«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся» — популярная песенка лишь отражение некоего алгоритма человеческих взаимоотношений, причем в самом общем виде. Это в песне все очень просто — встретились, влюбились, поженились. Жизнь же настолько разнообразна и непредсказуема, что история любой отдельно взятой семьи абсолютно не похожа на другие. В семье Адилкерея и Рыскелды Ауельбаевых история их знакомства, возникновения отношений – тема не просто очень личная, связанная с незабываемыми событиями в их жизни. Она просто удивительная.
Студенческая юность
Студентом зооветеринарного института Адилкерей стал случайно. Мечтал о журналистике, с детства писал в газеты, публиковался. Но решающим стало слово отца Сагидуллы, сказавшего, что младший из сыновей должен остаться в ауле, а посему — получить сельскохозяйственное образование. Воля отца — закон. На перроне железнодорожного вокзала Алма-Ата-2 шалкарский паренек узнает, что сельскохозяйственный институт находится на проспекте Абая и до него можно доехать на троллейбусе. Он так и сделал. Одного не знал: на этом же проспекте был еще один сельхозвуз — зооветеринарный институт, до которого тоже шел троллейбус, но другого маршрута. Троллейбус, в который сел Адилкерей, привез его в АЗВИ…
После первого курса нашего героя призвали в Советскую Армию. Отслужил на Камчатке. На второй курс института вернулся в 1985 году. В вузе среди вчерашних школьников он выделялся, и его сразу избрали старостой группы, членом комитета комсомола вуза.
В 1986 году в Алма-Ату из Мендыгаринского района Костанайской области приехала учиться и Рыскелды Кулатаева. Поступила на физико-математический факультет ЖенПИ — самой известной в стране кузницы женских педагогических кадров.
До их встречи оставались неполных четыре месяца.
Холодная зима
86-го
Декабрьские события 1986 года стали трагически-героической страницей в истории Казахстана. Адилкерей с ребятами из своей группы в первый раз на площадь попал 16-го декабря вечером. Стоял мороз. Общежитие АЗВИ находилось совсем рядом с площадью, но было окружено преподавателями, милиционерами, дружинниками. Студентов старались не выпускать, но многим удалось просочиться и попасть туда, где собиралась молодежь, — студенты, рабочие. Как активист, Адилкерей обязан был остановить ребят, но он пошел с ними.
— Во-первых, не мог оставить своих ребят: я был не просто староста группы, а старшим среди них, и нельзя было допустить, чтобы они натворили что-нибудь, тогда бы я себе этого никогда не простил, — рассказывает он о тех днях. — Во-вторых, у меня самого была внутренняя потребность в той ситуации пойти на площадь. А ситуация состояла в том, что мы были в полном неведении происходящего. Внезапная и непонятная отставка Кунаева, назначение пришлого человека плюс полная неизвестность о судьбе Димаша Ахмедовича стали причиной протестных настроений и позвали людей на площадь. Мы, молодые казахи, чувствовали, что нас унизили. А еще есть фактор исторической памяти. Кто хоть немного знает историю Казахстана, помнит ведь и не очень приятные ее страницы, начиная с царских времен. Я, помимо всего, тогда вспомнил историю своей семьи, а именно деда Ауельбая, председателя сельсовета аула №13, безвинно репрессированного в 30-е годы, отправленного в лагеря, затем в штрафбат и погибшего на войне. Это я к тому, что мы не просто так оказались на площади. Но, надо сказать, что никакой агрессии или противоправных действий со стороны молодежи не было. Ни 16-го, ни 17-го. Мы стояли, пели песню «Менің Қазақстаным». Не видел я там никаких наркоманов и чтобы кто-то привозил ящиками водку. Если и был там кто выпивший, то не больше, чем в любое время в любом другом месте Алма-Аты.
17 декабря днем всю группу и самого Адилкерея задержали. Случилось это так. Выйдя с площади, они спустились вниз по Фурманова, и по пути возник конфликт с шедшим навстречу парнем неазиатской национальности: кто-то не уступил дорогу. До драки дело не дошло — сокурсник и друг Тулеугазы Кулибаев заступился за юношу. Он закрыл собой упавшего на снег парня, крича: «Тимеңдер! Оның не жазығы бар?» («Не трогайте! В чем его вина?»). Ребята посадили парня в автобус, и тот уехал. Но не успели отправить юношу, как к ним подъехал находившийся неподалеку милицейский патруль на «УАЗе», загрузил всю группу — 17 человек — и отвез в РОВД Октябрьского района.
Рыскелды 17-го декабря тоже вышла на площадь, она пришла сюда вместе с подругами-сокурсницами. Хрупкие студентки-первокурсницы, видимо, представляли большую опасность для стражей порядка. Ее в числе других девчонок, окруживших центральную трибуну, милиционеры вырвали из толпы, схватив за волосы, и, избивая, волоком потащили к машине. Последнее, что помнила, — мелькавшие перед ее глазами ступени из красного гранита, о которые она билась головой и телом. И еще чувствовала адскую боль в ноге. Очнулась она в том же РОВД Октябрьского района.
