Говорят, на фоне свадьбы рождение и смерть человека выглядят неприметными эпизодами. Настолько пышно и помпезно устраиваются свадебные торжества. Так было в старину, так остается и поныне. Традиции, связанные с созданием супружеского союза, хранят в себе массу примет, поверий и ритуалов, символизирую-щих глубинный смысл, начало начал. Слияние Неба и Земли, Бога и Богини, Адама и Евы. Прекрасное событие в жизни мужчины и женщины. Но видим ли мы в сегодняшних свадьбах этот волнующий праздник любви? Не превратились ли вековые обряды в развлекательные шоу? Не стала ли свадьба доходным бизнесом для одних и кредитным ярмом для других? Главная тема этого номера посвящена размышлениям о нынешних казахских свадебных обрядах.
Породниться
на тысячу лет
Свадьбу можно рассматривать с разных позиций. Вот ракурс с хозяйского места. Обычно, это где-то с краю, все время на ногах, в беготне от гостей к центру зала, выслушивание нескончаемых тостов. При этом надо кланяться, мило улыбаться, складывать конверты и лихорадочно думать, как бы что-нибудь важное не упустить из виду. Минимум месяц до этого дня вы не спите, дня три не едите, готовясь к встрече сватов и, собственно, к свадьбе. Ваши нервы на пределе, вы валитесь с ног, стремитесь угодить гостям, стараетесь отследить работу тамады, администратора ресторана, официантов, и при этом делаете вид, что вам жутко весело. Праздник ведь, надо радоваться.
Представьте себя на месте жениха или невесты. Или вспомните сей незабываемый момент. Не будем говорить о приготовлениях к регистрации, изматывающих походах по магазинам. Вот вы за столом, восседаете на троне. Встали-сели, встали-сели. Между тостами перекусили. К середине застолья вышли потанцевать. И опять тосты. Заполночь в полупустом зале вы все еще делаете вид, что довольны жизнью, но туфли жмут, прическа стягивает волосы, галстук не дает свободно вздохнуть.
Допустим, вы — гость торжества, пунктуальный причем. Как указано в пригласительном билете, пришли вовремя в ресторан. Два часа прождали в фойе, развлекаясь светскими беседами. Следующие несколько часов просидели за столом, объедаясь салатами и нарезками. Вас сфотографировали с вилкой в руках, позже на память всучили снимок за 300-500 тенге. Пришел ваш черед поздравить молодых, вы произнесли проникновенную речь, затронув младенчество, детство и юность жениха (невесты), спели песню а капелла, или же спрятались за спинами говорящих со словами: «Присоединяюсь». Вручили конверт хозяевам тоя. После первого стола поспешили домой, прихватив в пакетике сладости и фрукты.
Вы не согласны? Все не так? Конечно, я утрирую. Для многих свадьба остается ярким воспоминанием. Но не для всех. К примеру, одна женщина рассказывала, что на свадьбе сына она только и делала, что ругалась с администратором ресторана. Доказывая, что количество посадочных мест меньше, чем заказывали, что запеченных гусей на столах должно быть больше, что спиртного достаточно и оно никак не могло закончиться в самом начале тоя. Сейчас при слове «свадьба» у нее поднимается давление. Уверена, этот случай далеко не единичный.
На свадебный переполох можно взглянуть с позиции тамады. Чтобы узнать мнение организатора торжеств, мы пригласили в редакцию историка по профессии и известного тамаду Айшуака Бахитова. Он рассказал, какой на самом деле должна быть казахская свадьба. Разговор начали с момента сватовства.
