Хромтау – Алтынсарино: дорога Независимости

Доехать из Актобе в Нур-Султан можно напрямую, без проблем, на любом виде транспорта. Но так было не всегда. До 14 декабря 2004 года, когда на станцию Айке Айтекебийского района прибыл первый пассажирский поезд из столицы, приходилось в течение четырех суток преодолевать огромные расстояния, проходить пограничный и таможенный контроль на въезде и выезде с территорий Казахстана и России. Прямое железнодорожное сообщение не просто сократило время в два раза и облегчило путь пассажирам, оно открыло иные горизонты возможностей, вывело жизнь Айтекебийского и Хромтауского районов на качественно новый уровень. О том, что дала региону, стране и простым людям эта стальная магистраль, которую еще на стадии проектирования назвали проектом века и дорогой Независимости, в нашей Главной теме.

Окно на север как стратегия 01

Масштаб и значение ввода этой железной дороги для нашей области и республики некоторые эксперты сравнили с советским БАМом, другие – с поднятием целины. Конечно, Хромтау – Алтынсарино лишь один, но жизненно важный этап успешной реализации долгосрочной стратегии развития транзитного потенциала суверенного Казахстана.

Несмотря на то, что это были первые годы нашей независимости, Глава государства решил прорубить транспортное окно с севера на запад посредством строительства железной дороги из Алтынсарино в Хромтау, а потом и в мир по международному автотранспортному коридору Западная Европа – Западный Китай.

Амбиции РК в этой сфере Первый ее Президент обосновал в качестве шестого приоритета стратегии развития страны «Казахстан-2030». Тогда мы только вставали на ноги, и простым людям было не до новых проектов. Однако время показало и доказало дальновидность и государственное мышление Лидера нации, предвосхитившего многие события, четко и ясно сформировавшего долгосрочные приоритеты.

Целенаправленное следование и исполнение целей позволило, по мнению независимых аналитиков, вывести важные, приоритетные в то время отрасли экономики страны на принципиально новый уровень.

Интенсивная работа в этом направлении началась в 2001 году с вводом в строй линий Аксу – Дегелен, через три года – Хромтау – Алтынсарино, потом Шар – Усть-Каменогорск.

Все эти меры вкупе сняли с повестки дня проблему беспрепятственного перемещения грузов и пассажиров между центральной, западной и северо-восточной частями РК.

Прямая речь

«Транспортно-логистическая инфраструктура РК благодаря поддержке и новаторским решениям Президента Нурсултана Назарбаева стала мощной движущей силой, реальным катализатором развития экономики, заняла ведущее место в организации мультимодальных транспортных перевозок на сухопутной части Евразийского континента», – Нигматжан Исингарин, доктор экономических наук, экс-заместитель министра путей сообщения СССР, министр транспорта и коммуникаций, бывший первый заместитель Премьер-Министра РК.

Мультипликативный эффект

Государство придавало особое значение социально-экономической выгоде вследствие реализации проекта. Предполагалось, что, помимо занятых в строительстве работников, потребуется еще около тысячи на обслуживание железной дороги.

В 2003 году вице-министр транспорта и коммуникаций Нуржан Байдаулетов – куратор проекта – отметил огромный мультипликативный эффект, который должен стимулировать рост производства и увеличение числа занятых на отечественных предприятиях.

«Этот проект имеет общеказахстанское значение, открывает выход отечественных производителей на порт Актау и в западный регион страны. Первоначально дорогу должны были построить за 53 месяца, но ввиду высокой степени срочности проекта и по поручению Главы государства запуск пути в эксплуатацию состоится в декабре 2004 года», – говорил он на одном из брифингов.

Из Хромтау – руда, из Арки – зерно

Ввод этого участка железной дороги, которая позволила поездам РК избежать транзита по территории РФ, состоялся на месяц раньше, 30 ноября. Участие в торжественной церемонии открытия на станции Арка Костанайской области принял Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В тот день Елбасы отметил: «Эта дорога доказывает возможности нашей страны, это результат нашей Независимости, дружбы, любви друг к  другу, доброго отношения, доверия, это золотое достояние Казахстана.

За два года в Казахстане была построена железнодорожная линия, без которой невозможно реализовать ни одну из государственных программ: ни жилищного строительства, ни аграрную, ни индустриально-инновационного развития.

Ранее для перевозки грузов приходилось объезжать через Россию, а в последнее время через юг почти четыре тысячи километров.

