Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других. Как многие виды творчества, он возник на заре человечества.
Название восходит к греческому «театрос», обозначающему место для зрелищ. Специфика этого вида искусства заключается в отражении действительности через конфликты, характеры, в их трактовке и оценке, в утверждении тех или иных идей посредством драматического действия.
В понятие театра входят такие виды, как драматический театр, оперный, балетный, кукольный, пантомимы и другие. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное и влиял на духовную жизнь общества. На фоне возрождающегося интереса к этой форме прекрасного в драмтеатре имени Т. Ахтанова силами всех театров города уже не первый год 27 марта празднуется Международный день театра. Именно идея рассказать читателям о театрах Актобе, их идеологических и развивающих функциях натолкнула нас на сегодняшнюю Главную тему.
А что у нас?
В Актобе работают драмтеатр, в составе которого казахская и русская труппы, и театр сатиры и юмора «Екі езу», театр кукол «Алақай», театр-лаборатория «Лестница» при городском Дворце школьников, детский образцовый кукольный театр «Колокольчик» и эстрадный театр ростовых кукол «Арлекин», народный театр клоунады «Мы вас любим» ДК КОГ. В разное время при вузах и колледжах города работали СТЭМы, и сейчас они имеются. В феврале сего года при АРГУ имени К. Жубанова открылся «Кемал театр-студиясы». Получается, дошкольники, учащиеся младших классов и люди постарше театром, так сказать, охвачены, а школьники среднего и старшего звена — нет. Что до студентов, то эта возрастная категория как раз в интересах ребят и режиссера из «Кемал театр-студиясы». Это лишь статистика, ситуация живьем — из уст людей, работающих в театрах.
Нурлыбек Жубаткан возглавляет облдрамтеатр имени Т. Ахтанова с апреля 2013 года:
— Я был руководителем «Екі езу», 17 артистов, а тут сразу 200 человек! И в пределах одного здания. Поначалу сложно было, особенно с казахской труппой, в штыки принявшей предложение делать комедии. И с рекламой народ не соглашался: мол, зачем она? Но привыкший работать для всей страны, разъезжать с гастролями, я хочу поднять театр до масштабов республиканской известности. Проблема дефицита режиссеров и актеров оказалась острейшей, но в прошлом году из КазНАИ имени Т. Жургенова в казахскую труппу распределились четыре актера и три режиссера. И аншлаги на спектаклях после вливания ребят в труппу — явное подтверждение тому, что кадры решают все.
Нурлыбек Хайруллаевич благодарен областному руководству и в частности управлению культуры за постоянную поддержку творческих идей:
— Делая заявку в Жургеновку, в качестве аргумента я выдвинул предоставление жилья и беспрерывную работу. Что до жилья, то речь идет о ведомственной двухкомнатной квартире, где поселились все молодые специалисты (в тесноте, да не в обиде. — Ред.), а уж работы у нас всегда непочатый край! Главное, чтобы сил хватило, тем более что и я, и мои коллеги, ориентируясь на результат, предпочитаем рассчитывать прежде всего на внутренний резерв.
Театр кукол «Алақай» в особом представлении не нуждается, тем более о мастерстве его актеров известно далеко за пределами страны. В копилке алакаевцев десятки побед на различных международных форумах кукольных театров и собственный, тоже международный, фестиваль «Ассалаумагалейкум». На протяжении более чем тридцати лет актеры театра радуют детвору регулярными постановками.
И если актеры «Алақая» — профессионалы, то в кукольном театре «Колокольчик», действующем с 1971 года, актеры — исключительно школьники. На фоне развития творческих форм в 1999-м возник еще один театр — «Арлекин», где актеры тоже школьники, но и они, и ребята из «Колокольчика» в полной мере относятся к числу тех, кого 27 марта поздравляют с профессиональным праздником.
