В очередной раз Актобе принял юных участников традиционного фестиваля-конкурса детского академического творчества «Классика». Два дня чистого искусства, дружба и связи между городами и странами и новые имена — вот итоги фестиваля.
Мы — воспитанники советской школы
После того, как собрались все участники, наступил черед почтить память наших великих земляков. Традиция возлагать цветы к памятникам Ахмету и Газизе Жубановым была продолжена и на этот раз, и ей не помешали ни сильный холодный ветер, ни начинающийся дождь.
После торжественной части члены жюри — четверо музыкантов и хореограф — встретились с прессой. Примечательно, что не было среди судей хотя бы двух человек из одной страны. Казахстан, Узбекистан, Россия, Таджикистан и Азербайджан — таков был состав жюри.
Сначала было даже затруднительно начать разговор с людьми, настолько разными. Потом было решено начать с того, что объединило их всех в эти дни в Актобе: с самого фестиваля.
— Чего вы, уважаемое жюри, ожидаете от этого события?
Хорлан Калиламбекова, певица, народная артистка Казахстана:
— Новых талантов, новых дарований. Еще ждем дружбы и взаимопонимания.
— В российской музыкальной прессе встречались статьи, авторы которых пытались выяснить: конкурсы — это польза или вред для детей? А как вы считаете?
Хорлан Калиламбекова:
— Вреда не будет! Молодежь сейчас тянется к эстраде, к легким жанрам. И замечательно, что есть дети, которые будут заниматься чистым академическим искусством. Это полезно.
Нуриниссо Ковракова, хореограф, заслуженный деятель Таджикистана:
— Конечно, какой-то стресс будет. Но это полезный стресс, дети будут стараться работать еще лучше.
Игорь Чернявский, пианист, проректор российской музыкальной академии
им. Гнесиных:
— В методическом плане конкурс, конечно, дает огромный рывок, потому что подготовка — это напряженная работа. С другой стороны, частое участие в конкурсах вредно для маленького музыканта. Ему нужно время, чтобы учиться. Но общение, слушание друг друга — это несомненный плюс конкурсов.
Эльдар Азимов, скрипач, заслуженный деятель Узбекистана:
— Главное, чтобы стресс не был настоящим стрессом. Пусть будет творческое волнение, а не паника и не страх. Чтобы дети конкурировали только на профессиональном уровне. Чтобы не пропало желание дальше заниматься искусством. Доброжелательная обстановка и организация именно на этом конкурсе — выше всех похвал!
— Когда-то мы все жили в одной стране, с единой системой образования и конкурсного отбора. И равнялись на Москву. Вы по-прежнему держите равнение на Москву или есть уже свои собственные ориентиры?
Нуриниссо Ковракова: Я бы даже и не сказала, что на Москву. На мир, так будет точнее. А то, что советская система образования была одной из лучших в мире, — это факт. И надо сохранять то, что осталось.
Игорь Чернявский: Да, это верно. Мы все воспитанники советской школы. А такие конкурсы — отличная возможность, невзирая на границы, хранить традиции.
— Раньше все учились музыке и танцам посредством русского языка. Сейчас в наших странах в ходу два языка — государственный и русский, языков обучения также два или даже больше. Различается качество обучения на этих языках?
Игорь Чернявский:
— Думаю, что нет…
Эльдар Азимов (смеется):
— А это не к вам вопрос, вы россиянин. Это у остальных спрашивают.
Нуриниссо Ковракова:
— Возьмем наш хореографический колледж имени Малики Сабировой. Группа может обучаться на русском и на таджикском языках, по выбору студента. Но не секрет, что занятия танцами идут на русском языке с французскими терминами. И если дети приезжают, не зная русского языка, то за пару месяцев им приходится его осваивать. У музыкантов термины итальянские, у нас французские, но все равно приоритет остается за русским языком.
Еще один гость, пианист, доцент Бакинской музыкальной академии Эмиль Хиндристанский, не участвовал в интервью. Возможно, это связано с какими-то свойствами его характера. Однако поездку в Актобе он заранее проанонсировал на своей личной страничке в интернете.
Маленькие волшебники
Когда пресс-конференция была закончена, жюри спустилось в зал и приступило к основной работе. Им предстоял нелегкий выбор — среди достойных выбрать достойнейших. А слушателям оставалось только наслаждаться, болеть за своих, и загадывать, кому какое место достанется.
