В этом интервью с имамом, исламоведом Адилом Сахиулы Агытаевым мы решили поговорить о терпеливости.
– Адил Сахиулы, кажется, людям не хватает терпения. Я говорю об общем понятии. Раскройте его.
– В Исламе категория терпеливости рассматривается в трех аспектах. Первый – терпение в поклонении, второй – терпение в отказе от запрещенного Аллахом и, наконец, третий – терпение при невзгодах, посланных Всевышним Творцом. Если раб Божий терпит все трудности в поклонении, то Аллах возвысит его на 300 ступеней, ежели он откажется от совершения греховного, то возвысится на 600 ступеней, ну а если проявит терпение при беде, то Аллах поднимет его на 900 ступеней. При этом каждая ступень равна совокупному размеру неба и земли.
Проявление терпения – это укрощение своего эго в трудную минуту. В Коране слова, связанные с терпением, повторяются более семидесяти раз. Имеется множество хадисов, пропагандирующих терпение.
В целом терпение – это качество, присущее только людям. Ведь у ангелов нет эго, или человеческой сущности, именуемой Нафс; а у животных нет разума, и соответственно им не нужно и терпение.
Для того, чтобы снискать милость Аллаха, мы должны во всем проявлять терпение. Это условие закреплено в Коране: «И, конечно, тот, кто терпит (причиняемые ему обиды) и прощает (обидчика)… Поистине, это однозначно из твердости в делах [является похвальным и достойным качеством, за которое Аллах дарует большую награду]».
Человеку в этой жизни может предоставиться многое: здоровье, богатство, семья. Некоторые довольствуются тем, что дано, а некоторые требуют еще больше, тем самым подвергая себя риску забыть Всевышнего.
– А хороший нрав и терпение – это тоже дары Всевышнего?
– Безусловно, да. Это одни из великих даров. В хадисе сказано: «Кто будет стараться быть терпеливым, тому Аллах даст терпение. Не дано сыну человеческому более благого подарка, чем терпение». Сподвижник Пророка (с.а.с.) Муаз ибн Джабаль (р.а) вспоминал: «Когда умер мой сын, Пророк (с.а.с.) отправил мне письмо со следующим содержанием: «От Мухаммада Муазу ибн Джабалю. В первую очередь, хвала Аллаху, кроме которого нет божества. Да возвеличит Аллах твою награду. Пусть Он даст тебе терпения! И пусть Он поможет нам и тебе быть благодарными рабами. Воистину, наши души и имущество, жены и дети – это дары Всевышнего, вверенные нам на время. Аллах осчастливил тебя, подарив тебе того ребенка. А сейчас, дав тебе взамен большую награду, Он забрал у тебя его. Если ты проявишь терпение, то получишь эту награду. Смотри, как бы твое горе не унесло твою награду. Не то позже будешь сожалеть об этом. Знай же, плач и стоны не возвратят мертвого и не смоют твою печаль. Что случилось, то случилось».
Вы только посмотрите: ведь это самый лучший пример соболезнования. Те, кто лишился своих родных или родственника, должны вспомнить это письмо и постараться следовать тому, что там написано.
В жизни случается все. И в любых ситуациях на помощь приходит терпение. Сказано же: «Терпение и труд все перетрут». Самым хорошим нравом мусульманина является то, как он переносит невзгоды и с уверенностью смотрит в новый день.
В одном из хадисов посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Самым тяжелым невзгодам подвержены пророки». Так как Ибрахим (а.с.) был праотцом многих пророков и одним из великих пророков, то его ноша была посильна только ему. В его жизни было очень много трудностей. Но во всех этих ситуациях он проявлял терпение. Одним из самых суровых испытаний в его жизни, без сомнений, было повеление о приношении в жертву своего сына Исмаила. И через это испытание ему удалось пройти, снискав милость Всевышнего благодаря терпению и крепости веры.
В возрасте 86 лет пророк Ибрахим стал отцом: его молодая жена Ажар родила ему сына Исмаила. Его первая жена Сара тоже обрадовалась этому случаю, но и не скрывала того, что она хотела бы тоже подарить Ибрахиму ребенка, но не может этого сделать по причине своего возраста, и поэтому ей очень горестно видеть, как на ее глазах лелеют ребенка. По ее настоянию и повелению свыше о том, что Ибрахиму стоит выполнить просьбу своей жены, Ибрахим отвез Ажар и своего сына в местечко неподалеку от Мекки и оставил среди скал.
Ибрахим оставил лишь немного фиников и небольшую емкость с водой и собрался было уходить, как Ажар воскликнула: «Ибрахим! На кого ты нас оставляешь? Ты и впрямь вознамерился бросить нас?». Пророк побоялся ослушаться своего Господа и поэтому даже не обернулся в ее сторону. Тогда Ажар вскрикнула: «Или это повеление твоего Господа?» Тогда Ибрахим ответил: «Да». «Ну тогда Аллах не оставит нас», — успокоила себя Ажар. Таким образом, она осталась со своим ребенком посреди пустыни в знойную жару с горсткой фиников и с пригоршней воды.
Неотчаявшаяся Ажар смастерила для себя местечко для укрытия от палящего солнца из листьев деревьев. Она проявила терпение и тогда, когда у нее закончились финики и вода. В результате этого ангел Джабраил указал ей на источник Замзам, который и по сей день не иссяк.
– Возможно, поэтому казахи говорят: «Награда за терпение – золото».
– Да, казахи тоже немало испытали на своем жизненном пути. И как мы перенесли все это? Конечно же, благодаря терпению.
Ментальность казахского народа и его религия всегда и всюду были переплетены. Сказано в Коране: «Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах, и плодах, — и обрадуй терпеливых, тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвращаемся! Это — те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они — идущие верным путем» (Бакара, 155-157 аяты). Казахи всегда были неразлучны с верой. Но бывает так, что в некоторые моменты мы становимся заложниками своего эго. Именно в это время мы и должны проявлять терпение. То, к чему приводит нетерпеливость, можно увидеть по обстановке в странах Ближнего Востока. Из-за того, что там была слабая интеллигенция, никто не смог противостоять разъяренному народу. Прислушайтесь к плачу детей и матерей! Они просят у Аллаха спокойствия, потерянного в результате нетерпеливости взрослых.
Несмотря на то, что мы светское государство, мы являемся мусульманской страной, потому что 70 процентов многонационального Казахстана мусульмане. В Конституции черным по белому написано, что мы следуем мазхабу Абу Ханифы.
– Если не ошибаюсь, Сабр – одно из имен Аллаха, и считается, что терпение является половиной имана.
– Да, верно. Но эту половину не так легко удержать. Есть много преград. И одной из таких преград является фитна (смута, искушение, испытание). «…Бойтесь фитны (испытания), которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силен в наказании!» (Аль-анфал, 25 аят). Также в суре Бакара сказано: «Фитна (смута) хуже, чем убийство». Поэтому и Коран, и сунна, и ученые предостерегали верующих от смуты.
Мы, как никогда, нуждаемся в единстве и терпеливости. В нашей стране мы живем в мире с представителями разных верований. Слава Аллаху! Мы должны беречь этот мир как зеницу ока.
Кажется, мы поняли, что терпение – это ожидание разрешения любого вопроса, без потери надежды на справедливость, и действие с целомудрием. Не стоит путать терпеливость и терпение с такими качествами, как беспечность и лень. Потому как эти качества результат безнадежности. Заклятым врагом терпения является вспыльчивость.
Если мы хотим благодати, мы должны ухватиться за единство нашего народа и проявлять терпение во всем. Если мы будем взвешивать все при принятии решения, то увидим истину.