Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Хитрый маркетинг

%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b3-1_reswm

Часто ли вы, выбирая более дешевый продукт, читаете информацию на упаковке. Если производитель пишет что-то ну уж очень мелким шрифтом, значит, он надеется, что эту информацию потребитель не заметит и в результате, «сэкономив», приобретет более дорогой товар…

На постсоветском пространстве
В советское время все продовольственные товары изготавливались в строгом соответствии с требованиями ГОСТов. В каком бы уголке ни производился тот или иной продукт, его состав и качество везде были одинаковы. Также одинаковы были требования к фасовке и таре. В наше время большинство продукции производится по ТУ (технические условия), что дает производителю неограниченные возможности варьировать изготовление своей продукции. Так сказать, делаем как можем и из чего можем.
При капитализме на постсоветском пространстве появилось понятие «маркетинг». Одной из целей маркетинга является повышение конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей.
Как потребителю мне тоже доводилось попадаться на удочку маркетинговых ходов. Теперь я никогда не беру товар, предварительно не изучив упаковку или этикетку. Хотя порою это очень сложно сделать: мелкий шрифт, трудное для восприятия сочетание цветов, например, черные буквы на темно-красном фоне.

Недолив в законе
Чтобы сравнить цены, нужно привести их к какому-то общему знаменателю. Раньше напитки разливалась в стандартную тару: 0,33 л,
0,5 л, 1, 2 и 3 литра. Покупая пакет молока, мы знали, что там один литр, а в стеклянной бутылке — 0,5 л (в некоторых регионах использовалась литровая тара). На любую тару и упаковку также существовал единый ГОСТ. Сейчас единого стандарта нет. Производитель идет на различные уловки, лишь бы завлечь покупателя. Это касается всех групп фасованных продовольственных товаров. Несколько лет назад начали появляться различные упаковки и тара, которые не дотягивали до привычных нам параметров от 5 до 150 граммов (в зависимости от размера и вида продукции). Причем если стандартный 1 литр или 1 килограмм указывался большим шрифтом, который только слепой не заметит на самом видном месте этикетки товара, то всякого рода 870 мл или 950 г и т.д. даже человек с отличным зрением находит не сразу. Номинально производитель вроде бы не обманывает. Ведь все данные о товаре находятся на этикетке.

Занимательная математика
На днях в одном из супермаркетов я заметил, как мужчина выбирал подсолнечное масло. Пару минут он выбирал и подошел к тому продукту, цена на который была наименьшей. Бутылка подсолнечного масла «Хозяюшка» местного производителя стоила 385 тенге. Ниже посчитаем, выиграл ли покупатель, приобретя этот товар. Итак, отберем некоторые продукты питания и приведем их цены к общему знаменателю. То есть если это чай, то пересчитаем, сколько будет стоить 100- или 250-граммовая пачка, если молочные продукты — 0,5 и 1 литр и т.д. Анализ проводился на основе цен актюбинских сетей супермаркетов.

1. Масло подсолнечное «Хозяюшка», 0,875 л. Именно его купил потребитель. Объем указан очень мелким шрифтом. Надпись видна лишь при детальном изучении этикетки где-то на обратной стороне бутылки. Цена — 385 тенге. На ценниках стоящих рядом бутылок с подсолнечным маслом, на которых большими буквами указано «1 л», ценовой ряд от 392 до 454 тенге. Остается посчитать, во сколько обойдется 1 литр масла «Хозяюшка» — 440 тенге. Выгода? Ноль. Можно было купить отечественное масло по более низкой цене.
2. Масло «Крестьянское» Кошкинского молокозавода. Большой красной полосой по брикету проходит надпись: «20% в подарок!». Небольшими красными буквами обозначена масса в 180 граммов. Где обещанный подарок? То есть реально брикет должен был весить всего 150 граммов? Вообще, еще с советских времен народ привык, что в стандартной пачке сливочного масла должно быть 200 граммов. Цена в магазине на окраине города — 192 тенге. Если перевести на 200-граммовую пачку, то ее цена составит 213 тенге или 1 067 тенге за килограмм.

3. Молочнокислый продукт «Снежок» от «Food Master», 450 граммов. Цена — 158 тенге. Его пол-литровый сородич обошелся бы почти в 176 тенге (351 тг/л). Надо отдать должное отечественному производителю, что хоть объем написан, так сказать, на фасаде пакета, он читаем. Но продукт, оказывается, не из дешевых.

4. Молоко той же фирмы в мягкой упаковке 2,5% жирности объемом 0,9 литра стоит 259 тенге, то есть реальная цена 1 литра составляет 288 тенге. Литраж указан на обратной стороне пакета.

5. Томатная паста «Томатный рай». Еще не так давно крупным белым трафаретом на этикетке на самом видном месте красовалось «1000 г». Сейчас сзади этикетки банки, если приглядеться внимательно, можно обнаружить маленькую черную скромную надпись: «950 г». Цена — 474 тенге. Реальный килограмм «потянет» почти на 500 тенге.

7. Чай «Африка». Пачки такого размера ассоциируются с массой 250 г. Здесь всего 225. Цена — 508 тенге. Хотя реально 250 г этого чая стоят 564 тенге (2 256 тг/кг). Так сказать, почувствуйте разницу.
8. Кофе «Нескафе классик», 95 г. Цена — 791 тенге. А стограммовая банка обошлась бы в 833 тенге.

Страна советов
В общем, здесь можно долго считать и пересчитывать. Небольшой совет. В основном сейчас производитель вместо 1 литра или
0,5 л разливает продукцию в тару объемом 0,9 или 0,45 л. Вместо фасовки 100 г, 200 г, 250 г и 500 г он использует 90 г, 180 г, 225 г и 450 г. То есть математически узаконенный недовес и недолив составляет 10%. Чтобы посчитать, сколько на самом деле стоит, например, 1 л или 500 г и т.д. продукта, добавьте к цене еще десятую ее часть. Скажем 0,9 литра молока стоят 200 тенге, добавив еще 20 тенге, получим с небольшой погрешностью реальную цену литра молока — 220 тенге.
С точки зрения социально ответственного маркетинга, покупатель-то предупрежден, что в бутылке с маслом не 1 литр, а скажем 875 мл или 0,9 л. С другой стороны, производитель как раз и рассчитывает на то, что не каждый потребитель внимателен и будет что-то пересчитывать. Но обмана как такового в данных случаях нет.
При покупке товара, если на нем все указано, он не просрочен, ответственность лежит на потребителе, так как он невнимательно прочитал то, что написано на упаковке. Нужно быть внимательным. Сейчас много телевизионных программ, где потребителей учат грамотно выбирать товар. Любой супермаркет дает нам возможность свободного доступа к товару. Тщательно смотрите на этикетку. Читайте, из чего состоит продукт.
Хотелось бы напомнить изречение: «Скупой платит дважды».

%d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%be_reswm

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"