Магистр театрального искусства Ельтай Кемал, худрук «Кемал театр-студиясы», имеет четкое представление о функциях молодежного театра:
— Молодежь должна как-то реализовываться, и здесь я вижу следующую градацию: малая часть реализуется творчески, а большая, тяготеющая к театру как виду искусства, приходит на спектакли, удовлетворяя свой интерес.
Только не нужно путать театр молодежный со студенческим. Первый работает под руководством профессионального режиссера, требования здесь такие же, как к профессиональным актерам, и ему по силам госзаказы. Второй — самодеятельный, режиссуру может осуществлять тот, у кого есть идея. Разумеется, высоких требований к самодеятельному театру быть не должно. Безусловным объединяющим началом молодежного и студенческого театров является досуг: развлекательным центрам вроде «Мега Актобе», игровым и ночным клубам должна быть качественная альтернатива.
Кастинг по отбору студентов в студию Ельтай и заведующая культурно-творческим отделом АРГУ им.
К. Жубанова Динара Абикешева провели в первых числах февраля. Сейчас 27 ребят с разных факультетов упорно осваивают азы театральных премудростей: актерское мастерство, вокал, хореографию и т.д. И одновременно репетируют свой первый спектакль «Алғашкы махаббат» по пьесе Каната Жунусова.
О новостях и проблемах
Основатель и руководитель «Лестницы», отличник культуры РК Ольга Павлова за шесть лет работы театра-лаборатории подготовила для драмтеатра достаточно полноценные кадры; они сегодня составляют часть русской труппы.
— Проблему молодежного театра я вижу лишь в отсутствии помещения. Но нам всегда идет навстречу руководство драмтеатра. Отсутствия интереса к театру в нашем городе я не наблюдаю, тем более что «Лестница» давала спектакли в магазине, в фитнес-клубе — там, где предлагали помещение. Готовность к постоянным экспериментам, мобильность, пожалуй, нужно назвать особенностью молодежного театра.
Проблему последних лет — отсутствие пьес на актуальные темы — режиссер Ельтай Кемал считает надуманной:
— Кто ищет, тот всегда найдет. Шекспировским пьесам сотни лет, а из них какие только формы ни извлекали!.. Есть интересные пьесы и у современных авторов, их просто нужно найти.
На вопрос о направлении «Кемал театр-студиясы» режиссер ответил так:
— Молодежный театр вижу как эксперимент, то есть доминировать будет форма подачи: в одном спектакле мы делаем акцент на вокал, в другом — на пластику, следующая постановка поразит зрителя хореографическим решением, сценографией и т.д. Молодежь является индикатором, инициатором и носителем всего нового, и задача режиссера — придать этому гармоничную, хорошо воспринимаемую форму.
Подопечные Ельтая Кемала разделяют точку зрения своего руководителя. Например, будущий переводчик Алинур Султанбаев:
— Большое количество молодежных театров — не совсем верное решение, а вот один, которому многое по силам, — здорово. С раннего возраста я мечтал о сцене, поэтому в музыкальной школе обучался вокалу. И когда прочел объявление о кастинге, сразу пошел на отбор. Наша студия — это не только возможность самореализации, думаю, со временем она будет влиять на качество досуга моих сверстников. Себя же вижу скорее актером, нежели переводчиком. Причем именно театральным актером.
Будущего дефектолога и выпускницу ансамбля «Еңлік», что при Актюбинском ГДШ, Аиду Есекенову на кастинг привело стремление ко всему новому, а владение хореографией оказалось как нельзя кстати.
— Скучно жить с массой свободного времени. У меня в первой половине дня занятия в университете, после обеда — студия, а подготовка к завтрашнему учебному дню — вечером; успеваю все, — озвучила свой режим девушка. — Я буду работать по специальности, но вычеркивать театр из жизни не планирую.
20-21 апреля в Актобе пройдет республиканский фестиваль молодежных и студенческих театров «Өнер жастан»: заявок из театров местных учебных заведений и из других областей поступило достаточно. Форум молодежного творчества обещает быть интересным.
