Несмотря на то, что слово «карвинг» явно английского происхождения, искусство это пришло к нам с Востока и означает
художественную резку по любому податливому материалу. Сейчас карвинг ассоциируется у нас скорее с искусством сервировки, когда стол украшен различными композициями или фигурами из продуктов питания. Но данное течение — это по-прежнему простор для воображения.
Учащиеся алгинской средней школы № 4 занимаются резьбой по льду, мелу, карандашному графитовому стержню…
Ученик 11 класса Жандос Умергалиев, помимо учебы, сейчас занят тем, что помогает родителям строить дом. Но все мысли и порывы Жандоса — в карандашном карвинге. Это когда фигурки вырезаются из графитового стержня обычного карандаша, используемого в черчении.
— Пару лет назад в интернете я нашел новостной сюжет о Далтоне Гетти и загорелся карвингом. Предложил учителю труда начать осваивать это занятие, он поддержал меня, — вспоминает Жандос.
О фигурках парень рассказывает с неподдельным огоньком в глазах:
— Скрипка получилась с четвертой попытки. При резке нужно быть предельно внимательным и сосредоточенным. Жаль, что работать с карвингом можно не дольше двух часов в день и только при солнечном освещении.
К нашей беседе подключается учитель технологии Алгинской средней школы № 4 Алтынбек Сейдалиев, наставник Жандоса:
— Я строго слежу, чтобы ученик не перегружал глаза и предупредил его родителей на этот счет. Нагрузка при работе очень большая. Например, скрипка получилась только, когда подключили к работе микроскоп.
То, что привезли в редакцию на показ алгинцы, поражает воображение. Вот будто воткнутая в карандаш игла со вдетой ниткой: нитка обыкновенная, а игла вырезана из графитового стержня. Следом за ней было выполнено микроскопическое навершие елки, а выкрашенный зеленым карандаш и импровизированные ветки – логический подход мастеров. Далее появилась шахматная фигура слона, Эйфелева башня (!), сверло, шуруп, домбра, целая фраза из девяти фигур: «Алға — 50 жыл». А вот фигурки из мелового карандаша: голова беркута, Байтерек, кобыз и ряд букв (А, С, Т, А, Н, А).
На вопрос, помогает ли увлечение карандашным карвингом в выборе профессии, Жандос ответил, что пока не определился с выбором:
— Из школьных предметов меня привлекают больше всего физкультура и физика, но мама давно советует выбрать медицинский университет.
Алтынбек Куанышбаевич, в свою очередь, утверждает, что, несмотря на тягу к физике, Жандос — человек разносторонний, как и многие ученики:
— Когда мальчишки приходят ко мне впервые, я прежде приглядываюсь к ним, а потом уже подталкиваю к выбору хобби. Обратите внимание, какие длинные и тонкие пальцы у этого юного резчика.
Сегодня уже многие подопечные Алтынбека Сейдалиева увлечены вырезанием. У Володи Игнатюка, например, особенно хорошо получаются фигурки из мелового стержня.
Благодаря учителям технологии и их пристрастию к карвингу, в вышеназванной школе много интересных поделок. Перед каждым Новым годом в школьном дворе красуется ледяная фигура, символ наступающего года; в фойе недавно соорудили каскадный водопад, где вода вытекает из-под книги, точнее, из-под надписи «Кітап — білім бұлағы, білім — өмір шырағы». Этот водопад — предмет особой гордости учителей технологии, тем более что сделан он в рамках программы «Көркейе бер, туған жер!».
Коллега Алтынбека Розалина Биржанова не только увлечена карвингом (овощным и фруктовым) и обучает этому девочек, она еще и является дизайнером многих школьных проектов. У обоих учителей дети настолько мастеровиты, что дипломы, сертификаты, грамоты различного уровня для них уже дело привычное. И настолько все горят творчеством, что остро встал вопрос о регистрации авторских прав и получении патентов на то или иное достижение педагогов и их воспитанников.
— В прошлом году в казахстанском журнале «Технология в школе» вышла статья с подробной технологией изготовления аквариума, за такой аквариум мы получили сертификат республиканского уровня.
Далтон Гетти, 45-летний житель Бриджпорта, вот уже 25 лет превращает обыкновенные карандаши в миниатюрные скульптуры.
Работает очень медленно, не используя никаких специальных приспособлений: для работы ему нужно только лезвие, швейная игла и очень яркий свет. Чтобы защитить зрение, автор работает не более полутора часов в день. Одна крошечная скульптура может занять несколько месяцев. «Когда я говорю, сколько времени у меня уходит на создание скульптур, мне не верят, — рассказывает Гетти. — Мое терпение поражает людей, потому что в наше время все стремятся быть быстрее, быстрее и быстрее». Все вышесказанное напрямую относится и к Жандосу Умергалиеву.
Татьяна ВИНОГРАДОВА