Құлтас мешіті не смогли разрушить ни казачьи отряды, ни советская власть. Культовое сооружение простояло почти век.
В пяти километрах от Белкопы
Деятельность религиозного просветителя начала XX века Дильмаганбета Тлесулы исследовали его потомки, которые привлекли специалистов. Итогом их работы стала презентация персональных экспозиций известных религиозных деятелей нашего края Абылгалима и Дилмаганбета ахунов. Она прошла недавно в выставочном зале «Руханият» при областной мечети «Нұр Ғасыр».
Как сообщил историк Закрадин Байдосов, в дореволюционный период в окрестностях нынешнего села Карабутак были две волостные управы: Баксайыс и Талдык, в 16 аулах проживало более 17 тысяч человек. В 1911-1912 годы образовалась отдельная волость Белкопа.
Ученый напомнил, что в начале XX века Оренбургская администрация держала под пристальным контролем строительство мечетей. Об этом свидетельствует тот факт, что разрешение выдавал сам военный губернатор Торгайской области в Оренбурге. Вот и Құлтас мешіті в Белкопе Талдыкской волости открылась согласно разрешению министерства внутренних дел России 29 апреля 1909 года.
Мечеть расположена в пяти километрах южнее нынешнего аула Белкопа. По словам одного из потомков Сагидуллы Байдрахманова, мечеть построили на народные пожертвования два татарских ремесленника, которые за свой труд получили 1,5 тысячи ярок. Руководил строительством мулла Дилмаганбет Тлесулы. Имамом назначили более зажиточного Жетписбая Шегенова, получившего образование в Бухаре.
Дилмаганбет Тлесулы (1872-1932 годы) тоже получил религиозное образование в Бухаре, а также в Хиве и Туркестане. После учебы занялся просветительской деятельностью. Он выступал с проповедями, обучал детей основам шариата, распространял ислам не только в окрестностях, но и вдоль побережья Сырдарьи.
Кстати, помимо Құлтас мешіті, он держал вторую мечеть Коксу недалеко от Кайракты, которую в народе прозвали Ділмағанбет мешіті.
В областном архиве хранятся документы, свидетельствующие, что Дилмаганбет ахун был имамом аула № 9. Отметим, документ со списком всех имамов хранился под грифом особой секретности: такую информацию советская власть использовала для контроля, надзора и даже как основание для ареста.
Пострадали за веру
Из семерых сыновей Тлеса трое были религиозными деятелями. Абдрахман Тлесулы (1889-1972 годы) славился тем, что лечил людей и проводил обряд обрезания. Во время Великой Отечественной на передовую его не взяли, отправили на трудовой фронт. По окончании войны Абдрахмана за веру сослали на лесоповал в Свердловскую область. После освобождения из так называемой трудовой армии в 1956 году он переехал с семьей в Орск.
Вернулся в Карабутакский район лишь летом 1966 года, обосновался в ауле Кызылту. Несмотря на преследования и изгнание, до самой смерти Абдрахман ходил в чалме, открыто выражал приверженность исламу, переводил арабские тексты на казахский язык.
Байдрахман Тлесулы (1894-1986 годы) был помощником старшего брата Дилмаганбета. Слыл искусным рассказчиком легенд, назидательных слов, наизусть помнил и мог передать сказанное когда-то известными поэтами-импровизаторами.
Как-то Байдрахман и Дилмаганбет оказались в Казалы Кызылординской области. Их пригласили в юрту, где было полно народа. Пришедших местные не признали, потому посадили ближе к выходу. За дастарханом тем временем шла жаркая дискуссия. Спорившие не могли прийти к единому мнению по толкованию ряда аятов Корана.
Спор разрешил Дилмаганбет, процитировав точные аяты из Священной книги. После этого местные баи организовали отдельный ужин, зарезав в честь хафиза барана.
В народе сложено немало легенд о нем. Одна из них гласит следующее. Представители советской власти не раз арестовывали его. Но по воле Всевышнего, даже не взламывая замка, без ключа, наутро мулла оказывался на свободе.
После таких случаев его не стали больше задерживать. По другой легенде, аксакал никогда не привязывал лошадь, лишь оставлял на седле свой головной убор. И коня никто никогда не трогал.