— Издревле у казахов было четыре разновидности сватовства: традиционный құдалық, бел құда, бесік құда и қарсы құда. Традиционное сватовство — обязательный обряд, сохранившийся по сей день. Бел құда — это когда семьи договаривались стать сватами еще до рождения детей. Фактически то же самое — бесік құда, детей сватают с колыбели. Таким образом знатные роды связывались узами родства на долгие годы и века. Нередко можно услышать мнение, что это дикость, средневековье, что нельзя людей заочно «приговорить» друг к другу. На самом деле это не так. Будущие сваты приучали детей с малых лет к тому, что они жених и невеста. Мальчик и девочка часто виделись, вместе росли, играли. Девушка имела право с юных лет устанавливать высокую планку для своего жениха, ненавязчиво изъявляя желание, чтобы он рос крепким, разносторонне развитым, эрудированным. Чтобы был, как говорят казахи, сегіз қырлы, бір сырлы. Скажите, какая девушка не хочет, чтобы ее жених был самый-самый?! Қарсы құда — не столь распространенное явление и, честно сказать, не очень приветствовалось в народе. В тяжелые годы джута, войн люди не могли совершать обряды по всем правилам, поэтому один род с другим договаривался о взаимном обмене. Редко, но бывало, что человек, женивший сына на дочери свата, сам выдавал дочь за сына своего свата, их называли қарсы құда — взаимный (встречный) сват, — объясняет старший преподаватель кафедры истории Казахстана университета им. К. Жубанова Айшуак Дарменулы.
Но под влиянием глобализации происходит трансформация традиций. Каждый регион Казахстана и даже каждая семья в нашей области по-своему трактуют ритуалы. Некоторые обычаи становятся архаизмами, некоторые сохраняются и начинают сверкать новыми гранями. Сегодня из соображений практичности сватовство нередко объединяют с обрядом сырға салу (когда будущей невестке одевают серьги). Раньше, по словам историка, обряд сырға салу (или үкі тағу) проводили девочкам 10-15 лет. Недаром говорят: яблоко от яблони недалеко падает, зная мать, можно сказать, какой будет дочь. Заранее «окольцовывая» будущую невестку, сторона жениха стремилась заполучить девушку из уважаемого, знатного рода.
— Сейчас многие предпочитают упрощенный вариант: проводят в один день и сырға салу, и құда тусу, и қыз ұзату (проводы девушки). Я считаю, что утеряна интрига сватовства. Обряд превратился в констатацию уже известного факта.
— Сколько человек по обычаям может прийти свататься?
— С этнографической точки зрения в Западном Казахстане — от двух до четырех. У казахов женщины не ходили на сватовство, только мужчины, и только избранные, самые близкие, авторитетные. Отец девушки дарил почетному гостю, аксакалу, особый подарок — шеге шапан, свидетельствующий о том, что сватовство состоялось.
Салем
родственникам
и коллегам
Сразу после проводов девушки следуют обряды жасау беру (везут приданое), неке қию (религиозный обряд бракосочетания), келін түсіру (невеста входит в дом жениха) и беташар (открывание лица невесты). Между всем этим сваты одаривают друг друга подарками — киіт. На третий день всеобщего гуляния обычно устраивается аралас или тәтті шай — совместное чаепитие в доме жениха.
— В последние годы стало модным проводить обряд сынсу на свадьбе девушки. Не кажется ли вам, что театрализованное представление напрочь стерло суть этого мудрого обычая? — задаю я вопрос собеседнику.
— Сынсу должна петь сама девушка. Покидая отчий дом, невеста прощается с родственниками, импровизируя, обращается ко всем, вплоть до братьев и сестер, спящих в колыбели. Со слезами на глазах, держась за дверной косяк, она печально поет о своей будущей неведомой доле. В ответ друзья и родственники жениха, пришедшие за невестой, исполняют «Жар-жар». В наше время нанятые актрисы поют сынсу от имени девушки. А сама невеста присутствует при этом как бутафория, иногда не понимая смысла обряда, не прислушиваясь к словам. Бывает, родные плачут, утирают слезы, а невесте хоть бы что. Один мой знакомый домбрист рассказывал: во время беташара он открывает лицо невесте, а она довольно оглядывает всех вокруг, радостно улыбается и жует жвачку.
Так мы с моим собеседником добрались до беташар. Это обязательный атрибут свадьбы в доме жениха. Беташар, по словам Айшуака Бахитова, служит гранью между девической, раздольной жизнью и жизнью взрослой женщины-матери. Алая лента соединяет платок, покрывающий лицо невесты, и камчу. При каждом взмахе камчи лента взлетает и опускается, словно пора девичества прощально машет напоследок. Беташар пели поэты-импровизаторы, посвящая слова назидания именно этой невесте, этому роду. Не было шаблонных текстов, как сейчас. Не было ни корзинок, ни банок с перевязанной красной лентой. Обряд устраивался в доме жениха, обязательно до обеда. Собирались самые близкие родственники. В качестве көрімдік, подарка на беташар, молодой семье дарили верховых лошадей, драгоценности, серебряные и золотые монеты. Акына-домбриста хозяева тоя одаривали отдельно.
— У нас же беташар делают в девять часов вечера. Собирается человек двести или больше того. Невеста отдает поклон не только родственникам мужа, его друзьям, соседям, но и коллегам его родителей. Бывает, хозяева приглашают под сотню своих сотрудников, многие из которых даже не знают, как звать жениха и невесту. Знакомы лишь с папой или мамой. И всем девушка должна кланяться. Зачем? Чтобы не обидеть никого из гостей? Я считаю — это неправильно.
Культурный рэкет
Большая проблема наших свадеб — непунктуальность. Гости в порядке вещей опаздывают на три-четыре часа. Очень редко в нашем городе, говорит организатор свадеб, уважаемые, авторитетные люди начинают торжества строго в назначенное время.
— По законам этики человека следует приглашать минимум за месяц до начала торжества, в течение трех дней приглашенный должен дать ответ, сможет ли прийти, с кем он будет. И потом, если пригласили только супругов, вы как воспитанный человек не пойдете в ресторан всей семьей, с оравой детей. Тем более, если там выпивают спиртное, могут нецензурно выражаться. Ну, а если уж вы пришли с детьми, будьте добры следить за их поведением в зале.
— Фотограф на свадебном торжестве с пачкой распечатанных снимков стал обыденным явлением. Он служит приложением к ресторану, без него — никак. Что вы думаете по этому поводу?
— Это большой минус, неправильный менеджмент администрации заведения, навязывание услуг. Как я могу относиться к тому, что во время свадьбы ходит незнакомый мне фотограф, снимает моих гостей, требует от них денег за снимки? Это культурный рэкет. Уважающий себя ресторан не станет этим заниматься. В Актобе есть несколько хороших ресторанов, в которых не навязывают такие услуги.
— Многочасовые тосты — еще один бич наших свадеб, — продолжает собеседник. — Я помню свадьбы, которые проходили «на ура» совершенно без тостов. На триста человек было всего четыре тоста. Все остальное время люди танцевали, пели, принимали участие в театрализованных шоу, смотрели концертную программу. Хотя наш народ, к сожалению, не привык вкладывать деньги в шоу. Можно было бы сделать шведский стол. У нас получается стереотип: свадьба — это опоздания, все сидят как на партконференции, читают длинные тосты-доклады, плотно ужинают. Отработали, ушли домой. В конце свадьбы остается горстка людей, и те сидят, словно сонные манекены. Вы представьте себе психологическое состояние молодоженов, когда от 200 гостей остается 20 человек. Получается, свадьбы организовываются для гостей, а не для молодых.
На вопрос о том, что его раздражает больше всего в современных свадьбах, Айшуак Дарменулы неожиданно для меня ответил:
— Если верить новостям, в прошлом году 12 тысяч девушек из Казахстана вышли замуж за иностранцев. Говоря откровенно, я стараюсь не заниматься организацией таких свадеб. Был случай, когда в знак протеста большинство родственников не пришли на свадьбу девушки с иностранцем. Объявили бойкот. Сама невеста и ее родители были в шоке.
