Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Инженер, рисующий портреты

Как это часто в последнее время случается, работы Сергея Силантьева я впервые увидела в Интернете. То были портреты актеров русской труппы нашего драматического театра. Казалось бы, свои родные люди, знаешь их как собственных соседей.

Но пришло же кому-то в голову изображать их, причем очень похоже, схватив самую суть. Так и состоялось мое знакомство с Сергеем Силантьевым – инженером, театралом и очень интересным художником-самоучкой.

Когда человек не занимается рисованием профессионально, его дом еще не сильно похож на студию. В комнате пока порядок, жизненное пространство краской еще не измазано и не заставлено картинами, даже кисти отмыты. Зато налицо признаки любителя, стремящегося стать профессионалом: масса учебников, россыпь красок. А натянутый на подрамник холст уже теснит со стола монитор.

 

 

Ван Дамм

за банку краски

— Сергей, с чего началось рисование?

— Со школы. Я рисовал рыцарей в доспехах, с мечами, рисовал Древнюю Грецию и Рим. Но как-то не думал, что это может быть серьезно. Зато этому умению неожиданно нашлось применение уже после школы, когда в моду вошли копии постеров актеров и музыкантов.

Сейчас постерами никого не удивишь, а в начале девяностых их просто не было. Умельцы снимали, что находили, на пленку, печатали копии разных размеров и продавали. Кто помнит – это была целая культура. Мальчишки и девчонки вешали на стенку героев того времени: Сильвестра Сталлоне, будущего губернатора и тогдашнего Терминатора Арнольда Шварценеггера, Жан-Клода Ван Дамма, Виктора Цоя.

— Я тогда подумал: а зачем я буду покупать, если можно нарисовать? Стал рисовать сначала для себя. Если друзьям нравилось, мог подарить. А иногда, чтобы не просить денег у родителей, менял нарисованных кумиров на то, что мне надо. Мне, допустим, нужна банка краски или книга, а кому-то нужен Ван Дамм. Вот я и рисовал. До сих пор мне одноклассники пишут, что у них мои рисунки лежат.

Три-четыре года назад инженер-электронщик Сергей Силантьев решил, что пора изучать любимое дело всерьез. Накупил книг, учебников, пособий и засел за изучение художественных премудростей. На работе все парни на перекур – Сергей сидит с книгой.

 

Чем обернулся поход в театр

Однажды любимая супруга Людмила попросила Сергея сходить с ней в театр. Без особого восторга – просто вопрос был поставлен ребром: или ты идешь со мной, или у меня муж такой-сякой, и я иду с подружками. Он пошел. Попал на премьеру «Кукол». И, кажется, влюбился в актеров русской труппы. Не во всех и не сразу, конечно. Для начала в самых заметных, просившихся на бумагу.

— Вот, к примеру, Илья Пятов, Синьор Пигмалион. Как он свой монолог говорит! Сразу видно, что актер вживается в образ. Или Валихан Кинжибаев в роли Альдукара, стоя на коленях, рассказывает про свои грезы… Или Володя Корчуков. Наши актеры очень талантливые ребята. У каждого из них в роли был какой-то сильный момент, который мне захотелось запечатлеть. Я взял фотографии со спектакля и начал работать.

Сергей настолько увлекся театром, что не только перерисовал почти всю русскую труппу. В социальной сети «Мой Мир» он создал страничку актюбинского театра, собрал снимки со множества спектаклей, привел аннотации, выписал фрагменты истории театра. Словом, добровольно стал интернет-летописцем АОДТ. А некоторые портреты отдает вдохновившим его актерам.

Принесенным в подарок фотографиям со спектаклей Сергей очень обрадовался. «Так, это я выложу, это тоже выложу… А вот это я еще и нарисую!». На приглянувшемся ему снимке любимец публики Валихан в роли Бальзаминова мастерски собрал лицо в одну точку. Как это у него вышло, непонятно, но выглядит уморительно, и на самом деле охота нарисовать.

— Намного легче рисовать с фотографии, чем с живого человека, рука еще не набита и знаний не хватает, — признается Сергей. — На снимке натура зафиксирована, неподвижна, не устает. Но я уже пробую делать портреты вживую. На работе поймаю кого-нибудь, кто свободен, и усаживаю.

На стенке в зале уже скопилось порядочно портретов. Актеры, друзья, жена, сын – всем им находится место на бумаге. А еще просто красивые женщины в духе Бориса Валледжио.

 

Почему жена

больше не ворчит

Любое хобби, если взяться за него всерьез, наносит урон семейному бюджету. Выгода и страсть несовместимы. Хотя, если результаты увлечения нравятся другим людям, они могут приносить доход. Так произошло у Сергея. Вначале рисование требовало только трат: кисти, краски, холсты, рамы, подрамники. Расходы только начались, рассказывает Сергей, а жена Людмила уже начала выражать недовольство. И ее можно понять: все расходные материалы для рисования очень недешевы. Ворчание могло усилиться, если бы не один случай.

— Как-то друг открыл собственное кафе и пригласил зайти. Мы пришли. Увидели, что все красиво, но стены голые. Я предложил нарисовать что-нибудь. Сошлись на пейзаже из района, откуда хозяин кафе родом. Кстати, в области у нас немало красивых мест, которые можно и нужно рисовать… Так вот, когда я принес заказчику готовую работу, он глянул и сказал: «А не буду я это в кафе вешать. Себе оставлю. Рисуй другой пейзаж».

Так что теперь и работы продаются, даже очередь на них образовалась, и любимая жена довольна. Что еще раз доказывает: заниматься желательно тем, к чему больше лежит душа. Спрашиваю у Сергея: «А нет ли желания вообще оставить работу и заняться исключительно рисованием?»

— Есть. Как подучусь, наберусь опыта, то очень может быть, — отвечает он.

Довольно смело: уйти с насиженного места и броситься туда, где полно профессиональных конкурентов. Но смелость города берет. А художники, как известно, народ неревнивый и отзывчивый. Сергей с удовольствием вспоминает, как общался с уличными художниками в Алматы.

— Они сидят в парке Горького, рисуют портреты на заказ. Я подошел к тому, кто был свободен, что-то спросил. Так что вы думаете: собрались все незанятые ребята, устроили мне целый мастер-класс. Никто не стал жадничать, делать тайну из своей работы. Это было здорово.

В Актобе Сергей общается пока только с двумя профессионалами – Болатом Атраубаевым и Еленой Лысенко-Игнатовой. У Болата учится на живом примере, а к Елене ходит в кружок изобразительного искусства при Доме дружбы.

Лично я больше чем уверена, что Сергей Силантьев дорастет и до персональных выставок, и до искренней дружбы с другими художниками. Потому что, когда вкладываешь в любимое дело душу, силы, время и деньги, оно обязательно ответит взаимностью.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"