На прошлой неделе завершился рейд-акция «Таза озен», посвященный 20-летию Независимости Казахстана. Лодочно-автомобильная экспедиция ТОО «Шамшырак-Актобе» по Илеку от истока до границы с РФ — мероприятие не столько праздничное, сколько призванное максимально высветить проблемы самой известной реки региона и содействовать принятию конкретных решений по ее спасению. А делать это, судя по результатам экспедиции, надо. Причем немедленно.
Проблемы те же…
Для начала «освежим» в памяти итоги первого этапа — от окрестностей Кандыагаша до Актюбинского моря, о которых мы рассказывали в первой части материала («АВ», №79-80 от 30 июня 2011 года).
На этом почти стокилометровом отрезке члены экспедиции — сотрудники Тобыл-Торгайских департамента экологии и бассейновой инспекции рыбного хозяйства, а также журналисты областных газет «Актюбинский вестник» и «Ақтөбе» констатировали крайне неудовлетворительное состояние Илека.
1. Самое сильное впечатление — первое. Поэтому в глаза сразу бросилась антисанитария, творящаяся на берегах и воде на всем протяжении маршрута. Основная составляющая мусора — пластиковая и различная полиэтиленовая, целлофановая, фольгированная и синтетическая упаковка. Все это очень долговечный мусор, продукты распада которого очень опасны для окружающей среды и человека в том числе. Вдоль реки установлены факты многочисленных стихийных свалок, появление которых обусловлено отсутствием во всех населенных пунктах вдоль реки отведенных полигонов для вывоза ТБО.
2. Браконьерство, использование так называемых «сеток-убийц» китайского производства и хищническое истребление рыбных запасов, естественному пополнению которых препятствует бездумная деятельность человека.
3. Наличие множества запруд и капитальных железобетонных плотин мешает естественному водотоку и, главное, прохождению весеннего ледохода, когда происходит природное самоочищение реки, ее дна от сорной растительности (в первую очередь от камыша) и наносов, открытие подводных ключей, углубление и выпрямление русла. Илек зарастает камышом, почти на всем участке река поделена на плесы, что делает невозможным проход вверх по течению рыбы, идущей на нерест.
4. Нарушения природоохранного законодательства — распашка прибрежных земель, загрязнение воды дизельным топливом и маслом от установленных на берегах двигателей и насосов.
Чтобы не повторяться, просто отметим, что все эти нарушения имеют место и вниз по течению реки, от Актобе до границы с Россией. Кроме того, к ним добавились и другие проблемы. Но обо всем по порядку.
В Илеке обитают щука, окунь, судак, голавль, язь, плотва, красноперка, густера, белоглазка, подуст, карась золотой, карась серебряный, пескарь, сазан, сом, линь и ерш.
Молодожены
на лоне природы…
Проблемы Илека в окрестностях Актобе известны всем, но, к сожалению, мы все привыкли проходить мимо них, словно не замечая. Надо честно признать, что это стало моделью поведения, диктуемой нам нашим экологическим воспитанием. Более того, мы сами способствуем появлению этих проблем.
Точка начала второго этапа, то есть спуска вниз по течению — плотина, удерживающая своим телом водный объем Актюбинского моря. Через один из четырех шлюзов воды Илека сбрасываются по бетонному скату в естественное русло. В этом бурном, с шумом низвергающемся потоке есть какая-то притягательная сила и красота. Но стоит отвести взгляд от него и оглядеть берега, как ощущения красоты — как не бывало. Вся прилегающая к Илеку территория захламлена мусором. И в первую очередь пластиковыми бутылками.
На берегу, средь мусора, сидят одинокие рыбаки, чуть поодаль стоит палатка, рядом купаются и загорают отдыхающие. А неподалеку от каменистого берега, выложенного, кстати, бутовым камнем, — отходами феррохромного производства, под большим тенистым деревом мы наблюдаем актюбинскую свадебную традицию — приезд молодоженов со своими друзьями на водохранилище. В этом нет ничего плохого: это даже красиво и символично — свой первый день молодая семья начинает у воды, стихии, благоприятствующей людям. Одно плохо: молодые люди, распивая напитки разной крепости и закусывая, оставляют тару здесь. И ее скопилось великое множество. Видимо, на память Матери-природе и Илеку. Хорошее начало семейной жизни… Традицию эту вряд ли отменишь, тем более что она в принципе, неплохая, но надо же что-то делать? Для начала хотя бы поставить здесь контейнеры для сбора мусора и обустроить участок.
