Выпускница музыкального колледжа имени А. Жубанова, КазНУИ и Международной оперной академии Astana Opera Гульдана Алдадосова выступит на сцене театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, в концертном зале имени П. Чайковского с одной из самых сложных партий. В эксклюзивном интервью артистки – подробности для читателей «АВ».
– Я родилась в Актобе, с отличием окончила колледж имени Ахмета Жубанова по специальности «академическое пение», затем поступила в КазНУИ, в класс Дины Кабыкеевой. На первом курсе магистратуры узнала, что на базе Astana Opera открывается Международная оперная академия, куда поступила, сдав несколько экзаменов.
Во время учебы принимала участие в репертуарных спектаклях театра, ряде премьер, подготовленных академией, гастролировала и выступала на сценах театра имени Абая, Венгерской государственной оперы, Азербайджанского театра оперы и балета, Мариинского театра, в концертном зале имени Чайковского, концертном зале Академии музыки имени Ференца Листа и на других площадках.
– Кто разглядел талант в маленькой Гульдане?
– В детстве о музыке, искусстве не думала, хотя три года обучалась игре на кобызе. Занималась каратэ-до, дзюдо, танцами, народным пением – искала себя. Когда пришлось оставить занятия по кобызу, педагоги просили не бросать учебу. То же самое произошло и после занятий народным пением. Вероятно, они во мне увидели что-то, чего не разглядели родители и я сама.
В восьмом классе подруги решили записаться на вокал, и я вместе с ними. Попала в класс выпускницы консерватории имени Курмангазы Ангелины Югай, которая заметила мою склонность к академическому, а не эстрадному пению, и посоветовала поступить в класс Марата Айтимова.
Как-то вечером мы семьей слушали по телевизору симфонический концерт в исполнении астанинского коллектива. Помню, я заслушалась и попросила папу не переключать. Что-то глубоко отозвалось в душе на звучание классической музыки.
Занятия народной музыкой дали мне базу, которая помогла в освоении академического вокала, а дзюдо, каратэ-до и танцы подготовили к сценическому движению, дали физическую подготовку, ведь оперному певцу необходимо быть выносливым.
– За годы учебы вы стали лауреатом международных конкурсов. Что помогло добиться успеха – упорство, стремление быть лидером или труд и талант?
– Думаю, все в совокупности. Недаром говорят, что терпение и труд все перетрут: 90 процентов успеха – это труд, а талант – всего лишь 10.
Также этому способствовали занятия с педагогами Анатолием Гусевым, Жупар Габдуллиной, Диной Кабыкеевой и Маратом Айтимовым, которым я очень благодарна. Необходима и любознательность, помогающая взаимодействовать, искать возможности для самореализации, а не сидеть сложа руки. Работа в театре требует практики, оттачивающей мастерство.
– Можно сделать карьеру без конкурсов?
– О знаменитых Лучано Паваротти или Анне Нетребко узнали только благодаря конкурсам. Но есть мировые звезды, которые не становились победителями творческих состязаний. Возможно, они были упорными в достижении своих целей, ездили на прослушивание в разные города и страны, встречались с агентами, менеджерами и директорами театров.
Многое зависит от удачи, судьбы певца. Есть казахская пословица, которая как нельзя лучше подходит к этому случаю: «Таудай талап бергенше, бармақтай бақ берсін». В переводе это означает «Всевышний, лучше дай мне удачи хотя бы с палец, чем наделять меня просто высокими, как гора, устремлениями».
– Какова роль социальных сетей в карьере артиста?
– Это бесплатная платформа, где можно заявить о себе и познакомить аудиторию со своим творчеством. У меня есть аккаунты в популярных сетях, в планах – уделять им больше внимания.
Были случаи, когда организации сферы культуры, деятели искусства выходили со мной на связь именно через них. Поэтому считаю, что соцсети могут благоприятно влиять на развитие карьеры.
– Как молодой певице, начинающим артистам заявить о себе?
– Быть предельно информированным, открытым, любознательным. Талант нужно множить на труд и поиск путей роста. Не стоит бояться чего-либо. Из-за языкового барьера многие артисты боятся публики, конкурсов, агентов, других участников. Считаю, если хоть немного знаешь язык, надо разговаривать, знакомиться. Это в какой-то степени поможет построить карьеру. Важно знакомиться, ведь так реализуется человеческий ресурс.
– Чем запомнилась учеба в академии Astana Opera?
– Прикосновением к театру. Когда училась в бакалавриате и ходила на спектакли, учащалось сердцебиение, чувствовала: мое. Проходя мимо театра, останавливалась и думала, что здесь приют моей души, святое место, как для всякого музыканта.
Объявлению о наборе в академию обрадовалась. До этого немногие наши солисты могли брать мастер-классы за рубежом. Например, Салтанат Ахметова, Медет Чотабаев и другие в итальянских академиях в Озимо и Пезаро. Им повезло, но нам больше, потому что ведущие международные коучи и педагоги приезжали к нам домой. Конечно, два года я впитывала все, как губка.
Еще академия – это ценнейшая практика сценических выступлений в великолепном Камерном зале имени Байсеитовой, величественном Большом зале, дебюты в партиях Розины в опере «Севильский цирюльник», Эльвиры в «Итальянке в Алжире» Россини, Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта, Элизетты в «Тайном браке» Чимарозы. Академия дала возможность показать себя, и после обучения, надеюсь, моя певческая карьера пойдет вверх.
– Для артистов важно амплуа. Вы уже определились с характером своих героинь?
– Я открыта всему, люблю экспериментировать, мне не стыдно казаться некрасивой или неуклюжей на сцене, делать нелепый грим и прически, если буду получать удовольствие от исполнения. Солисту это помогает расти, раскрываться, проявлять грани артистизма.
Помощник режиссера театра Николай Куликов отметил, что у меня получаются буффонные героини, сейчас готовлю драматическую партию в опере-сериа. По мнению маэстро Анатолия Гусева, мой голос – бельканто.
После того, как сценический опыт станет больше, решу, что получается лучше – буффонные персонажи или опера-сериа. Еще есть модернистические трактовки спектаклей, которые сейчас любят режиссеры. И к ним я готова, так как нужно идти в ногу со временем, но делать это не во вред себе или искусству в целом.
– Где вас можно увидеть и услышать в ближайшее время?
– В конце августа и начале сентября выступлю в Сочи, Абхазии и Смоленске. Это мини-тур гала-концертов лауреатов конкурса Хиблы Герзмава в рамках ее фестиваля. В следующем театральном сезоне в ноябре ожидается выступление на вручении премии «Золотая маска» и концерт в Санкт-Петербурге также от имени конкурса Хиблы Герзмава. Есть приглашение из театра имени Станиславского и Немировича-Данченко дебютировать в заглавной партии Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти.
– Лючия ди Ламмермур – одна из сложнейших партий в оперном репертуаре…
– Да, и опера часто ставится на мировых сценах, поэтому событие для меня знаковое, требует устоявшихся вокальных навыков и основательной подготовки. Нужно не ударить в грязь лицом и достойно показать свою интерпретацию образа. Выступать предстоит на сцене одного из известных в мире театров, оттого шаг для меня очень серьезный.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото предоставлено пресс-службой Astana Opera