Театр относится к бюджетной сфере, где зачастую скудная зарплата и сложности с получением жилья. Об этом всегда сокрушается Нурлыбек Жубаткан:
— Главная проблема театра — материальная, о которой упомянуто выше. И как жить актеру? Для поддержания формы он должен иметь здоровое питание, носить брендовую одежду, посещать тренажерный зал, порой надо посмотреть спектакль с участием маститого актера в другом городе — где на все это взять денег? О возможности накопить на квартиру смешно думать. А ведь актер представляет не только театр, но и город, а порой страну. Да, нас награждают, чествуют, но при этом работники театра остаются скорее на заднем плане. Но при наличии проблем актеров и режиссеров из театра не вытравить. Мы работали и работать будем, ведь жизни без любимого занятия не представляем.
На празднике жизни
Театр — это некая магия, убежден недавний выпускник Жургеновки, актер и режиссер Ренат Уалиев:
— Театр — живой организм, поэтому спектакль от игры к игре разным получается: сегодня ты так изобразишь героя, завтра представишь по-другому — все зависит от взгляда или настроения.
Мнение Рената созвучно мнению худрука казахской труппы Сержана Аманкулова:
— Именно поэтому я никогда не променяю театр на кино, хотя опыт участия в сериале имеется. Дело в том, что творческая реализация возможна только здесь.
По традиции во время празднования Дня театра его корифеи давали мастер-классы всем желающим. С кемаловцами об актерском мастерстве на примере трагедии «Ромео и Джульетта» беседовала режиссер из Костромы Татьяна Лукомская:
— У парня и девушки возник конфликт с родителями, которые не разрешили детям быть вместе. А когда есть конфликт, то возникает необходимость его показать: так и родился театр, который и есть искусство отражения.
Перед премьерой трагифарса «Дядюшкин сон» (по Достоевскому) Татьяна Владимировна дала интервью для «АВ».
— Дефицита зрителя нет ни в Актобе, ни в России, — считает Татьяна Владимировна. — Человеку мало общения с телевизором, нужен живой контакт с себе подобным, то есть флюиды, исходящие от актера. Особенно их чувствует зритель, который приходит несколько раз на один и тот же спектакль. Другое дело, что ставить нужно спектакли кассовые, которые будут востребованы зрителем. Зная русскую труппу, я выбрала именно это произведение.
В спектакле от показа к показу все по-новому, все впервые. Каждый раз актеры будут по-другому возрождать эту же историю персонажей.
— Татьяна Владимировна, а какую проблему театра вы назвали бы главной?
— Материальную. Театр всегда нуждается в средствах. Прежде всего на новые постановки. А еще в каждом городе должен быть ТЮЗ, обеспечивающий зрительскую преемственность. Получается, из кукольного театра человек уже вырос, а до драматического ему еще лет 10… Вот поэтому спектаклей в год должно быть не менее шести, включая постановки и для среднего школьного возраста, и для юношества, чтобы не потерять зрителя.
Из первых рук
Руководитель управления культуры, архивов и документации Канат Айтбаев в некоторой степени резюмировал профессиональное видение ситуации коллегами.
— У нас по плану в году четыре-пять постановок, одна уже сдана русской труппой. Ближайшая масштабная работа — спектакль к юбилею Ахмета Жубанова. Премьера состоится в мае. Думаю, это будет достойный подарок актюбинцам в рамках юбилея, — поделился планами Канат Кудайбергенович. — Руководство области серьезно поддерживает нас как морально, так и материально. Творческие начинания поддерживаются все без исключения.
Безусловно, в театре тесно, ведь каждая труппа должна полноценно трудиться в собственном здании, но для нас это вопрос времени. Я с гордостью признаю, что в Актобе работает много талантливых актеров, в том числе выпускники КазНАИ имени Т. Жургенова. В театрах наблюдается здоровый микроклимат, а мы по максимуму пытаемся создавать условия для творчества.
Татьяна ВИНОГРАДОВА