До их встречи оставались часы…
Друг
познается в беде
В одной камере были студенты разных вузов, рабочие заводов. Что ждало их? Ясно, что ничего хорошего. А Адилкерею, как коммунисту, комсомольскому вожаку, старосте группы, исключение из вуза было вообще гарантировано. Охранявшие их милиционеры — казахи и русские — тихо сказали Адилкерею, что двоих можно выпустить. Оказалось, по списку задержанных числилось 28 человек, а их было 30. Решили, что уйдут активисты, те, кому грозят самые большие неприятности, — Адилкерей и Тулеугазы. И тут произошло невероятное: Тулеугазы отказался уходить. Вместо этого он сказал: «Там, в углу лежит какая-то девушка со сломанной ногой, пусть она уйдет». Так его друг совершил благороднейший поступок, достойный восхищения. Тогда Адилкерей и не знал, что это был судьбоносный момент в его жизни…
Ночью они покинули РОВД. Адилкерей остановил такси, перенес в него девушку и приехал к своему общежитию. Таксист, турок по национальности, по его просьбе сходил и узнал обстановку, помог пробраться в комнату.
Около недели она пряталась в чужом общежитии, ей помогали все студенты. Адилкерей нашел врача, объяснил ему, что девушка упала на катке «Медео». Рентген-снимок показал трещину и сильный ушиб. Потом Адилкерей съездил в общежитие ЖенПИ, встретился с ее подругами и отвез туда Рыскелды. Расставались легко, о том, что еще встретятся, и не думали. Тем более, что никакие чувства их не связывали, кроме страха, который сопровождал их со дня знакомства.
Им удалось продолжить учебу в своих вузах: доказать их присутствие в дни волнений на площади не удалось. А вот славного жезказганского парня Тулеугазы Кулибаева исключили из института и комсомола. Как и Жаксылыка Бугебаева — еще одного их друга, тоже участника тех событий, соседа по комнате в общежитии.
…Прошло два года. Как-то, гуляя по Алма-Ате с друзьями, среди которых был и Тулеугазы (он к тому времени восстановился в вузе), Адилкерей в группе проходящих студенток увидел знакомое лицо. «Это же та самая девушка», — первым узнал ее Тулеугазы. Так они встретились с Рыскелды во второй раз. Поговорили, прогулялись. Теперь Адилкерей смотрел на нее уже по-другому: у него появилось к ней чувство. Но тогда он не смог ничего сказать, и они снова расстались, а когда он захотел ее увидеть, оказалось, что адреса девушки у него нет.
Но он нашел Рыскелды. Полтора года молодые люди встречались, а в 1990 году, в год окончания института, поженились. Другом на их свадьбе был, конечно, Тулеугазы.
Они больше не расставались.
Святая женщина
Вот такая история о том, как «люди встречаются, люди влюбляются, женятся». Ну а потом началась новая история — история семьи Ауельбаевых, которая продолжается вот уже 22 года. Рассказывать о ней подробно не будем. Скажем, что она вместила в себя много приятных событий.
После института Адилкерей поступил в аспирантуру и защитил в Москве кандидатскую диссертацию. Написал две монографии, пять книг, в том числе и художественные, писал стихи, публиковался в периодике, заочно окончил журфак университета, стал членом Союза журналистов РК, осуществив свою мечту стать журналистом. Имеет он также дипломы юриста и экономиста — жизнь требовала дополнительных знаний. Жил в Алматы, но вернулся в Актобе и работал на руководящих должностях. Одно время возглавлял областное управление спорта. Кого-то это удивило: мол, ветврач. Но немногие знали, что Адилкерей Ауельбаев еще в юношеские годы серьезно занимался борьбой. Будучи студентом, участвовал в межвузовских соревнованиях по самбо республиканского и всесоюзного масштаба, ему присвоили звание мастера спорта СССР.
Рыскелды всегда работала учительницей, сейчас трудится в брокерской конторе.
Они до сих пор дружат со всеми своими студенческими друзьями и, конечно, с Тулеугазы.
Ну и завершить наш рассказ об истории семьи Ауельбаевых хочется самым, наверное, главным достижением в их жизни — детьми. Их у них пятеро: четыре сына — Максат, Бауыржан, Магжан, Болатбейбарыс и лапочка-дочка Махаббат. Старшему сыну — 20 лет, а дочери — четыре годика. Дети хорошо знают историю знакомства своих родителей.
— Я благодарен судьбе, что у меня такие друзья и такая жена, и всегда говорю своим сыновьям: ваша мама — святая женщина, — поделился Адилкерей.
Желтоксан вместил в себя не только жестокость и унижения, сломанные судьбы и человеческие потери, противостояние диктату и патриотический порыв. Это еще, как мы убедились, верная дружба, благородство и любовь. Начало отношениям наших героев было положено в мрачной атмосфере советского РОВД. И несмотря ни на что, рожденный там росток чувства не зачах — он поднялся, окреп и расцвел. И в этом мне видится жизнеутверждающая и всепобеждающая сила любви.
Мирал
ДЖАРМУХАМБЕТОВ