…и автомойки
А спускаясь ниже, мы увидели на берегу Илека настоящее «купание железного коня». Парень, поставив у самой воды старенький «Фольксваген», деловито мыл его, разложив вокруг резиновые коврики. Госинспектору Тобыл-Торгайской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Нурболату Дуйсенову пришлось составить протокол и выписать штраф. Кстати, несмотря на просьбу незадачливого мойщика Рустама Мусаева решить проблему каким-то другим путем, нарушение природоохранного законодательства обошлось ему минимальным наказанием — штрафом 3 МРП — 4 536 тенге.
Через какое-то время, прямо у пляжа, возле автомобильного моста на поселок Кирпичный, считай в центре города, мы наткнулись на еще одного мойщика автомобиля. На этот раз Нурболат Дуйсенов выписал штраф Нурканату Колдасбаеву. За те же четыре с половиной тысячи тенге парень узнал, что мыть машину возле речки нельзя. К слову, максимальный штраф за мойку автомашин в водоемах составляет 10 МРП, или 15 120 тенге. Минимум же, сказал Нурболат, парни получили в качестве предупреждающей меры, к тому же наша акция носила исследовательский и профилактический характер.
С места в карьер
Большая и, надо сказать, самая насыщенная часть нашего путешествия по Илеку прошла по территории Мартукского района. Здесь нас сопровождал и, по сути, стал полноправным членом экспедиции Мурат Ахмеджанов — еще один инспектор Тобыл-Торгайской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства. Буквально с момента нашей совместной работы мы попали, что называется, с места в карьер. Причем в настоящий — песчаный.
В Мартуке, как, наверное, во всех населенных пунктах области есть проблема доставки инертных материалов: многие сейчас строятся. Но дело в том, что отведенного песчаного карьера здесь нет. Вот и возникают то тут, то там по берегу Илека в окрестностях Мартука стихийные карьеры.
На одном из таких карьеров прямо у берега реки наша группа обнаружила целую автоколонну из самосвалов и тракторов с прицепами, выстроившихся в очереди к экскаватору, грузившему песок в метрах 20-ти от Илека. А ведь по законодательству в 500-метровой природоохранной зоне вдоль реки вести какие-либо работы вообще запрещается.
— Вот, прямо здесь, у берега, в прошлом году выбирали песок, а весной, в половодье, вода пошла по этому месту и унесла с собой в реку тонны песка, — возмущенно говорит Мурат Адигамович. — Но грунт никуда не пропал, не испарился: ниже по течению, в русле реки намыло целый песчаный остров, которого в прошлом году не было. Вот чем оборачивается бездумная деятельность человека.
Комментарии к столь красноречивому примеру излишни. Другое дело, что и без карьера Мартуку не обойтись. И об этом надо думать местным властям. Мероприятие затратное, но необходимое. Правда, делать это надо законными путями, а не устными разрешениями местных начальников из акимата или людей в погонах.
Работы нами были приостановлены, и тут же начался настоящий митинг. Култас Космамбетов, Сергей Поддубный, Валерий Подковыров, Василий Журавлев — водители частного грузового транспорта, занимающиеся доставкой грузов, жаловались, что после газификации села отпала необходимость возить уголь, работы нет, людям нужны песок, глина, а законно возить их нет возможности.
— Говорят, возите из карьера в Каратугае, но это за тридцать километров, какая будет цена этого песка здесь? И как там смогли в 30 метрах от Илека открыть карьер и продавать песок? — спрашивают водители и на эти вопросы у нас не находятся ответы. Может быть, на них ответят органы прокуратуры?
К слову, за все время поездки по району мы обнаружили три стихийных песчаных карьера и один участок, с которого выгребали чернозем. На самом деле их, возможно, еще больше. И все это в той самой природоохранной зоне Илека!
Что касается водителей, то, войдя в их положение, штрафных санкций мы к ним не применили. Просто о ситуации было доложено прокурору района и, думается, какое-то совместное и законное решение по этому вопросу будет все же принято.
Илек меняет русло
Все знают, что уровень реки в последние годы упал. Процесс этот идет давно, но как давно и что способствовало ему — об этом свою точку зрения высказал Мурат Ахмеджанов. Оказывается, вынашивал он ее много лет.
По его словам, в 70-е годы неподалеку от Мартука в сторону Жайсана Илек образовал своеобразное кольцо. В половодье высокие, обрывистые берега обваливались, и один районный руководитель водохозяйственной организации, который, кстати, не имел соответствующего образования и занимал этот пост по разнарядке, решил, что через несколько лет край обрыва дойдет до разъезда Жайсан, и предложил выпрямить русло Илека.
Сказано — сделано. Никаких исследований специалистов. Просто нагнали техники и в нескольких километрах выше по течению прорыли небольшой канал по «перешейку». Со временем река сделала свое дело: она размыла канал до нужной ей ширины и несет сейчас по нему свои воды, и ныне немногие уже знают о ее естественном русле.
