Жумамурат АЛДАШЕВ, руководитель областного департамента по защите прав потребителей:
— Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу отметил, что базовая цель нашей экономической политики остается неизменной – качественный и инклюзивный рост благосостояния граждан. Приоритетами нового экономического курса станут: стимулирование частной предпринимательской инициативы, то есть отход от госкапитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику; развитие конкуренции, то есть обеспечение равных возможностей для всех; и, конечно, справедливое распределение национального дохода.
Конечно, каждый ищет в словах Главы государства подтверждение собственных ожиданий. Я впечатлен нынешним Обращением – общество ждут серьезные перемены.
Касым-Жомартом Токаевым осмыслен еще один отрезок пути Казахстана. Мне бы отдельно хотелось отметить, что Глава государства уделил особое внимание созданию института омбудсмена при Президенте.
Он уже стал неотъемлемой частью современной модели эффективного государственного управления, создание которого должно быть коллективным процессом, учитывающим интересы всех сторон.
Включение института омбудсмена в общественно-политическую систему Казахстана объясняется прежде всего активизацией общественных институтов в сфере деятельности государства и общества, об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, где защита прав граждан стоит на первом месте. Потребность в таком органе возникает прежде всего тогда, когда существующие институты не позволяют в полной мере осуществлять государственные функции в различных сферах и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан.
Человек ежедневно подвергается воздействию административных и других бюрократических органов, что очень часто приводит к недовольству и вызывает недоверие к государству. Таким образом, распространение института омбудсмена и включение его в политическую систему Казахстана объясняется прежде всего постоянно растущим проникновением государства во все области жизни общества. В целом институты омбудсменов могут иметь узкую специализацию – от банков до сферы защиты прав потребителей.
Институт омбудсмена в нашей сфере преимущественно будет заниматься вопросами, связанными с защитой прав и законных интересов потребителей. Повышение качества жизни казахстанцев неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей, который является индикатором развития добросовестного и конкурентного предпринимательства. Уверенные в своих правах потребители обеспечивают активный спрос на качественные товары, работы и услуги. А это в конечном итоге способствует развитию экономики.