Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Искусство страсти

В Актобе впервые состоялся концерт, на котором артисты из Андалусии представили уникальное искусство фламенко.

Фламенко (таково общее название южно-испанской народной песни и танца) зародилось в конце XV века: в нем искусство нескольких этносов (арабский, цыганский, еврейский, испанский) слилось воедино. На самом деле, во время концерта зрителя раздирали сомнения: «Почему музыка арабская? Да нет, это же цыганка! Или что-то еврейское?». Но не это главное во фламенко.

— Почему так много трагедии в танцах и песнях, которые сегодня представили артисты? – не удерживаюсь от вопроса к руководителю студии испанского танца и фламенко «Santas Flores del Alma» Ольге Цатурян, алматинке, сопровождающей испанских артистов.

— А чему было радоваться народам, гонимым веками? Но песня и танец сопровождают человека в любой ситуации — отсюда фламенко. И каждый этнос внес что-то свое в это искусство, — последовал ответ.

Немного об атрибутах жанра. Если мужской костюм первых танцоров (байлаоров) явно упростился (Фелипа Мато выступал в традиционной мужской одежде), то женский наряд — платье до пола с немыслимым количеством воланов и оборок, порой со шлейфом, веер, шаль с длинными кистями. А как байлаора Лидия Байе «управляет» шлейфом и шалью!.. Это — художественные трюки фламенко. Когда речь идет об испанском танце, сразу представляешь звуки кастаньет. Здесь же кастаньеты отсутствовали: ритм выбивается каблуками, ладошками певцов (кантаоров), прищелкиванием пальцев. Выразительная игра кистями рук, явно арабский сегмент: передача страсти в танце. Кастаньеты ее ограничивают.

Фламенко — не только танец. Вокал, гитара представляют полный, завершенный образ в этом искусстве.

— Но,- подчеркивает Ольга Цатурян,- без гитары фламенко тоже состоится, поскольку здесь более важны вокал и танец. Народ, измученный гонениями и тревогами, без музыки просто вымер бы. Ну и что, что нет аккомпанемента — надо танцевать и петь! Порой в песне слышишь: «А, ты меня не любишь? Уходишь? Ну и ладно. Я все равно допою песню, потому что буду счастлива и без тебя.» То есть, что бы ни случилось, хеппи энд неизбежен.

Фламенко — это любовь к жизни, страсть, огонь! Надо заметить, что и вышеназванные байлаоры Лидия Байе, Фелипа Мато, и кантаоры Инма Риверо и Висенте Гело, и гитарист Хуан Мануэль Торрес, представлявшие андалусийское искусство на сцене актюбинского Дворца молодежи, являются одними из лучших исполнителей фламенко. Зрителя не обманешь, поэтому выступление гостей сопровождалось аплодисментами зала.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"