Накрошить помельче отдельные номера, приправить фантазией, смешать получше. Подавать с хорошим настроением. Таков рецепт блюда под названием «капустник», которым своих зрителей в День театра угостили местные и приезжие актеры.
Празднование Международного дня театра совпало с гастролями Западно-Казахстанского театра драмы, поэтому уральцы тоже приняли участие в капустнике. А вообще на сцене областного драмтеатра в этот день сыграли артисты сразу шести театров.
Первыми выступили актеры казахской труппы Актюбинского театра драмы. Они показали зрителю отрывки-воспоминания из своих лучших постановок.
Пока зритель приходил в себя после эпической грусти, навеянной казахской труппой, на сцену вышли кукольники из «Алакая». Они решили взяться за жанр, который очень популярен среди актеров, – пародию. Под смех зала «алакаевцы» изобразили, как работники разных театров собираются на репетицию, как они по неистребимой привычке начинают «отмазываться» и сбегать – ведь можно где-то подшабашить, пока остальные репетируют. И, в конце концов, остаются только четыре козлика из «Алакая»…
Театр «Лестница» отличается исключительно молодым составом, тягой к пантомиме и стремлением одеть актеров в черное и облегающее. А также постоянной связью с тонкими планами бытия. Вот и в этот раз, плавно перемещаясь и покачиваясь, вещая о вечном, актеры почти смогли погрузить зрителей в транс. Но потом на сцену вышел актер Саша Ефременко, и, теребя косичку на черном парике, в томной манере завел: «Когда я… создавал… этот театр…». Кто-то сразу узнал в пародируемом режиссера Вячеслава Виттиха, один за другим посыпались смешки и аплодисменты.
Самый необычный театр – клоунада из ДК глухих. Их постановки, несмотря на веселье, остаются какими-то щемящими, берущими за душу. Возможно, потому что знаешь, что этим актерам репетиции и выступления даются гораздо большим трудом, чем хорошо слышащим.
Бодрые говоруны из «Екі езу» показали номера в духе КВН, а вот Западно-Казахстанский театр меня озадачил. Уральцы продемонстрировали прекрасные голоса и хорошие танцы, и при этом ни одной минуты актерской игры. Возможно, они берегли силы для гастрольного выступления, но на капустнике у них получился не театр, а добротный Дом культуры.
Русская труппа выступила последней. «Вы можете представить, как бы выглядел спектакль «Панночка» в театре «Алакай»?» — спросила кукла Брандахлыст. Такое прочтение Нины Садур, конечно, публику заинтересовало. И вот уже Хома Брут очерчивает кругом аналой, бормочет Псалтирь, а из гроба восстает… корова из «алакаевских» ростовых кукол! Зал взрывается смехом. На сцене продолжается триллер, и Хома Брут уже окружен целым хороводом чудовищ: Спанч Боб, Смешарики…
Чтобы изобразить, как бы поставили в театре «Лестница» сказку «Аленький цветочек», актеры надели кокошники и платки поверх черных и облегающих костюмов, принялись вещать, качаться и выполнять всевозможные поддержки и подъемы. А для пущего эффекта хрупкий Максим Винс в роли Купца взял на руки далеко не хрупкую Дашеньку Ивонину.
«Женитьба Бальзаминова» в духе «Екі езу» просто не давала зрителям продохнуть. Таская за собой микрофоны и болтая на шала-казахском языке, Анфиса, Раиса, Бальзаминов и Белотелова рассмешили абсолютно весь зал.
Апогеем этого выступления стал директор театра Женис Калкабеков в образе Помпонины. Конечно, не в бюстье и не в чулках, но в огненном парике и юбке-подставке. Когда после капустника у него спросили, как актерам удалось уговорить его на это – ведь никто из директоров еще не позволял себе такого – он ответил: «Меня просто поставили перед фактом!»
После веселой части началась приятная. На сцену поднялись начальники областного и городского управления культуры, вручали грамоты, дарили подарки.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА