В стране полным ходом идут административные реформы. Они призваны улучшить качество нашей жизни и повысить уровень оказания государственных услуг. Чем это «грозит» нам, потребителям, и что это значит для самих услугодателей?
На этот и другие вопросы мы попросили ответить руководителя отдела координации вопросов оказания государственных услуг акимата области Жумамурата Алдашева.
— Административные реформы реализуются посредством пяти стратегических направлений. Одно из них – качественное оказание госуслуг, — подчеркивает Жумамурат Ердаулетович. — В Законе «О государственных услугах» РК, который был принят в апреле 2013 года, расписаны все права, обязанности, свободы и законные интересы потребителей и услугодателей.
Этот нормативно-правовой акт важен и актуален для каждого, даже для новорожденного. Ведь уже через три дня после появления на свет ребенок получает первую в своей жизни услугу – свидетельство о рождении.
Знать этот закон должен каждый чиновник. Не зря вопросы, связанные с ним, включены в комплексное тестирование для тех, кто хочет поступить на службу государству.
— Согласно Указу Президента РК по итогам года оценивается эффективность работы всех госорганов?
— Оценивается работа только акимата области. Но общая оценка, разумеется, зависит от эффективной работы акиматов Актобе, районов и облуправлений.
— Соблюдаются ли при оказании госуслуг сроки?
— Соблюдение сроков — одно из главных требований. Положительная динамика есть, что не может не радовать. К примеру, два года назад по электронным услугам мы не набирали даже одного процента, сегодня – доля е-услуг по итогам девяти месяцев текущего года составляет 34 процента.
Электронные услуги, оказанные через центры обслуживания населения (ЦОНы), также выросли до 41 процента. Тогда как в прошлом году было лишь 30 процентов.
Если говорить о нарушениях, в 2013 году сроки не соблюдались 196 раз. Мы учли все недоработки и весьма довольны результатом. По итогам девяти месяцев зафиксировано всего 19 нарушений сроков оказания услуг, то есть в 10 раз меньше.
— О чем говорят эти показатели?
— Об эффективности работы и о том, что облакиматом и, в частности, нашим отделом координируется работа по снижению уровня коррупции.
Вы сами знаете, что посредством е-формата исключается прямой контакт услугополучателя с услугодателем. Клиенты ЦОНа общаются только с оператором: они сдали документы, он их принял и передал в соответствующий госорган. ЦОН здесь выполняет функцию диспетчера. Это очень удобно! Теперь не надо бегать по всем инстанциям и госорганам – все в одном месте и в одном окне.
А если у вас есть электронная цифровая подпись, то вы можете получить услугу не выходя из дома. Согласитесь, это колоссальная экономия времени и других ресурсов. Помните, ранее приходилось ждать получения нужных бумаг неделями. Сейчас же все делается в течение пяти-пятнадцати минут. Есть разница?
— Насколько доступны е-услуги жителям отдаленных районов и сел?
— В настоящее время ЦОН есть только в Актобе и административных центрах районов. Чтобы приблизить госуслуги к сельчанам, созданы мобильные ЦОНы. Их специалисты сами выезжают в глубинку и на местах обслуживают население.
В двух селах — Карабутаке и Бозое — специально для удобства людей при отделениях почтовой сельской связи открыли пункты ЦОНа.
В перспективе количество таких пунктов будет увеличено, и они будут функционировать повсеместно.
— Что посоветуете нашим читателям?
— Быть мобильными, а значит, конкуренто-способными и использовать все инструменты, предлагаемые государством. А наши услуги, оказываемые в электронном формате, им только в помощь. Будущее за этим направлением.
Всем, кому это интересно, кто хочет узнать подробности и быть востребованным, советую открыть сайт облакимата: www. aktobe.gov.kz/ru, где есть раздел «Государственные услуги». Там подробно расписаны виды услуг, методы их оказания, сроки, ответственные исполнители и вся другая интересная и, поверьте мне, очень полезная информация.
Беседовала Ляззат ЕГИБАЕВА