Даже когда сам владеешь музыкальным инструментом — как правило, одним, — то удивительно смотреть, как дети играют на чем-то другом. Обращение с инструментом — таинство. Умение извлекать звуки из неживого куска дерева — волшебство. А когда таинство и волшебство творит крошечный человечек чуть больше собственной скрипки или гитары — это завораживает.
Некоторые дети сразу, ярко и уверенно, заявили о том, что они будут лучшими. Например, юный скрипач из Павлодара Омар Куанышев. Этот мальчик покорил всех не только техникой — ее было достаточно у всех конкурсантов. Но у Омара, при отточенной технике и богатом звуке, совершенно зрелый, взрослый внутренний мир. Мальчик на сцене остается наедине с музыкой, не замечая никого. Этого состояния пытаются достичь все исполнители, но удается мало кому.
Умное и продуманное исполнение — так можно сказать про актюбинцев — виолончелистку Анну Теплинскую и пианиста Айдоса Искакова.
Очень хочется отметить работу наших концертмейстеров. К примеру, Диляры Фаизовой, аккомпанировавшей павлодарцу Илье Халмурзаеву. Точно известно, что солист и концертмейстер встретились и смогли сыграться только накануне конкурса, в течение одного вечера. Но их совместное выступление было совершенно сбалансированным, словно они работают в паре целый год. Если слушатели могут не обращать внимания на концертмейстера — это очень хороший концертмейстер!
Что нам это дает?
Наконец, по прошествии второго дня были подведены итоги. Обладателями Гран-при стали Омар Куанышев и пианистка Канон Матсуда — японка, обучающаяся в Москве. У обоих это не первая победа, надеемся, что и в следующем году они вернутся к нам с новыми программами.
Их участие в нынешнем фестивале — это и отличный пример для других детей, и яркое свидетельство растущего уровня этого форума. Если вспомнить, что несколько лет назад «Классика» начиналась с городского уровня и сравнить с нынешним международным… Если учесть, что «Классика» уже в следующем году планирует выйти на чисто конкурсную основу, со строгим профессиональным отбором… Если посмотреть состав участников и жюри и потом увидеть эти имена в числе известных… то становится ясно, что нам дает «Классика». Новые имена, новые таланты, новые творческие связи и профессиональный рост для наших детей. И, конечно, все больший авторитет актюбинской культуры.
Talenti значит «таланты»
Пока жюри подсчитывало голоса, свой отдельный концерт давал Giovanni Talenti — камерный оркестр Алматинской музыкальной школы для одаренных детей
им. Ахмета Жубанова. Оркестр примечателен тем, что за 4 года покорил сцены не только Казахстана, но и Европы. Молодой возраст участников оркестра — это его изюминка. Сейчас в репертуаре Giovanni Talenti произведения казахских, русских и европейских классиков, обработки народных произведений и пьесы наших современников.
Звезда из Такамацу
Сильные пианистки из Японии уже привычны во всем мире. Чего стоит, например, знаменитая Хироми Уехара. А когда на сцену выходит 14-летняя Канон Матсуда, становится ясно — это Гран-при! Девочка с семи лет играет и покоряет слушателей своей блестящей техникой и музыкальностью. Сейчас Канон — студентка Гнесинки. Из Актобе девочка увезла самые приятные воспоминания и высшую награду фестиваля.
Рожденный со скрипкой в руках
Вундеркинд Омар Куанышев из тех детей, кого ведет талант. Скрипач сменил уже несколько городов в поисках лучшей школы. Омар начал учиться в Жезказгане, потом переехал в Караганду. Теперь живет и учится в Павлодаре. Талант Омара отметил сам Марат Бисенгалиев. «Родился со скрипкой в руках» — так отзывается об Омарике казахстанская пресса.
Через поколения
Маленького гитариста Георгия Фейзуллина можно назвать музыкальным внуком Казахстана. Почему? Его педагог — выпускник Гнесинки Дмитрий Мурин, представитель сильнейшей гитарной школы Казахстана. А в Гнесинку Дмитрий поступил после того, как закончил Шымкентское музыкальное училище в классе своего отца Алексея Мурина. Такая вот связь стран и поколений.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА