Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Идея, деньги и бизнес-план

В Актобе будущих предпринимателей учат,  как открыть и вести свое дело

Проект «Начни свой бизнес» вторую неделю реализует компания «Диалог» в сотрудничестве с USAID и международной организацией труда (МОТ). Этот проект находит свое воплощение по всему Казахстану. В Алматы прошел тренинг для тренеров из разных городов и после обучения и получения сертификата они приступили к занятиям.

— Это наш третий проект в сотрудничестве с USAID, — рассказывает Айжан Дуйсебаева (на фото), тренер-консультант по бизнесу. — Данную программу разработала МОТ, представительство которой находится в Женеве. Почему важен это проект? По статистике, 50 процентов начинающих предпринимателей закрывают свое дело. У них нет информации о рынке, производимом продукте, о том, как вести свой бизнес. Финансово помочь всем невозможно, но международные организации могут обеспечить начинающих предпринимателей ценным ресурсом — информацией. Специалисты МОТ разработали 40-часовой курс «Начни свой бизнес», в рамках которого даются теоретические и практические знания. Мы проводим деловые игры, это смоделированные бизнес-ситуации, в которых слушатели учатся, как надо поступать, и видят, как решение приводит к определенным последствиям. Правильно спланировал бизнес — получаешь доход, неправильно — убытки. Каждый может попробовать себя в разных ситуациях, чтобы завтра, когда он выйдет на реальный рынок, который гораздо жестче, у него была уже определенная стратегия, как вести бизнес.

Большинство слушателей курсов — это актюбинцы, которые только собираются открывать свое дело. У некоторых есть бизнес-опыт, но они хотели бы открыть что-то новое и не повторять прежних ошибок. Большинство тех, кого мы увидели на занятиях, — это студенты, безработные и домохозяйки, хотя встречаются и люди, которые сейчас занимаются вещами, далекими от предпринимательства — преподаватели, журналисты и даже танцоры. Стоимость обучения — 3 тысячи тенге.

— Прежде чем открыть бизнес, нужно все тщательно спланировать, — продолжает тренер. —  Сначала нужно проверить, обладаете вы личными качествами, необходимыми для предпринимателя. Ведь можно быть хорошим специалистом, но плохим бизнесменом. Во-вторых, ваш бизнес-продукт или услуга должны быть востребованы на рынке. Для этого прежде всего нужно провести маркетинговые исследования. После этого надо определиться со стартовым капиталом. Представители МОТ не рекомендуют сразу начинать с крупных кредитов. Нужно иметь в активе хотя бы 30 процентов своих денег и реальное залоговое имущество.  Если и с этим определились, нужно правильно выбрать форму бизнеса. От того, как вы зарегистрируетесь — в качестве ТОО или индивидуального предпринимателя, будет зависеть оплата налогов.

На курсах слушатели постепенно заполняют форму в виде книжки, которую им выдают перед началом занятий. Это подробный бизнес-план, с которым можно будет пойти в банк, к инвесторам. Чаще всего у тех, кто пришел учиться, уже есть своя идея. Меньше всего среди потенциальных бизнесменов тех, кто хочет заняться производством — для этого требуется много ресурсов, знаний и окупаются вложения в производство медленнее. Поэтому большинство предпочитают сферу услуг и торговлю. Здесь и вложения минимальные и окупаемость довольно быстрая.

Как говорит Дуйсебаева, в Актобе еще много свободных ниш для малого бизнеса.

— Скажем, я бы хотела покупать свежие булочки к завтраку, а у нас по утрам продают только вчерашнюю выпечку. Никто не хочет в 4 часа утра печь свежий хлеб, а ведь так можно обогнать конкурентов!

Проект по программе USAID заканчивается в августе. Но в «Диалоге» хотят работать по нему дальше, ведь курсы оказались очень востребованными. Было бы неплохо, считают здесь, если бы крупные компании в рамках социальной ответственности оплатили курсы для безработных. В Алматы, например, когда несколько компаний вынуждены были сократить персонал, работодатели оплатили тренинг «Начни свой бизнес» и часть уволенных нашла свое новое предназначение, открыв собственное дело.

Кстати, по окончании тренингов через 3, 6 и 12 месяцев организаторы будут интересоваться у посетителей курсов, нашли ли они себя в бизнесе.

— Мы должны не просто обучить людей, хотим, чтобы полученные знания они применили на практике, и мы действительно помогли кому-то начать свое дело, — заключает Айжан Дуйсебаева.

Мария КОРЖЕВА

Колонка "Взгляд"