Еще рассказывали, что в крепком колхозе начался падеж овец и никто не мог понять, откуда взялась напасть. По совету старожилов отары загнали в Коксу мешити, на следующее утро мор прекратился.
Передают, что Дилмаганбет ахун предрек Октябрьскую революцию. Как-то в мечети ни с того ни с сего вдруг с полок попадали книги, он сразу же попросил тех, кто был рядом, выйти. После прочтения молитвы вышел и сказал, что скоро начнутся кардинальные изменения: «Заман өзгереді».
Благодатная земля предков
Национально-освободительное восстание 1916 года коснулось и территории Карабутака, в том числе волостей Баксайыс, Белкопа и Талдык. Во время подавления восстания казачьи войска сняли полумесяц с купола мечети высотой 11,5 метра. Сейчас он хранится в музее Карабутака.
С приходом советской власти мечеть, вернее, строительные материалы, из которых она была возведена, понадобились для хозяйственных нужд.
В 1927 году на берегу реки Иргиз появилось четыре новых здания: школа, больница, волостной исполком, ветеринарный пункт с общежитием и столовой. Их в народе назвали «Төрт үй» («Четыре дома»). На их возведение и были использованы красные кирпичи медресе и мечети.
Старожилы рассказывали, что здание мечети хотели полностью снести, но не смогли даже с помощью трактора, настолько был прочным фундамент. Поговаривали, что те, кто участвовал в сносе, умерли после тяжелой болезни и вследствие неизвестного недуга.
Здание само рухнуло уже в наши дни – 18 апреля 2005 года – после двухдневного ливня. Сейчас от него остались одни руины.
– Это случилось ночью. После грома семья услышала грохот, – рассказывает уроженец Карабутакского района Сагидулла Байдрахманов. – В тот день я был в городе. Приехав утром, не обнаружил мечети, которая была видна издалека.
По его словам, в 2000 году он открыл хозяйство рядом с мечетью. Единственный трактор был настолько старым, что годился лишь на запчасти. Дизтоплива не хватало. Про какие-либо субсидии и речи не могло быть, не говоря о кредитах.
Несмотря на это, за 12 лет численность крупного рогатого скота у Сагидуллы агая перевалила за сотню, увеличилось и поголовье мелкого рогатого скота. Опытный фермер скупал телят весной, а осенью продавал уже упитанных бычков. Такая вот плодородная и благословенная земля возле мечети.
К слову, на зимовке был старый колодец с пресной водой. При его очистке большие булыжники сильно скрипели, но не разрушались.
– К сожалению, в молодости не всегда прислушивались к старшим, так что многое пропустили из их рассказов, – вспоминает Сагидулла Байдрахманов. – Изучить деятельность моих предков помогли известные в области люди. В начале 2000-х историю мечети начала исследовать известный краевед, ныне покойная Рысжан Ильясова.
Тогда же поднимался вопрос о реставрации здания, но средств в бюджете на эти цели не было. Узнали много нового благодаря председателю клуба «Руханият» при областном историко-краеведческом музее Жибек Абдуллиной и магистру истории, члену комиссии по полной реабилитации жертв репрессии Даурену Сайинову.
– История страны неразрывно связана с историей каждой семьи. Три родных брата моего отца были осуждены за веру, двое остались на полях Великой Отечественной войны.
А сколько еще неизученных тем и фактов времен СССР! История моих предков – малая часть этого. Ведь была опасность, что и эти данные не сохраним…
Возможность полноценно исследовать труды многих религиозных деятелей и вернуть утраченное достояние, в том числе духовное, появилась лишь в 2020 году, когда Президент Казахстана издал Указ «О полной реабилитации жертв репрессий».
За что осудили наших родных, на сколько лет и многое другое нам еще только предстоит выяснить. Наша задача в том, чтобы вернуть имена славных предков, реабилитировать их и пропагандировать, популяризировать наследие. Свою историю я никогда не забуду…
Абат КАРАТАЕВ
Фото Хайредена РАУШАНОВА и из личного архива БАЙДРАХМАНОВЫХ