В завершении беседы гость редакции подчеркивает: тамада — это капитан свадебного корабля, рулевой. Но как поплывет судно, зависит от всех присутствующих. Гости не должны требовать: «Вот, я пришел, давайте веселите меня». Каждый должен внести свою лепту в торжество, действовать слаженно, как единая команда. А перед хозяевами стоит задача: выбрать хороший ресторан, пригласить профессиональную команду ведущего, продумать все, до последней мелочи, сделать акцент на культурной программе.
— Главное — приглашайте в гости только хороших знакомых, близких людей. Исходите из своих финансовых возможностей, помните: количество гостей не служит показателем вашего авторитета. И не забывайте о национальном колорите, — советует Айшуак Бахитов.
Флешмоб в белой фате
Рахым БЕКНАЗАРОВ, доктор исторических наук, этнограф:
— Каноны свадьбы сохраняются на протяжении веков. Знакомство, сватовство, проводы девушки, вручение подарков, беташар присутствовали в свадебных ритуалах во все времена.
Но, безусловно, что-то видоизменяется, вводятся какие-то новшества. К примеру, под влиянием европейской моды появился обряд разрезания свадебного торта и угощения гостей. На казахских свадьбах в далекие времена вообще не было сдобы, не говоря уже о торте и его совместном разрезании. Я специально анализировал этот элемент. Можно было бы предположить, что сказались отголоски татарской культуры, когда жених и невеста разрезали специально испеченный свадебный пирог. Но, скорее, это веяние западного стиля.
Второе, что хотелось бы отметить — свадебные флешмобы. Ну не было у нас такого никогда, чтобы жених с невестой выполняли ритмические танцевальные движения на свадьбе. В Астане, Алматы это культивируется давно, в Актобе только-только набирает обороты. Я думаю, это временное, напускное явление. Со временем оно пройдет. Тем более, что в столичных городах такие флешмобы уже идут на спад.
Беташар — ритуальный спектакль, на котором невесту знакомят с родственниками мужа. Она должна с первых дней запоминать кто есть кто. Сбор денег домбристу-акыну — более поздний обычай, возникший в советский период. В 18-19 веках такого не было. В последние годы в некоторых регионах, к примеру, в Атырау, Актау собранные во время беташара средства стали отдавать хозяевам свадьбы. И собираются там солидные суммы, приглашенные дают не символические 500-1 000 тенге, как у нас, а уже по 50-100 долларов и больше. Хозяева сами решают, что дать тому, кто провел этот обряд.
Радует то, что сейчас на свадебных застольях становится меньше спиртного. Об этом же говорят российские ученые, например, мои коллеги из Санкт-Петербурга Инга Стасевич и Лариса Попова. Они несколько лет подряд в нашей области проводили этнографические исследования и констатируют, что алкогольные напитки — это инокультурное влияние, не имеющее корней в Казахстане. Потому идет тенденция к уменьшению употребления спиртного. Молодые люди отдают предпочтение трезвому образу жизни. Но не следует путать это с влиянием ортодоксальных религиозных течений. Это совсем другой разговор.
Бывает, когда свадьбы, приуроченные к определенным датам, превращаются в массовые шоу. Как-то я присутствовал в ЗАГСе в день, когда регистрировалось несколько десятков пар. В такой обстановке человек теряется.
Кроме того, я считаю, надо стремиться к сдержанности свадебных пиршеств. В Туркмении, Узбекистане появились ограничения на государственном уровне. Наша молодежь сама начинает понимать, что вместо не-
оправданных расходов на торжества родственники могли бы помочь новой семье приобрести, к примеру, жилье. Ведь цель торжественных церемоний — создать и сохранить ячейку общества. Для этого совершенно необязательно влезать в кредитные долговые ямы.
Над Главной темой работали Гульсым НАЗАРБАЕВА и Асхат КАЛЖАНОВ