Черная дыра под названием ИГИЛ (ДАИШ), разверзшаяся на Ближнем Востоке, все более расширяясь, затягивает в себя потерявших ориентиры молодых людей из разных концов мусульманского мира. Эта беда не обошла стороной и нашу страну: уже сотни молодых казахстанцев уехали навстречу гибели — воевать за неизвестные цели невидимых кукловодов.
О феномене ИГИЛ пишут в основном в двух ракурсах: это либо попытки конспирологического анализа (чей это «проект»), либо эмоциональные описания злодеяний, творимых террористами из этой зловещей организации плюс констатация несовместимости всего этого ужаса с нормами ислама.
По первому вопросу мы ограничимся ремаркой, что далеко не случайно террористическая организация ИГИЛ (запрещена в Казахстане решением суда) смогла возникнуть и установить свою власть там, где были разрушены институты государственности, установились хаос и безвластие. Отдельно взятый теракт может иметь место в любом уголке мира. Но явление, подобное ИГИЛ, возможно лишь в т.н. failed states («несостоявшиеся государства»), т.е. в тех странах, где разрушаются институты власти.
Попытаемся спокойно и без лишних эмоций, а также не уходя в конспирологические гипотезы, разобраться в самой сущности феномена ИГИЛ. Кто эти люди, что ими движет?
Что значат для них понятия «халифат» и «джихад», кого они считают своими врагами и как далеко готовы зайти в своих амбициях? Прежде всего необходимо понять идеологическую основу ИГИЛ. Это такфир, т.е. обвинение в неверии. Зловещий парадокс: декларируя борьбу во имя ислама и от имени мусульман, эти люди начинают с того, что отказывают большинству своих единоверцев в праве называться мусульманами.
Этот момент принципиально важен: сама попытка самочинно установить халифат столь малым «кворумом» на небольшом участке земли изначально невозможна без такфира. Ибо по законам шариата халифа выбирает умма — всемирная община мусульман.
Когда мы говорим об ИГИЛ, на ум прежде всего приходит простой вопрос: как могли эти люди присвоить себе право говорить от имени всей уммы, от имени всех полутора миллиардов мусульман в мире? Очень просто: объявив большинство из них «неверными».
Грубо говоря, всех нас, полтора миллиарда мусульман, включая казахстанцев, просто-напросто «вынесли за скобки», чтобы после этого террористическая организация, набравшаяся наглости назвать себя «Исламским государством», могла позволить себе объявить: «Мы и есть вся умма. Ибо кто не с нами — тот не мусульманин».
Так поступают только такфиристы. В этом и состоит принципиальное отличие такфирист-ских группировок, включая ИГИЛ, от всего остального спектра «политического ислама». Этим они и страшны. По большому счету, реальная цель таких фанатиков вовсе не в том, чтобы вообще что-либо построить, будь то всемирный халифат или даже просто государство, основанное на шариате, в отдельно взятой стране. Вовсе нет.
Реальная их цель — ПОГИБНУТЬ за идею, забрав с собой на тот свет как можно больше тех, кого они считают «кафирами». Причем в роли «кафиров», как правило, оказываются именно мусульмане. Простые мусульмане, почему-то не согласные с программными установками такфиристов из ИГИЛ.
К сожалению, приходится констатировать, что главными жертвами ИГИЛ являются сам ислам и мусульмане, проживающие в пределах конфликтной зоны и за ее пределами.
С носителями таких идей принципиально невозможны переговоры, компромиссы и т.п. Ибо для этого сначала необходимо понимание целесообразности. Соответственно, нужна ЦЕЛЬ, в реальную достижимость которой люди верят, даже если она, допустим, утопична. Например, построить халифат и самому успеть пожить в нем. Но если изначально цель — умереть, тогда о чем можно с ними говорить?
Отдельный разговор — о самом понятии «халифат», его возникновении и развитии вплоть до 1925 года, когда прекратил свое существование последний легитимный халифат (Осман-ский), а также о его современных интерпретациях — как верных, так и ошибочных. Однако этот вопрос слишком обширен, чтобы его можно было изложить в рамках небольшой статьи. Поэтому скажу лишь коротко.
Исламский халифат был одним из наиболее цивилизованных государственных образований того времени. Уважительное отношение к вере других, к иному мнению пришло именно с Востока. И истоки эпохи европейского Возрождения лежат в халифате.
Разумеется, одно только понимание сути идеологии ИГИЛ не объясняет всего. Безусловно, здесь присутствуют и геополитические интересы держав, если не создавших ИГИЛ, то как минимум не помешавших его возникновению. Есть и вполне понятные человеческие мотивы людей, составивших первоначально костяк этой организации. Это жертвы американских тюрем в Ираке, прошедшие через пытки и издевательства, а также кадровые военные из бывшей армии Саддама Хусейна, потерявшие все после драматических перемен в их стране.
Тем не менее, если мы хотим наладить профилактическую работу среди молодых мусульман Казахстана, разъяснить ошибочность, пагубность этого пути как можно большему числу верующих, говоря с ними на их языке, то для этого необходимо в первую очередь понимать суть идеологии, движущей такими группами, как ИГИЛ, этой духовной болезни под названием такфиризм.
Следует отметить, что 18 августа 2014 года Сарыаркинский районный суд Астаны вынес решение о признании международной организации «Ат-такфир уа-ль-хиджра» экстремистской, а 15 октября прошлого года Есильским районным судом международная организация ИГИЛ («ДАИШ», «Исламское государство») признана террористической. Их деятельность на территории Республики Казахстан запрещена.
Как таковые эти организации отсутствуют в нашей стране, как и ряд других экстремистских организаций, превентивно запрещенных в Казахстане. Однако есть люди, исповедующие ту же самую идеологию такфира, распространение которой становится противоправным деянием, влекущим за собой уголовную ответственность, о чем официально заявили представители ряда госорганов сразу после того, как было объявлено упомянутое выше решение. Об этом должен помнить каждый, кто называет словом «капір» своего соседа, простого казаха или представителя другого этноса, который считает себя мусульманином, но, например, не совершает намаз.
Безусловно, такие меры, предпринимаемые государством, являются оправданными и свое-временными. Однако не менее важно продолжать духовное просвещение народа, призванное предотвратить болезнь, чтобы не лечить ее позже, уже на запущенной стадии.
Ерлан Саиров, политолог