Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Таковы реалии: при строительстве или ремонте одной трассы разрушается соседняя.

В поле зрения инспекторов транспортного контроля – вес и габариты автотранспорта. И если ширина, длина грузовика больше влияют на безопасность движения, то тяжесть перевозимого нарушает дорожное полотно. Нагрузка регулируется приказом и. о. министра по инвестициям и развитию «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам РК» от 8 мая 2015 года, согласно которому на одиночную ось она не должна превышать десяти тонн. В документе расписана и зависимость от колесной формулы, другие важные детали, ведь есть и тягачи с полуприцепом на дополнительных парах колес. Возьмем КамАЗ – стандартное грузовое средство, у которого впереди одна ось, сзади две. Передняя рассчитана на 10 тонн, задние суммарно на 16 тонн. В общей сложности возможен допуск до 26 тонн, но не более.
Перевозчик заранее подает заявление в уполномоченный орган, где отражает исключительные параметры. Но он должен знать – при выдаче разрешения в соответствии с Налоговым кодексом сбор за проезд будет произведен с применением коэффициентов, учитывающих ущерб, наносимый дорожному полотну. Сборы за спецразрешение на сегодня превысили 323 миллиона тенге. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составил 264 миллиона тенге.
– Специальное разрешение на проезд с превышением весовых и габаритных параметров относится только к неделимому грузу. Это может быть генератор, бетонный блок, насос или нефтяное оборудование, которое невозможно разобрать, – объяснил руководитель отдела контроля на транспорте инспекции транспортного контроля по Актюбинской области Нарек Гегамян.
На делимый груз, к примеру, щебень, который подвозят к месту строительства, разрешение не выдается. Эта тема актуальна. Повсеместно, особенно в большом городе, наблюдается активное строительство, где используется инертный материал. Очевидно, создавая одну дорогу, разрушаем другие. Отслеживать ситуацию должны пункты транспортного контроля. Прежде это были стационарные пункты контроля, но постепенно от них стали отказываться из-за большого коррупционного риска. К тому же его можно объехать. К 2012 году на территории области остался лишь один пост, на сегодня он законсервирован. Сокращение количества постов более чем в два раза сопровождалось и лишением права контролеров останавливать автотранспорт при подозрении нарушения на дороге, отреставрированной на государственные деньги.
Количество транспортных направлений с каждым разом увеличивается, как и количество новых или отремонтированных дорог. Есть беспокойство по поводу образовавшегося дефицита кадров в результате оптимизации, но здесь на помощь приходит цифровизация. Сейчас на балансе территориальной инспекции два передвижных поста на базе микроавтобуса. Оснащенные контрольно-измерительными техническими средствами, видеокамерами, они неожиданно появляются на участках интенсивного передвижения как грузового автотранспорта, так и внутри областного центра, который активно развивается.
Мобильный пункт выявляет нарушителя по ходу движения, а также получает информацию извне. Работает телефон доверия. Поступают сигналы с видеокамер в ситуационный центр Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. По последним данным, за превышение весовых параметров территориальной инспекцией привлечен 81 субъект, сумма наложенного штрафа превысила 11 миллионов тенге. Случаются повторные нарушения. Объясняются они сжатыми сроками строительства, в которые перевозчики инертных материалов стараются перевезти максимум груза. Это, как правило, индивидуальные предприниматели, выполняющие заказы более крупных субъектов бизнеса.
Трудно назвать оптимальное количество постов для региона, чтобы добиться максимального эффекта работы транспортных контролеров. Кроме новых микрорайонов Актобе, в поле их зрения четыре основных направления: кобдинское, в сторону Уральска, карабутакское, в сторону Костаная, Астаны, мартукское, на Орск (РФ), они затрагивают международные трассы Самара – Шымкент, Актобе – Жайсан. Далее следуют республиканские дороги и дороги местного значения.
– С прошлого года участились жалобы по участкам в Тассае Хромтауского района, а также по Шалкарскому, Уилскому районам. Это разнонаправленные дороги, они не соединяются между собой. А мобильных поста всего два.
Из-за ремонта трассы Актобе – Кандыагаш возникла проблема на участке Актобе – Болгарка – Шубаркудык. Водители предпочитают безопасный асфальт, чем объездную неровную дорогу со множеством съездов и поворотов. Но местная дорога изначально не была рассчитана на большой поток автомобилей, тем более тяжеловесных. В результате здесь резко увеличилось и количество ДТП. После ремонта одной дороги придется восстанавливать другую, – размышляет руководитель отдела территориальной инспекции.
Но не всегда большегрузы разрушают дороги. Сказываются и суровые климатические условия региона, где температура воздуха варьируется от –40 до +40. К тому же не везде следят за содержанием дорог и их качественным ремонтом. Даже в центре Актобе есть участки, которые после каждого дождя оказываются под водой из-за отсутствия слива, влага через трещины просачивается глубже, окончательно приводя в негодность колею. То же самое можно сказать по несвоевременной уборке снега.
– Мы будем работать больше на профилактику, предупреждение возможных нарушений. К примеру, даем консультации на пункте пропуска «Жайсан», что на границе с Россией, – добавил Нарек Гегомян.
Здесь установлены специальные автоматизированные средства. Весы вмонтированы в дорожное полотно. Фиксация происходит во время движения транспорта. В случае превышения веса груза сразу определяется его собственник. При этом пре-
дусмотрена возможность устранить нарушение, в течение трех часов сделав контрольное взвешивание.
Показания сохраняются и направляются в ситуационный центр Комитета.
Собеседник сделал акцент на том, что органы транспортного контроля системно подключаются к тотальной цифровизации. В Законе «Об автомобильном транспорте» предусмотрено внедрение интеллектуальной транспортной системы. Развитие транзитного потенциала Казахстана должно соответствовать международным стандартам, в том числе и транспортный контроль.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"