жерге аунату. Человека, живущего вдали от родных мест (обычно мужчину), по приезде на Родину катали по земле. Этот обряд означал, во-первых, «не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг»; во-вторых, «родная земля — она и мать с отцом и Родина; так пусть все ее прекрасные черты и особенности будут и в тебе». Как бы там ни было, в этот обряд вложен глубокий смысл: все мы дети своей родной земли.
Аузына түкірту. Отношение казахов к батырам, популярным акынам, биям, ораторам и другим выдающимся людям всегда было особенным. Каждый родитель хотел, чтобы его ребенок был похож на знаменитость. Следуя примете, таких людей просили «аузына түкіру», чтобы ребенок перенял их прекрасные, неповторимые черты.
Ашамайға мінгізу. Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного, укрощенного коня, провозглашая, что отныне он жигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент дедушка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его «шашу». Дети постарше устраивают байгу, а взрослые — небольшой той.
Бастанғы. По традиции после отъезда взрослых дети устраивают молодежные вечеринки — «бастан-ғы». Участники вечеринки желали, чтобы в дороге путников сопровождала удача, и не настигла болезнь. Родители не запрещали подобные вечеринки.