Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Халида Маманова. Несломленная

Спецпоселение в Пермском крае в юном возрасте, высшее медицинское образование вопреки клейму дочери врага народа, серьезные изыскания в области онкологии, стремление сохранить родные культуру и язык — все это о Халиде Мамановой, первой казашке-профессоре, бойце штрафбата, основателе ансамбля домбристов при АкГМИ.

На крутых виражах судьбы она не предала Родину и осталась верной профессии, являя нам пример цельности натуры. Об этом говорили в ЗКМУ имени М. Оспанова во время круглого стола, организованного в честь 105-летия Халиды Есенгуловны сотрудниками мемориального музея Алии Молдагуловой.
Его участниками были преподаватели вуза, внучка Халиды Мамановой Мадина (дочь Медета, приемного сына профессора. Девушка работает операционной медсестрой, то есть тоже продолжает династию. – Прим. авт.), студенты из числа домбристов оркестра «Серпер», в 1960-е организованного профессором как ансамбль (на нижнем фото).
Очень интересными были спикеры. Например, последний аспирант Халиды Мамановой, кандидат медицинских наук, доцент Тлеухан Бегалин.
– Я поступил в аспирантуру в 1974 году. Скажу честно, на написание диссертации к профессору Мамановой была очередь, потому что все делалось дотошно, прицельно, время впустую не тратилось. Между собой мы называли ее апай, поскольку человеком Халида Есенгуловна была необыкновенно заботливым и добрым.
Погибла она незадолго до моей защиты, а к защите без научного руководителя не допускали. После моего обращения в ВАК СССР разрешили, узнав, чей я аспирант. Уже 51 год работаю на родной кафедре патологической физиологии, которая скоро будет носить имя моей наставницы, – сказал он.
Уникальный случай привел старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин, политолог Бекзат Молдин, внук артиллериста Сталинградского фронта, старшего сержанта Самигуллы Молдина:
– Мой дед воевал с Халидой Есенгуловной, а я работаю в том же вузе, где она преподавала. Документально подтверждено, что штрафбат прошли 24 женщины. Что отличало нашу землячку? Что она всегда помнила о принадлежности этнической, родовой и профессиональной — что она казашка, Маманова и ученый. И каждую из ипостасей нести нужно гордо. Я считаю ее ярким феноменом в истории Казахстана.
Преподаватели ЗКМУ имени М. Оспанова приводили факты, подтверждающие глубину ее изысканий. Они говорили о том, что на наработанном ею материале основаны многие кандидатские и докторские работы.
После представления фильма «Женщины на войне» директор музея Алии Молдагуловой Елена Калтаева заметила, что роль женщины не в количестве убитых врагов, а в количестве спасенных жизней.
К слову, Халиде Мамановой орден Красной Звезды вручен за сохранение здоровья десятков тысяч бойцов РККА, в том числе женщин.

Полагаться только на себя
Что такое жизнь длиною в 60 лет? Трудно ответить, живя в относительно благополучное время. А если обратиться к истории ХХ века с революциями, репрессиями и депортациями, сопровождаемыми небывалыми жертвами, тоталитарным режимом с его подавлением свободы мысли, с холодной войной между социалистическим и капиталистическим лагерями, двумя мировыми войнами!..
Судьба доктора медицинских наук Халиды Мамановой – свидетельство отношения государства к человеку. Люди того времени во всем привыкли полагаться только на себя. Получив в 1937-м диплом фармацевта, 19-летняя Халида поступила на рабфак, затем в Алма-Атинский мединститут имени Молотова. С декабря 1941-го по март 1942-го выпускница вуза работала младшим научным сотрудником Института физиологии АН СССР, эвакуированного в Алма-Ату из Москвы.
Фактически это была аспирантура, а наставниками девушки были профессор патологической физиологии Осип Глозман и академик Лина Штерн, получившая профессорское звание еще в Женеве.

Врача прикрывай!