Вот в этом-то и вся соль. По утверждению Мурата Ахмеджанова, уровень Илека выше по течению, вплоть до Актобе упал именно из-за этого местного «проекта века».
— Дело в том, что старое, веками существовавшее русло было уникальным — оно располагалось на огромной, чуть приподнятой территории, и это служило фактором, сдерживающим течение реки. Из-за этого уровень реки в верховьях естественным образом поднимался. Канал же, прорытый недальновидными людьми, проходил ниже, и вода, идя, как и электроток, «по линии наименьшего сопротивления», не встречая преград, устремлялась вниз, размывая русло. Скорость течения воды в реке стала больше. Так, люди искусственно увеличили водосброс в Урал ценою падения уровня воды на казахстанской территории, — поясняет Мурат Адигамович.
— Но это еще не все беды, которое принесло изменение естественного русла Илека, сильно пострадало воспроизводство рыбных запасов, — продолжает Мурат Ахмеджанов. — Все дело в том, что во время паводка Илек в этой части заливал огромную в несколько сот гектаров территорию, на которой было много прибрежных озер. В них происходил нерест рыб, естественным образом выращивались мальки, которые в последующее половодье покидали эти озера и уплывали в Илек, пополняя его запасы. Это были своеобразные природные садки для выращивания молодняка. Плюс на этой местности, заливаемой водой, были острова, где водилось много разной дичи, разгуливали и размножались кабаны и косули. Бобры и сейчас живут здесь.
Наш собеседник знает о чем говорит. Мурат Адигамович — местный житель, и эти края, несмотря на свою инвалидность, исходил и объездил вдоль и поперек. Многие годы работал охотинспектором, сейчас — в рыбной инспекции. Он душой болеет за природу.
— Я уверен: вернуть прежнюю картину, восстановить естественный ход Илека и возродить здесь жизнь возможно. Для этого надо лишь перекрыть тот самый злосчастный канал в месте поворота реки и направить Илек в родное русло. При нынешней землеройной и специальной технике на то, чтобы исправить ошибки прошлых лет, потребуется два-три дня. Тогда уровень Илека вверх по течению обязательно поднимется, а в районе Актобе — не менее чем на один метр, — убежден Мурат Ахмеджанов.
Так это или нет — вопрос не в этом. Главное — изучить ситуацию: ведь перспективы очень многообещающие!
Река страданий
Описывая второй этап экспедиции, мы сознательно не стали говорить о хронических «болезнях» Илека, о которых давно известно широкой общественности, — загрязнении бором, шестивалентным хромом, сбросах канализационных стоков.
Эти проблемы, мы знаем, решаются, а как — это уже другой разговор. Загрязнение Илека, как мы и ожидали, подтвердили результаты лабораторно-аналитических анализов проб воды, отобранных нами на протяжении нашего маршрута. Во всех пробах воды, взятых главным специалистом экологического департамента Гульнур Мырзагереевой возле поселка Елек Мугалжарского района, Тамды, Бестамак Алгинского района, содержание, например, аммонийного азота превышает предельно допустимую концентрацию в 1,2 — 1,4 раза. А содержание бора в Илеке возле Бестамака превышает ПДК в 25,4 раза, в Актюбинском море — в 16,4 раза!
По остальным 27 показателям гидрохимического анализа содержание различных веществ в отобранных пробах в основном в пределах нормы или имеет допустимое превышение.
Даешь
программу!
Обобщая итоги рейда-акции «Таза өзен», мы пришли к выводу, что нашему Илеку требуется срочная помощь. Очевидно, что нужна региональная комплексная программа по возрождению Илека как важной трансграничной реки, впадающей в Урал, и на берегах которой проживает большая часть населения области.
Нужно будет провести серьезное обследование всех проблем и предложений по Илеку, о которых было сказано в материалах по следам экспедиции «Актюбинского вестника».
В свою очередь мы направим свои предложения по ним во все заинтересованные природоохранные учреждения и ведомства, а также в местные исполнительные органы и маслихаты. Одновременно информация по всем выявленным фактам нарушений природоохранного законодательства будет передана в соответствующие надзорные органы для проверок и принятия мер.
Вместо заключения
В завершение мы хотели бы поблагодарить за участие, помощь в организации и проведении акции «Таза өзен» руководителей департаментов экологии и рыбной инспекции, направивших в состав экспедиции своих сотрудников, а также туристические фирмы «Зере Тур» (директор Ботагоз Крамбаева) и «Эпоха» (директор Жанна Назарбаева), предоставивших палатки, лодки и другое необходимое снаряжение для участников акции. Постоянную мобильную связь обеспечила компания «КарТел» с торговой маркой «Beeline».
Мирал
ДЖАРМУХАМБЕТОВ, руководитель группы