Новая экономическая политика «Нұрлы жол» — ключевой фактор в реализации уникального
геополитического и
геоэкономического положения Казахстана в сердце Евразии.
Мы приближаемся к 25-летнему рубежу независимости нашего государства. По мере формирования выверенного и взвешенного внешнеполитического курса Казахстан стал страной, широко узнаваемой на мировой арене. С укреплением позитивного имиджа нашей республики растет и политическая грамотность казахстанских граждан, которые проявляют все большую осведомленность в нюансах сложной системы международных отношений.
В связи с этим высшей наградой является то, что рядовые казахстанцы с гордостью воспринимают современный Казахстан как сильное и преуспевающее государство, которое не остается безучастным к развитию современных глобальных процессов и имеет четкую позицию по решению основных международных проблем.
Как известно, внешняя политика есть продолжение внутренней. В связи с этим главенствующими факторами в работе Министерства иностранных дел всегда оставались не только внешнеполитические задачи и международные инициативы Президента нашей страны, но и цели внутригосударственного строительства, предусматривающие привлечение иностранных инвестиций, заимствование передового опыта, продвижение индустриально-инновационной стратегии развития.
Главным ориентиром здесь неизменно служили и служат ежегодные Послания Президента народу Казахстана, которые позволяют четко очертить контуры внешнеполитической работы на ближайшую и среднесрочную перспективы.
Глава государства всегда ясно оценивает перспективы развития глобальных процессов и заблаговременно выстраивает меры противодействия внешним вызовам и угрозам. Именно благодаря ежегодным Посланиям укрепилась экономическая составляющая в деятельности МИДа, произошла серьезная активизация экономической дипломатии.
Недавнее Послание Президента «Нұрлы жол — путь в будущее» видится прежде всего как программа антикризисных и стимулирующих мер в условиях неоднозначной ситуации в мировой экономике. Строительство новых дорог, развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса — все это является гарантом устойчивой диверсификации структуры национальной экономики, благодаря чему будут созданы дополнительные рабочие места, усилены объемы внутреннего потребления, увеличены госинвестиции в основной капитал и созданы новые инфраструктурные объекты социального значения.
Послание стало выверенным и превентивным ответом Главы государства на происходящие изменения в системе международных отношений. Этот документ определил развитие Казахстана на ближайшие годы в условиях продолжающегося международного финансово-экономического и геополитического кризиса, а также санкционного противостояния.
Будущее, как отметил Глава государства, сулит изменение всей архитектуры мира и станет временем глобальных испытаний, через которые смогут пройти не все страны, а лишь нации, сплоченные общей идеей и устремлениями. Данный программный документ нацелен не только на рост экономических показателей, но и на укрепление таких государствообразующих ценностей, как национальное единство, стабильность и согласие.
«Нұрлы жол» является квинтэссенцией установок для всех государственных органов в период внешней нестабильности и трансформации геополитических реалий, включая Министерство иностранных дел. Новая экономическая политика Казахстана органично сочетается с целями и задачами Концепции внешней политики страны на 2014-2020 годы, которой руководствуется наше ведомство в своей деятельности. Она была разработана в контексте изложенных в Стратегии «Казахстан-2050» новых приоритетов модернизации, задач по вхождению в 30 самых развитых государств мира, перехода к «зеленой» экономике, активизации экономической дипломатии с упором на транзитно-транспортный и экспортный потенциал нашей республики, сохранению национально-культурной самобытности казахского народа и других этносов, населяющих нашу страну.
С учетом всех основных ориентиров Послания «Нұрлы жол» строится и внешнеполитическая деятельность страны. Базируясь на основных задачах этого документа, МИД работает над дальнейшим продвижением национальных интересов за рубежом с учетом принципиально новых трендов в современной мировой политике и экономике. Мы будем продолжать укреплять взаимовыгодные и дружественные отношения со всеми субъектами международных отношений, осуществляя последовательную и предсказуемую внешнюю политику, делая особый акцент на повышение эффективности в сфере внешнеполитического прогнозирования и экономической дипломатии. Безусловно, ключевое внимание уделяется задаче полной реализации потенциала уникального геополитического и геоэкономического положения Казахстана в сердце Евразии.
Именно нахождение в центре регионального геоэкономического притяжения требует от нас принятия активных мер по развитию региональной торгово-экономической и межрегиональной транспортной инфраструктуры, которая в свою очередь станет основой долгосрочного взаимодействия между Азией и Европой.
