Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

И снова Jazz!

Целых три дня на сцене областной филармонии гостили музыканты с разных концов света. Музыканты были разные — светлокожие и не очень, молодые и постарше, начинающие и мировые знаменитости. Объединяло их одно — фестиваль «Aktobe Jazz-2011».

Действо началось 6 октября вечером. На него приглашались все желающие, но пришли в основном музыканты. Это был мастер-класс американского квартета Paul Beaudry & Pathways.

Пол Бодри и его квартет как единый коллектив существуют уже 4 года. Они не стали показывать джазовые стандарты. На сцене филармонии музыканты рассказали про главные принципы: что такое джаз и как не бояться сцены («Мы понимаем, как это важно для музыкантов — не бояться сцены»).

Джаз, по словам Пола Бодри — это когда музыканты полностью доверяют друг другу. Какая нота будет следующей, никто точно не знает, и поэтому надо, чтобы рядом с тобой на сцене были люди, которые тебя чувствуют и, если что, подхватят. А против боязни сцены Пол рекомендовал одно средство — труд: «Если вы будете много работать, то на сцену вы будете выходить с радостью, чтобы показать, чего достигли. Никакого страха, страх от недостатка работы».

Самих американцев ждал сюрприз: слушатели предложили сыграть импровизацию на тему «Қамажай». Квартет с радостью согласился на этот опыт. На сцену вышла пианистка Дина Ниязова, которая задала тему. Попытавшись отыграть несколько периодов, квартет предложил отложить эксперимент на другой день: «Завтра у нас будет что сказать по этому поводу».

— Играйте, работайте и не нервничайте, — заключил Пол Бодри свою встречу с музыкантами. Это было неофициальным началом фестиваля.

Первый день фестиваля собрал уже полный зал, под завязку. Квартет Пола Бодри выступил первым. Кстати, «Қамажай» они, как обещали, исполнили, что привело слушателей в восторг.

Следующими, в кого влюбились актюбинцы, стали гости из Алматы, фольклорный джазовый ансамбль «Сазген сазы». Дирижирует этим потрясающим коллективом уже полюбившийся нам джазмен Яков Хан. Казахская музыка и инструменты в джазовом облике стали просто великолепны. Оказывается, баян — вполне ударный инструмент, а домбра способна звучать, как полноценный участник ритм-секции!

Коллектив Happy People из Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова показал слушателям, что такое полное погружение в джаз. Представьте себе композицию, которая длится минут 8-10, это целая городская симфония. Представьте себе исполнителей, которые вообще не обращают внимания на внешние обстоятельства и, кажется, просто забывают обо всем, кроме музыки. Думаю, все актюбинцы запомнили улетающего от джаза басиста «счастливого народа». Этого парня, который нырял в джаз со счастливой улыбкой, а потом отсыпался в фойе, зовут Феликс Аксенов.

Совершенно новое для актюбинцев искусство представили астанчане — инструментальная группа Jango. Этот коллектив назван в честь Джанго Рейнхардта, основателя жанра «мануш» — цыганского джаза. Образцы этой удивительной музыки можно было услышать в фильме «Шоколад». Мануш сочетает в себе прохладу джаза и страсть цыганской музыки. Он одновременно и наивный, и мудрый. Актюбинцы слушали, затаив дыхание, впитывая непривычные мотивы. И проводили гитаристов бурными аплодисментами, особенно виртуоза Кима Чан Ку.

Гость фестиваля, голландский пианист Майк дель Ферро, сел за рояль и обрушил на слушателей водопад прохладных, свежих нот. Удивительно: маленький, полненький, в красных мокасинах музыкант выглядел так, словно его минуту назад разбудили. Но стоило ему заиграть, как внешность отошла на второй план, и за роялем уже был творец.

Второй день фестиваля, конечно, уступал первому и по количеству выступающих, и по мастерству. Но слушатели одинаково были благодарны всем: и маститым, и начинающим. Девочек из кыргызского коллектива «Эльшахнур» поддержали, помня, что все когда-то были неопытными и необстрелянными. Выступили они нормально, просто очень сильно боялись.

Зато большим подарком было выступление еще одних гостей — тольяттинского коллектива Jazz Express Orchestra с потрясающей вокалисткой Анисой. Хрупкая, красивая девушка с изумительным голосом и безупречным вкусом, творящая на сцене — такая она, эта Аниса. Jazz Express Orchestra подарили слушателям и классические вещи, и собственные сочинения, и джазовые аранжировки песен Мадонны, Стинга и Deep Purple. И это было здорово.

Ярослав Сапожинский, руководитель Jazz Express Orchestra, собирал инструменты и рассказывал, что идея обрабатывать рок пришла давно. А насчет Анисы он выразился так:

— А слушатель, вы говорите, «улетает»? Так «улетает»-то вместе с нашей Анисой!

Майк дель Ферро оказался на редкость дружелюбным и общительным парнем. И об актюбинских слушателях он отозвался очень хорошо:

— Я играл в 91 стране. Везде я дарю через музыку свое тепло, свои чувства. Чувства одинаковые ко всем слушателям во всех странах. А вот отдача разная. Японцы сдержанные, но ваши слушатели очень благодарные, они так поддерживают! Мне было очень тепло у вас. Я надеюсь вернуться и не один раз.

Все ли было идеально на фестивале? Пожалуй, да. Кроме одного — крайне неграмотных программок. Композитора Джобима в них превратили в какого-то «Июбима», масса ошибок на обоих языках. Если фестиваль вырос до трансконтинентальных размеров, то даже такие мелочи должны быть на уровне. А за все остальное, конечно, огромное спасибо.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

 

Итоги фестиваля

Диплом ІІІ степени: инструментальная группа «Jango», группа «Эльшахнур»

Диплом ІІ степени: группа «Happy People», квартет саксофонов «Stardust» (г. Ташкент)

Диплом І степени: квартет джазовой музыки РАМ им. Гнесиных (г. Москва), вокальный квинтет «Jazz sound»

(г. Астана)

Гран-При: Фольк-джаз ансамбль «Сазген сазы»

Номинация «Лучший гитарист»: Ким Чан Ку (г. Астана)

Номинация «Лучший пианист»: Э. Муфазаров, г. Уфа, А. Третьяков (г. Москва)

Номинация «Лучший саксофонист»: А. Хайдаров

(г. Ташкент), А. Баязитов, (г. Москва)

Колонка "Взгляд"