Призванную на Сталинградский фронт аспирантку Маманову направили рыть окопы и хоронить убитых. После указа о формировании штрафбатов девушка написала Сталину: «Если я враг народа, отправьте в штрафроту. Останусь жива – снимите все обвинения с меня и моих родственников». Находиться рядом с блатными было небезопасно даже на фронте, но у них существует негласная установка – не трогать врача.
– Когда солдаты должны были кричать «За Родину! За Сталина!», однополчане мамы кричали друг другу «Халиду прикрывай!» – вспоминал ныне покойный Медет Маманов. – Она говорила, не знает, сколько солдат разных национальностей полегло, прикрывая ее, но каждый для нее сродни Богу.
Штрафбат девушка покинула старшим лейтенантом медслужбы и до конца войны служила в госпитале 281-й авиационной бригады.
– В 1970 годы в АВЛУГА из Алма-Аты приезжал полковник авиации (не помню фамилии), – добавил Медет Еженович. – Его привели к нам в гости, и, вглядевшись в маму, полковник вдруг вспомнил, что в их полку на фронте была врач-казашка… Весь вечер они беседовали, не отходя друг от друга.

Жизнь как подвиг

Вернувшись в 1946 году из Вены в звании капитана, Халида Маманова продолжила работу в Алма-Атинском мединституте на родной кафедре под руководством Осипа Глозмана. После начала «дела врачей» в 1950-м уехала в родной Карагаш работать врачом в санатории «Арасан-Капал» и писать кандидатскую.
Тогдашние главные идеологи донесли министру здравоохранения, что байская дочка, графиня собирается защищать диссертацию (титул графа был пожалован Александром II Турысбеку Маманову в 1878 году и перешел его племяннику Есенгулу. – Прим. авт.). Она нашла место врача в страховом агентстве, а потом и вовсе уехала во Фрунзе, подальше от бдительных глаз недоброжелателей.
В 1954-м открылся мединститут в Караганде, и профессор Глозман порекомендовал Халиду. Она работала там до открытия в 1959 году кафедры физиологии при Актюбинском мединституте. В АкГМИ ее, уже кандидата наук, сокурсник и тогдашний ректор Алмагамбет Даиров пригласил возглавить кафедру патфизиологии.
После защиты докторской в 1967-м (и особенно после выступления Осипа Глозмана с ее докладом на конгрессе в Париже. – Прим. авт.) профессор из Актюбинска стала популярной в мировых научных кругах и даже получила приглашения к сотрудничеству из латиноамериканских стран, в частности, из Мексики.
Помня о клейме байской дочки, понимая, что отношения с государством оставляют желать лучшего, Халида Есенгуловна ни о каких приглашениях не думала, хотя это всерьез продвинуло бы изыскания и принесло пользу науке.
В начале 1960-х студент МГУ Мурат Ауэзов организовал движение «Жас тулпар», и Халида Маманова, следуя идее привлечения творческой молодежи в жизнь страны, организовала при АкГМИ ансамбль казахских народных инструментов, кружок казахского языка. За это ей вменили национализм. Первое обвинение предъявили в обкоме партии, далее были регулярные вызовы в КГБ.
– Маму пытались ломать за незаурядный исследовательский талант, независимость мышления, – подчеркивал Медет Маманов.
Получить срок или снова оказаться в ссылке Халиде Мамановой не довелось, все сложилось крайне трагично.
В августе 1977 года профессора АкГМИ с группой актюбинских врачей делегировали в Болгарию. Через несколько дней на рассвете на одном из пляжей Золотых Песков нашли ее тело.
– Из Болгарии маму привезли ныне покойные Саламат Гумарович Ахметкалиев и Намаз Изимбергенович Изимбергенов, добившиеся в МИД СССР разрешения на захоронение на родине, – рассказывал Медет.
Уже в годы независимости сын увековечил память мамы: на доме № 4 по проспекту Абая в Актобе установлена мемориальная доска, одна из улиц нашего города носит имя Халиды Мамановой.
– Надо, чтобы имя профессора оставалось не только в сердцах ее учеников, но и заняло достойное место в истории Родины — таково мнение участников встречи, — резюмировала модератор мероприятия, старший научный сотрудник музея Алии Молдагуловой Саулеш Тажбенова.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из архива семьи Мамановых

Колонка "Взгляд"