Мы ожидаем, что к 2020 году объем грузопотока по коридору между Китаем, странами Центральной Азии, Россией и государствами Европы достигнет 33 млн тонн ежегодно. Эта перспектива усилит лидирующие позиции Казахстана в регионе и принесет солидные экономические дивиденды от транзита и экспортных поступлений.
В прежние времена регион Центральной Азии по объективным и субъективным причинам был изолирован от международных путей транспортного сообщения, и лишь обретение центральноазиатскими странами независимости привело к кардинальному перелому в этой ситуации.
Стоит вспомнить, что вся Центральная Азия лишена возможности осуществлять прямое морское сообщение с торговыми партнерами. При этом Казахстан является самым крупным государством в мире, не имеющим выхода к мировому океану. В связи с этим Послание «Нұрлы жол» должно восприниматься не только как стимулирующая экономическая программа, но и как большой вклад республики в повышение степени транспортной интегрированности как на региональном, так и на глобальном уровнях. Безусловно, это принесет дивиденды не только нашей стране, но и соседям по Центральной Азии, от чего в итоге выиграет вся мировая экономика.
Совершенно новое явление в связи с этим — необходимость налаживания диалога между двумя интеграционными объединениями — ЕС и ЕАЭС. С учетом комплексных вопросов, включенных в повестку дня, можно сказать, что это будет непростой, но очень важной миссией.
И Казахстан будет и далее активно играть роль катализатора и площадки для продвижения такого диалога.
Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу исторический Договор о Евразийском экономическом союзе, что стало реальным воплощением идеи Президента о евразийской интеграции. Мы придаем большое значение развитию интеграционного экономического взаимодействия со всеми участниками этого объединения.
ЕАЭС — это общий рынок, который будет работать на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов всех его участников. Экономическая интеграция развивается именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через укрепление экономики.
Ни одно современное государство не может развивать экономику в закрытых границах. Интеграция открывает новые возможности для национальных экономик и населения. Глобальный опыт интеграции показывает, что объединение усилий приносит долгосрочные экономические дивиденды, обеспечивает более прочную безопасность и повышает благосостояние народов.
Следует понимать, что мы находимся лишь в начале достаточно непростого процесса экономической интеграции. К примеру, с момента подписания в 1951 году Парижского договора, учредившего Европейское объединение угля и стали, которое впоследствии трансформировалось в ЕС, прошло более 60 лет. То есть это тот период, который потребовался европейским странам, чтобы дойти до нынешнего уровня интеграции.
Поэтому следует понимать, что создание ЕАЭС, призванного стать максимально эффективной интеграционной структурой, является высокой конечной целью, к достижению которой мы должны и будем стремиться. К слову, построение демократии аналогично является нашей конечной целью, к которой мы последовательно и настойчиво приближаемся все годы независимости нашей страны.
Реализации поставленных внешнеполитических задач будет способствовать углубление инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Положительные плоды дают отношения всестороннего стратегического партнерства двух стран. 25 февраля был впервые запущен железнодорожный маршрут Ляньюньган — Алматы.
Напомню, что совместный казахстанско-китайский терминал в порту города Ляньюньган был создан по инициативе Президента Казахстана. Работа транспортно-логистического терминала направлена на повышение экспортно-импортного и транзитного потенциала республики, обеспечивая кратчайший выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии.
Учитывая высокий транзитный потенциал Казахстана, мы также заинтересованы в изучении и взаимовыгодном участии в проекте Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин.
Новые возможности в плане задействования возможностей транзитного потенциала и расширения международной торговли представляет международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». По общему мнению экспертов, он призван стать важным опорным пунктом нового Евро-Азиатского большого экономического моста.
Транзитно-транспортная составляющая – одно из приоритетных направлений взаимодействия нашей страны с Ираном. В данном контексте значимым событием стало открытие 3 декабря 2014 года железнодорожной магистрали Казахстан — Туркменистан — Иран, призванной не только диверсифицировать и увеличить экспортные потоки казахстанской продукции в южном направлении, но и стать ключевым компонентом в возрождаемом Великом Шелковом пути на современном этапе.
