Источники для молочных рек

Как вызвать естественную охоту у коров, вовремя распознать заболевание, какие препараты эффективнее, как ввести сочные корма при их отсутствии в рацион буренок? Эти и другие темы обсуждали члены Ассоциации производителей молока и молочных продуктов области в ходе первого практического семинара. Участие в его работе приняли представители РПП «Атамекен» и перерабатывающего предприятия.

Более 40% поголовья области приходится на скот молочного направления. 

Коллеги по цеху и единомышленники уверены: вместе они смогут найти точки роста, задействовать внутренние резервы, оперативно решать рабочие вопросы и добиваться устранения системных проблем.
Встретились они на базе крестьянского хозяйства «Сығылай» Алгинского района. Его глава Алибек Айтбаев медленно, но верно создает мини-модель ТОО «Айс», потому готов к любому диалогу, в том числе и на своей площадке.
Предприниматели, работающие в одной нише, подробно говорили обо всем, что касается буренок и повышения надоев – от растворов для промывки вымени до обшивки потолка коровника. Оказалось, во втором случае пластик применять нельзя, потому что под ним может образоваться грибок.
Как выяснилось, для получения качественного молока важна каждая мелочь и деталь. Производитель химии, оборудования, техники и даже размер стойлового места тоже имеет значение.
– На одну корову у нас приходится 2 метра 20 сантиметров, это очень много. Излишняя площадь создает лишние проблемы с той же уборкой навоза и чисткой буренки. Стандарт в 1 метр 70 сантиметров самый оптимальный, – поделился лайфхаком Алибек Айтбаев.

Ресурсы у местной исполнительной власти есть. Если из республиканского бюджета на инвестсубсидирование предусмотрено только 25%, из местного при соответствии нормативам субсидирования на приобретение оросительной техники можно получить все 50%.

Такси для телят

– Отдельного родильного отделения у нас пока нет, отел происходит прямо здесь, но телят (швидская порода) с первого дня отделяем и сразу начинаем выпаивать через соску. Так быстрее развивается сычуг, – заметил он и обратил внимание коллег на молочное такси.
Небольшое мобильное оборудование-термос на 210 литров настроили на самую оптимальную, по мнению Алибека, температуру для усвоения: плюс 36-38 градусов.
Затем он рассказал, какие препараты применяет для профилактики разных заболеваний молодняка. Предотвратить у взрослых воспаление молочных желез помогает средство, пока не зарегистрированное в Реестре ветпрепаратов РК. Между тем мастиобиолаг очень эффективен: исключает 70% появления этого бича производителей молока.
– В прошлом году двух из 90 коров пришлось выбраковать, так как у них выявили мастит. А сколько затрат вложено в их содержание и искусственное осеменение! Был бы аппарат УЗИ, диагноз узнали бы раньше. Однако он нам не по карману – 6 миллионов тенге. И специалист нужен хороший. С кадрами, сами знаете, как туго, – посетовал Алибек.

За 8 месяцев 2021 года в области произведено 253 148 тонн молока, что больше уровня 2020 года на 3%. В том числе в ТОО производство увеличилось на 12%, в КХ – на 3,4%.

Субсидии: 50 процентов на 5 лет

Глава КХ «Алтай» Мартукского района Ислам Картов продолжил актуальную тему. Он считает, что размер субсидий на удешевление кормов для МТФ от 50 коров должен составлять 60 тысяч тенге на одну маточную голову, а не 30 тысяч, как сейчас.
– Без кормов нам не обойтись, потому уже сегодня надо работать над тем, чтобы хотя бы в 2022 году увеличили объем господдержки. Также необходимо продлить сроки возмещения затрат на приобретение оборудования и техники хотя бы до пяти лет, тогда мы бы оправдали расходы, – убежден он. – Не надо сбрасывать со счетов и то, что в нашей отрасли животные стоят в помещении полгода.
Без субсидий мы можем обойтись лишь в одном случае, если завод будет принимать литр молока хотя бы по 300 тенге.

Конъюнктура и взаимозачет

– Стоимость диктует конъюнктура рынка. Сейчас у нас четыре закупочные цены в зависимости от сортности сырья, – ответил начальник отдела снабжения ТОО «Айс+» Аскар Кульжанов.
Он проинформировал, что сегодня в сутки на заводе перерабатывается до 50 тонн. Через два месяца после модернизации творожного цеха ТОО сможет принимать до 70 тонн. А после модернизации завода по выпуску молока, в мае 2022 года, его мощность увеличится до 170 тонн в сутки. Таким образом гормолзавод достигнет советского уровня.
Кстати, в Актобе сдают свое молоко производители Кызылординской области (40 тонн), где нет переработки, и ближайшие районы Костанайской (20 тонн).
Подробностями и перспективами развития гормолзавода Аскар Кульжанов поделился не просто так. Это жизненно важная для его партнеров информация. Ведь большинство фермеров, которые пока не могут самостоятельно перерабатывать молоко, сдают его в «Айс+».
Главу КХ «Орынбасар» Владимира Полякова интересовали излишки обрата для выпаивания телят, а всех без исключения – вопрос доступности сочных кормов посредством взаимозачета или отсрочки платежа.
– Ничего лишнего у нас нет: из обрата выпускаем продукты нулевой жирности, а система взаимного расчета за счет оплаты за молоко или отсрочки вполне приемлема. Мы уже работаем по такой схеме с одним хозяйством и вполне довольны, – отметил начальник отдела снабжения.
По мнению производителей, от такого взаимовыгодного сотрудничества в плюсе останутся все.
– Для меня это был бы выход: пока я не имею возможности сеять и перерабатывать кормовые. Между тем они, особенно люцерна, нужны нам как воздух, – сказал Алибек
Айтбаев.
Ислам Картов напомнил: стоимость тонны отрубей уже доходит до 90 тысяч тенге, тонны люцерны – до 120 тысяч. Их отсутствие – прямая дорога к падежу, в первую очередь молодняка.

Нужен осеменаторский центр

Затронули участники и вопрос искусственного осеменения. Большинство фермеров прибегает к услугам специалистов из столицы два раза в месяц, но в итоге стельными становятся только 60% от всего покрытого стада.
Потому глава КХ «Есбол» Мухаметхан Карсаков предложил закупать сперму дистрибьютерского центра «Асыл тукым» в Алматы.
– Семя у них высокого качества, специалисты приезжали к нам, обучили, теперь мы сами можем регулировать процесс, когда коровы входят в охоту, – сказал он.
Его поддержали Владимир Поляков и инженер ТОО «РадАгро» Ренат Алибеков:
– Всех коров одновременно в охоту запускать нельзя, это хоть и управляемый процесс, но все же естественный, оттого даже при помощи ЭКО выхлоп минимальный. Во время пандемии ситуация стала хуже. Вся проблема в том, что в Актобе нет центра искусственного осеменения. Сколько лет говорим, а воз и ныне там.

Программа для отрасли

– Чтобы не наступать на одни и те же грабли, нужно составить драфт-программу и расписать в ней все, что требует субсидирования и поддержки, – резюмировал зампредседателя Ассоциации производителей молока и молочных продуктов области Сагынгазы Курманалин. – Необходимо подробно и конкретно, на основании реальных цифр и потребности, расписать и указать что, где, когда, на сколько.
Ранее замакима области Жаксыгали Иманкулов резонно заметил нам, что:
«Мы не видим, куда и зачем идем. Увидеть горизонты возможностей поможет региональная программа поддержки развития молочной отрасли.
Разработать ее с учетом ваших предложений и замечаний поручено специалистам облуправления сельского хозяйства совместно с РПП и Ассоциацией. Исходя из этого, в местный бюджет будут заложены финансовые средства для оказания мер господдержки».

Палата в помощь

– Предприниматели обращаются в основном по вопросам получения земли под пастбища, удешевленного дизтоплива, кредитования и недоступности субсидий, – говорит начальник отдела АПК РПП «Атамекен» Владимир Ким. – При нашей палате функционирует комиссия по выдаче заключений на соответствие критериям субсидирования на удешевление молока.
По его информации, с 2018 года заключение получили 9 МТФ, в том числе в текущем году два КХ – «Алтай и К» и «Мирас» Мартукского района.

Привлекательная сфера

– Судя по статданным, предприниматели стали больше заниматься производством молока. Потребность в натуральной продукции растет, а спрос, как известно, рождает предложение. Молоком стало заниматься выгодно, ведь это живые деньги каждый день, и привлекательно, учитывая меры господдержки, – акцентирует руководитель отдела животноводства УСХ Панабек Бимуратов. – Только в этом году на развитие молочной сферы животноводства предусмотрено 877,8 миллиона тенге.
Он отметил, что эти средства предназначены на бесплатное приобретение семени племенных быков молочных пород; маточного поголовья – 200 тысяч за голову и 225 тысяч, если оно импортирована из стран СНГ; на выделение 45 тенге в виде субсидий за литр молока МТФ от 600 голов.
Серьезно занимаются молоком и обеспечивают город и перерабатывающие предприятия «Айс+», «Агрофирма Тау» и «Молочные истории» 60 хозяйств от 50 и выше голов. Всем им удешевляют затраты на приобретение кормов в сумме 30 тысяч тенге на маточное поголовье.
– Потому желающих работать в этой нише становится все больше. Успешно и эффективно производство хозяйств молочной зоны – Актобе, Каргалинского, Мартукского, Алгинского и Кобдинского районов, – говорит Панабек Бимуратов. – ТОО «РадАгро» и КХ «Енбек» Мартукского района пошли на укрупнение своей деятельности.
Аграрная кредитная корпорация одобрила проект КХ «Енбек» на приобретение 400 российских буренок на общую сумму 240 миллионов тенге. Мы, со своей стороны, предусмотрели господдержку в виде субсидий в размере 90 миллионов тенге.
Облакимат в лице нашего управления приветствует инициативы начинающих фермеров и всегда поддержит их, но при одном условии. Прежде чем создавать МТФ, займитесь подготовкой и созданием достаточной кормовой базы, в частности выращиванием сочных культур. Определитесь с площадью орошаемых полей, соизмерьте возможности с желаниями. Народная мудрость не зря гласит: что у коровы на языке, то и в молоке.
К сожалению, доступность к кредитным и заемным средствам из-за реструктуризации ряда финансовых институтов развития НУХ «Каз­Агро» стала ниже. К примеру, если раньше АКК рассматривала проекты в течение одного-двух месяцев, сегодня – до года и больше.
Ляззат ЕГИБАЕВА,
Алгинский район

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................