Эта дорога сократит расстояние между центром и востоком Казахстана, с одной стороны, и западом – с другой, на две тысячи километров. Все, что производится в северных и центральных областях республики (Акмолинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях), пойдет прямиком на запад – зерно, мясо, продовольствие.

Будут развиваться и осваиваться новые месторождения никеля, меди, железной руды по пути следования новой железнодорожной линии. Снизится стоимость каждой тонны зерна на 20 долларов, тонны металлопроката – на 14 долларов».

30 ноября впервые со станции Арка в западный регион отправился грузовой состав с зерном урожая того года, а также с металлом. Одновременно с ним со станции Хромтау отправился состав с хромовой рудой.

Тогда же Нурсултан Назарбаев поручил министру транспорта и коммуникаций Кажымурату Нагманову представить к государственным наградам особо отличившихся железнодорожников и строителей, которые сооружали эту дорогу.

Цифры и факты

Строительство участка Хромтау – Алтынсарино было начато в июне 2001 года и завершено 18 октября 2003 года.
Протяженность северо-западной магистрали – 403 км (в Костанайской области – 93,5 км, в Актюбинской – 308,5 км).
В результате сокращено транспортное расстояние с севера на запад на 1,5 тысячи км. Было построено 13 ж/д станций, 11 новых мостов, 151 водопропускная труба. Стоимость проекта – 30 млрд тенге: 25,5 млрд тенге из РБ и более 4 млрд – ЗАО НК «Қазақстан темiр жолы».

Второй вариант Есенбаева

Есимхан Есенбаев, экс-аким Айтекебийского района, не прокладывал рельсы в прямом смысле этого слова и не держал в руках лопату, но был в курсе всех нюансов и тонкостей проекта, который проходил по его территории.

– Благодаря нашему акиму железнодорожный вокзал был построен в удобном для пассажиров месте, – рассказывает экс-директор ТОО «Карабутак», ныне депутат Мажилиса Парламента Амангалий Бердалин. – Первоначально здание станции планировали возвести в пяти километрах от села Комсомол, за рекой. Моста тогда еще не было, и добираться до нее весной, осенью, зимой было бы проблематично. Заслуга Есимхана Калмагамбетовича в том, что он смог убедить представителей Минтранскома в целесообразности второго варианта.

Нам повезло, иначе проезд был бы затруднен, как и в Хромтау, станция которого находится в десяти километрах от дороги.

Серебряный стык Айтеке би

– Я просто озвучил просьбу людей, как мог пытался убедить первого вице-министра транспорта и коммуникаций Кабиболлу Джакупова. Он с нашими доводами согласился, Кажымурат Нагманов тоже, – как всегда скромен Есимхан Есенбаев. – Первый вариант был действительно неприемлем.

Во-первых, здание должны были строить в стороне второго отделения совхоза «Комсомольский». Рядом с Комсомолом протекает река Иргиз, и проехать на станцию без дороги и моста с весны до осени было бы сложно, к тому же вода могла залить железную дорогу, что было опасно и чревато. Во-вторых, вокзал оказался бы в десяти километрах, как в Хромтау, и в стороне Костаная.

Сейчас, время спустя, можно сказать, что тогда было принято верное решение. Проект оправдал себя на сто процентов, здание типовое, смотрится отлично.

Единственное, о чем жалею до сих пор, станция построена в низине, надо было чуть выше, чтобы было видно в пути. Я в те годы выезжал в Алматы, доказывал, но все упиралось в нехватку денег. Сказали, мол, ваш район, ваша территория, изыщете, стройте на здоровье. Даже на днях ехал по нашей родной дороге из столицы и снова поймал себя на мысли об этом. Надо было поднапрячься, найти… Но что теперь говорить?

Сейчас некогда безлюдный необжитый район расцветает с каждым днем: строятся мечеть, вокзал, все дышит жизнью и энергией, которые вдохнула наша стройка века.

Хорошие были времена, интересные. Все вместе строили, работали, мечтали. Мне просто повезло оказаться в нужном месте в нужное время, за что очень благодарен судьбе, акиму области и землякам – за доверие. Надеюсь, что оправдал их ожидания.

Интересно, что Есенбаев возглавлял этот район дважды: с 1985 по 1994 годы в качестве первого секретаря райкома партии, с 2002 по 2012 годы, когда в Айтекебийском начали строить автомобильную и железную дороги. Кстати, до появления современной трассы сюда из Актобе нужно было ехать целых 10-12 часов.