Внешнеполитическое ведомство привержено эффективному продвижению уникального геополитического и геоэкономического положения Казахстана в сердце Евразии. Такая задача прослеживается в развитии отношений со всеми зарубежными партнерами. Это, конечно же, и сотрудничество с Соединенными Штатами Америки, которые обладают мощным инвестиционным, научно-техническим и инновационным потенциалом. Это и отношения с Евросоюзом, с которым в прошлом году были успешно завершены переговоры о новом Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве, включающем 29 сфер взаимодействия. Мы стали первой страной Центрально-Азиатского региона, с которой ЕС подписывает подобный документ.
Важное внимание также уделяется Центральной Азии, которая впервые в новой концепции была выдвинута в качестве одного из первостепенных стратегических приоритетов внешней политики современного Казахстана.
Руководствуясь задачами Послания, мы также будем продолжать работу по углублению взаимодействия на всех направлениях, в том числе со странами Азии, Африки, Латинской Америки.
Среди новых целевых установок внешней политики Казахстана можно выделить переход страны на «зеленый» путь развития и вхождение в число 30 самых развитых государств мира. Наша страна намерена привлечь зарубежный опыт, чтобы обеспечить развитие соответствующей инфраструктуры для создания «зеленой» экономики, основанной на высоких экологических и энергосберегающих стандартах.
Мы ожидаем, что важным шагом на пути достижения целей «зеленой» экономики станет успешное проведение в Астане международной выставки «ЭКСПО-2017» на тему «Энергия будущего». Данное мероприятие предоставит ценную возможность изучить опыт других стран в вопросе оптимального использования энергии и в сфере продвижения научных разработок для модернизации экономики.
Совместно с компетентными госорганами МИД проводит работу по наиболее полной реализации транзитно-транспортного потенциала нашей страны, превращению недостатка нашего географического положения — в виде отсутствия выхода к мировому океану, в преимущество — в качестве связующего звена возрождающихся трансконтинентальных путей через наш континент.
В этом плане были сделаны серьезные шаги вперед. Это прежде всего работы по строительству транспортных коридоров Западная Европа — Западный Китай и Север — Юг, реализация нефтепровода Казахстан — Китай, газопровода Центральная Азия — Китай, завершение строительства таких важных внутренних железнодорожных магистралей, как Жезказган — Бейнеу и Аркалык — Шубарколь.
Пристальное внимание МИД уделяет привлечению транснациональных компаний в приоритетные секторы экономики, что способствует осуществлению программы индустриально-инновационного развития и Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта.
Министерство участвует в реализации Госпрограммы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы и комплексного плана по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций.
Определенные результаты достигнуты в рамках деятельности механизмов по продвижению инвестиционной политики. Проводится работа по информированию иностранного бизнес-сообщества о дальнейшем улучшении инвестклимата РК, включая новый пакет стимулов в рамках нового Закона «О совершенствовании инвестиционного климата».
У Казахстана есть четкое понимание современных вызовов, ясный план и ресурсы по их преодолению. Среднесрочные и долгосрочные программы развития нацелены на обеспечение стабильности, процветания и роста качества жизни. Реализация выдвинутой Президентом программы «Нұрлы жол», а также таких долгосрочных задач, как Стратегия «Казахстан-2050» и вступление в 30 наиболее развитых экономик мира, требуют интенсивной работы и четкой концентрации на приоритетах. От Правительства требуются последовательные, эффективные, а зачастую и волевые действия.
Министерство иностранных дел нацелено на своевременную и эффективную реализацию всех внешнеполитических задач, поставленных Главой государства. Реализуя сбалансированную и многовекторную внешнюю политику, мы будем продолжать укреплять взаимовыгодные и дружественные отношения со всеми субъектами международных отношений. Одновременно мы будем внимательно изучать новые тренды в мировой политике и экономике, внедряя принципы паритета и прагматизма.
Сегодня мы находимся на пороге важного политического события в нашей стране. Граждане республики 26 апреля отдадут свои голоса за наиболее компетентного и заслуживающего народное доверие кандидата в Президенты Казахстана.
Уверен, что новый мандат позволит стране и ее руководству приступить к скорейшей реализации поставленных задач и активно работать в течение предстоящего периода для эффективного преодоления негативного влияния внешних факторов, обеспечения реализации обозначенных планов и повышения уровня жизни и благосостояния населения страны.
«Казахстанская правда» от 5 марта 2015 года