О важных моментах системы обязательного социального медицинского страхования рассказал директор местного филиала ФСМС Батырбек Нургалиев.
— Какая медпомощь остается всегда бесплатной независимо от статуса в ОСМС?
— Государство обеспечивает население необходимым пакетом базовых медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Это скорая и неотложная медпомощь. При необходимости — госпитализация, обслуживание в поликлиниках: прием и консультация у терапевта, в том числе у узких специалистов при наличии социально значимых и хронических заболеваний; лабораторные услуги, диагностика, лечение, вакцинация, скрининг, патронаж детей до года, ведение беременности. Также получить лекарства на бесплатной основе могут категории граждан, состоящие на диспансерном учете по определенным заболеваниям и состояниям.
[box type=»shadow» ]Социально значимые заболевания: туберкулез, ВИЧ, психические расстройства, злокачественные новообразования, дегенеративные болезни нервной системы, демиелинизирующие болезни центральной нервной системы, ДЦП.
Основные хронические заболевания: диабет, артериальная гипертензия, вирусный гепатит, ревматоидный артрит, острый инфаркт миокарда (первые 6 месяцев). Плюс острые инфекционные заболевания, опасные для окружающих, орфанные (редкие) заболевания.[/box]
— Если человек не застрахован в системе ОСМС, на что он может рассчитывать?
— При наличии социально значимых, хронических болезней такой категории граждан обязательно окажут всю необходимую плановую медицинскую помощь, которая полагается при данном заболевании. Даже если у вас нет статуса застрахованности. Это предусмотрено гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. Важно, чтобы человек состоял на диспансерном учете в поликлинике по месту прикрепления.
Если вам отказывают в предоставлении медицинской помощи при социально значимом заболевании, для защиты своих прав необходимо обращаться в службу поддержки пациентов при поликлинике. Если добиться понимания там не удалось, то можно обратиться в Фонд социального медицинского страхования по каналам связи: мобильное приложение Qoldau 24/7, единый контакт-центр 1406, SaqtandyrýBot в Telegram, официальный сайт fms.kz.
— Выходит, что два человека с социально значимыми заболеваниями получают разный медицинский пакет услуг в зависимости от статуса?
— Верно. Если вы в системе страхования, при наличии одного или нескольких заболеваний будете получать лечение по своей болезни. Также при необходимости и по показаниям получите доступ к расширенному пакету медицинских услуг в системе ОСМС, в том числе к дорогостоящим диагностическим обследованиям. Те же пациенты с хроническими заболеваниями, но не участвующие в системе обязательного медстрахования, получают пакет услуг согласно государственному объему бесплатной медпомощи.
[box type=»shadow» ]Если поликлиника не может оказать необходимую услугу, пациент имеет право на ее получение в другой клинике по договору соисполнения. Направление выдается в информационной системе либо в бумажном виде участковым врачом. Если случай срочный, можно обратиться к нему в порядке живой очереди и объяснить ситуацию.
Также вы имеете право самостоятельно найти медорганизацию, в которой оказывается необходимая услуга. Она обязательно должна быть поставщиком фонда. Проверить это можно на официальном сайте fms.kz, также можно запросить информацию у сотрудника вашей поликлиники.[/box]
— Батырбек Амангельдинович, как получить медпомощь будучи участником системы страхования?
— Для начала нужно проверить свое прикрепление к одной из медицинских организаций. Важно помнить, что клиника или поликлиника должны быть поставщиками фонда медстрахования. Обязательно проверьте свой статус в системе ОСМС. Сделать это можно на сайте фонда по номеру ИИН, либо с помощью Телеграмм-бота @SaqtandyryBot, а также в поликлинике по месту прописки. Перед плановым посещением поликлиники не забудьте предварительно записаться на прием к терапевту. Это удобно сделать через мобильное приложение либо через единый контакт-центр вашего города или через call-центр поликлиники. Важно помнить, что на прием к узкому специалисту без направления участкового врача вы не сможете попасть.
— Если не удается записаться на прием к врачу из-за сбоев в программе, куда следует обращаться?
— Если невозможно попасть к узкому специалисту, то причина либо в заполненной записи, либо в отсутствии специалиста. Хотим напомнить, что длительность ожидания консультативно-диагностических услуг не может превышать 10 календарных дней. Это является нарушением условий договора с фондом и влечет за собой штрафы для клиники.
— В соцсетях часты жалобы на то, что работодателями средства не отчисляются в ОСМС, из-за этого нет доступа к получению услуг. Говорят, что бывают фиктивные приписки к врачам, снимаются средства за неоказанную медпомщь.
— Если имеются жалобы, приписки, то посредством приложения Qoldau 24/7, через Play Market, APP Store нужно пройти регистрацию и отследить свой статус, увидеть, за какие месяцы не производились перечисления, оставить жалобу, претензию на медучреждение или же получить консультацию. При отсутствии смартфона и приложений можно позвонить на городской телефон нашего филиала в отдел информирования населения: 8 (713 2) 70-43-53, 70-39-73.
Нургуль АРИНОВА
Фото из архива «АВ»