– Говорить о том, что дороги – новая жизнь, повышение ее качества и уровня, наверное, излишне. Каждый из нас ощутил это на себе. Символично, что до торжественного открытия сообщения в Костанайской Арке 30 ноября смычка первой собственной железнодорожной ветки – забивание последнего серебряного костыля – прошла именно у нас, в Айтеке би. Примечательно, что это событие произошло в Год поддержки аула, который сейчас называют ел бесігі. Это была реальная помощь нам, сельхозтоваропроизводителям.

Погода 21 и 30 ноября словно испытывала нас на прочность, но ни ветра, ни сильного мороза мы не ощущали, в наших сердцах была только радость от свершившегося и гордость от причастности к проекту века. С нами был наш Президент, который верил в нас так же, как и мы в него.

Время первых

Кто-то из наших коллег назвал эту дорогу казахстанским чудом. Наверное, так оно и было. Ведь в Айтекебийском районе никогда не существовало стальной магистрали. Эмоции и чувства людей лучше всех передал почетный железнодорожник СССР и РК, в то время возглавлявший дирекцию по строительству Борис Исинаманов.

«Пуск новой железнодорожной магистрали Хромтау – Алтынсарино – это были незабываемые минуты радости местных жителей, в частности, станции Айтеке би. Некоторые люди впервые увидели железнодорожный путь, трогали рельсы руками, а у меня, умудренного жизнью человека, выступили слезы. Я знал, что недалеко то время, когда наступят лучшие перемены в жизни этих людей, их надежды и желания сбудутся», – вспоминал он.

Эти строки и всю летопись строительства можно прочитать в книге директора ТОО «Районная газета Айтекебийского района «Жаңалық жаршысы», члена Союза журналистов РК Геннадия Стручкова. К 15-летию запуска он написал и издал книгу «Дорога жизни и независимости».

– После того, как был забит символический костыль, наша жизнь стала не то что серебряной – золотой. Горизонты возможностей расширились во всех направлениях, – убежден Геннадий Стручков. – Представьте – в чисто аграрном степном районе было трудоустроено сразу 500 человек, а сколько поехало учиться, повышать профессиональную компетенцию, перепрофилироваться! Половина населения села работает сейчас в нашей, а вторая – в Костанайской областях.

Дорога изменила и облик села, его инфраструктуру, привычные маршруты. Простая станция, построенная в полупустой стороне старого аэропорта, соединила западную часть с центральной. Сейчас там три улицы, несколько трехэтажек, дом правосудия, мечеть, ресторан, строится два 16-квартирных коммунальных дома. Райцентр увеличился в два раза. И это только один аспект позитивного влияния железной дороги на социально-
экономическое развитие моей малой родины.

Интересно, что мои земляки сегодня ездят чаще в столицу и Костанай, чем в Актобе. Преимущества северного направления испытали и мы, газетчики. Восемь девушек во время учебы на журфаке Костанайского университета проходили у нас практику, одна из них – Акбота Калдыбек. Сейчас она работает в областной газете «Ақтөбе».

В те годы было много ярких новых событий, это было, как я сейчас понимаю, время первых. Мне посчастливилось сфотографироваться с Первым Президентом страны тогда в Арке. Снимки с того торжественного запуска – уже История, и я горжусь, что причастен к ней.

От скорого до тальго

Спустя ровно десять дней после официального открытия дороги из столицы отправился в первый рейс скорый поезд № 57 сообщением Астана – Актобе. 11 декабря он прибыл на станцию назначения. В пути состав находился 25 часов.

По данным облфилиала КТЖ, за период эксплуатации производительность линии Хромтау – Алтынсарино составила порядка 30 млрд
т/км, перевезено более 160 тысяч тонн грузов, что позволило окупить затраты по проекту в первые же годы.

14 декабря 2012 года по этому маршруту начал курсировать новый скоростной пассажирский поезд «Тулпар Тальго». Скорость его движения – до 140 км/час. Вместо прежних 28 часов на дорогу уходит 16.

Маршрут следования пролегает по территории Алгинского, Мугалжарского, Хромтауского и Айтекебийского районов.

Над Главной темой работала Ляззат ЕГИБАЕВА.
Фото из архива «АВ»

 

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................