Такое дополнительное звание носит заместитель директора медресе Московской Соборной мечети, этнический казах Марат Аршабаев. Оно было присвоено ему указом муфтия Москвы, председателя Союза мусульман России.
Со священнослужителем нам удалось поговорить во время его приезда в Актобе на международную конференцию.
Марат Аршабаев, уроженец Восточно-Казахстанской области, по окончании средней школы (в 1982 году) поехал в Москву. Не поступив в Тимирязевскую сельхозакадемию, сдал документы в подмосковный совхоз-техникум на агронома. Но через год его призвали в армию. После трехлетней службы на флоте Марат становится студентом МГУ. В главном вузе Советского Союза он отучился всего два курса. В стране началась перестройка, и ему пришлось идти работать. В начале 90-х Марат два года обучался на факультете религиоведения политического института при Московском горкоме.
Спустя пару лет открылся духовный исламский колледж при Московской Соборной мечети. Аршабаев был одним из первых студентов духовного учебного заведения. По завершении учебы председатель Союза мусульман России назначил его имамом-хатибом казахов города Москвы.
— Это не означает, что ислам делится по национальностям. Муфтият Москвы тем самым хотел призвать к вере больше казахов, живущих в столице России, — говорит собеседник. — Хотя среди других народов СНГ такого звания никто не удостаивался.
Религиозное знание Аршабаев совершенствовал в Ливии и Турции. В 2005 году он стал заместителем директора медресе при Московской Соборной мечети. Хобби имама — фотография. В его коллекции — снимки визита высоких гостей в мечеть, в том числе Муаммара Каддафи.
Сейчас Марат Аршабаев преподает фикх (юриспруденцию). По его словам, правоверные посещают медресе по выходным. Возраст прихожан колеблется от 7 до 75 лет. Среди них ученые, аспиранты, выпускники двух или трех вузов, предприниматели.
В целом, по сведениям собеседника, сегодня в Москве работают четыре мечети. Для огромного мегаполиса это ничтожно мало.
— Представьте себе, из двадцатимиллионной российской уммы более двух миллионов мусульман проживают в столице, — говорит священнослужитель. — Об увеличении культовых сооружений заговорило даже высшее военное руководство РФ. Власти признают, что им неведомо, какие проповеди слушают правоверные, которые молятся вне мечети, поэтому при совершении терактов чаще всего ссылаются на приверженцев ислама.
Ситуацию разногласий среди правоверных на постсоветском пространстве Марат-хазрет объясняет так: на заре перестройки и независимости многие молодые люди в возрасте в 15-17 лет уезжали учиться в арабские страны за счет принимающей стороны и получили пяти- и семилетнее религиозное образование.
— Они, конечно, стали хорошими проповедниками, — рассказывает имам, — но столько времени проведя на чужбине, вернулись совершенно в другую страну. Столкновения происходят на основе непонимания двух миров, традиций, менталитетов.
В то же время имам московских казахов никак не связывает чтение обязательного пятикратного намаза в мусульманских странах с иждивенчеством.
— Это ошибочное мнение, что арабы только и делают, что молятся, — говорит замдиректора Московского медресе. — Лет 15 назад мы были в Ливии. Купались в море и прозевали время намаза. В мечеть опоздавших на молитву не пускают. То же самое и в Турции. Спустя некоторое время после совершения намаза двери мечетей закрываются до следующего намаза. По их суждениям, человек должен учиться или работать, а не слоняться в мечети. Во многом в России мы упустили момент работы с молодежью, и эту нишу заполнили ложные суждения о нашей религии.
В то же время духовный наставник считает, что без достойной подготовки священнослужителей Россия и Казахстан не могут дать достойный отпор последователям нетрадиционных течений.
Абат КАРАТАЕВ