Эту хрупкую, стройную девушку можно встретить на многих культурных мероприятиях города — фестивалях, конкурсах, концертах. То она внимает классической музыке и выступлениям вокалистов, то восхищается игрой артистов театра. И неизменно присутствует на всех концертах танцевальных коллективов. Ведь танец — это ее профессия, ее страсть, ее жизнь.
Зердегуль Уркимбаева могла бы остаться в родном городе — Алматы, могла бы выступать на большой сцене или открыть собственную студию. Но она выбирает Актобе, куда ее приглашают работать хореографом, и общеобразовательную школу. Только в стенах школы, считает хореограф, есть все условия и возможности приобщить детей к этому виду искусства.
Ансамбль танца «Нұр», которым руководит Зердегуль, родился пять лет назад в средней школе № 42. Сегодня в нем занимаются более 50 девочек. За эти годы коллектив и его солистки выступали на республиканских, международных фестивалях, завоевывая призовые места. Неслучайно Зердегуль стала единственным хореографом-победителем педагогического марафона в нынешнем году. У этого педагога свой взгляд на искусство танца, на его роль в патриотическом воспитании и становлении детей. Ее идеи интересны и имеют право на жизнь.
— Иногда я с завистью гляжу на то, — говорит она, — с какой радостью бегут школьники в спортзал на урок физкультуры. Конечно, ребенок устает от бесконечных теорем и упражнений, ему хочется двигаться, играть. Почему с завистью?
Как бы я хотела, чтобы хореография из факультативных и кружковых занятий перешла в сетку расписания. Наверно, так же радостно спешили бы дети на урок танца.
Такие мысли появляются у Зердегуль Зейнуллаевны каждый раз, когда она видит сутулые спины детей, перекошенную осанку, небрежную походку. Когда она встречает девушек, одетых модно, но безвкусно. Да откуда взяться вкусу у молодежи, откуда взяться богатому внутреннему миру, гордой осанке, если в общей сложности никто их этому не учит? И неоценимую помощь в этом может оказать танец -национальный казахский танец, уверена наша героиня.
— Мы пришли к независимости, мы возвращаем забытые обычаи и традиции, вспоминаем имена легендарных героев, обращаемся к родословной и говорим о нераскрытом до сей поры национальном богатстве.
Задача образования — довести все это до школьников. И где, как не в постановке танца, показать детям историю, нравы, образы казахского народа? — вопрошает хореограф.
На своих занятиях она не только оттачивает пластику подопечных, работает над совершенствованием телосложения, но и проводит своеобразные тренинги, воспитывая учениц.
— Многие думают, что танец — это забава, досуг, игра. По собственному опыту могу сказать, что это не так. Я часто наблюдаю за девочками, которые не первый год участвуют в ансамбле, и отмечаю положительные перемены в их поведении, походке, даже в психологии.
Так, девочка-солистка исполняет танец «Қырмызы қыз», наполняя образ то девичьей шалостью, то широтой привольных степей, то журчанием чистого родника, то гордостью недоступных вершин. Групповой танец «Жұмыр қылыш» переносит исполнителей на поле боя, где идет яростное сражение казахских женщин. Огромным успехом пользуется у наших и зарубежных зрителей композиция «Қара жорға», демонстрирующая высокую технику исполнения и красоту жестов казахской пластики: «саяқ жүріс» (осторожный ход), «сыпайы жүріс» (изящный ход), «қымтыма» (пластика рук), «өкше алмасу» (ход с поворотом), «малдас» (приседание), «өкшелеу» (ход с каблука), «сүйретпе» (скольжение), «сырма» (поземка), «бұрқасын» (полет метели), «оралу», «бұраңбел» (гибкость талии)…
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Мизерная зарплата отпугивает специалистов
Начальник отдела областного управления образования Таттигуль БАЙЛАНОВА:
— Бесспорно, занятия хореографией полезны каждому ребенку, ведь танец воспитывает дисциплину, ответственность, развивает координацию движения, способствует укреплению здоровья и культурному обогащению. Кружковые занятия в школе проводятся бесплатно и они доступны детям из социально незащищенных слоев населения, что тоже немаловажно. Проблема здесь не в желании детей — многие ребята с удовольствием танцуют, не в загруженности учебного расписания — каждый директор школы имеет возможность использовать для этих целей вариативные, кружковые часы, или время, отведенное на спортивные секции. Проблема в другом. Не все учебные заведения, особенно в районах, имеют оборудованные залы и — самое главное — квалифицированных специалистов. Таких энтузиастов-хореографов, как Зердегуль Уркимбаева, готовых работать за небольшую зарплату в школах — единицы. (К слову, Зердегуль на собственные средства оборудовала школьный кабинет необходимыми для хореографии зеркалами. — Прим. авт.). Большая часть профессионалов работает в платных студиях и клубах. Если в областном и районных центрах еще есть хорошие преподаватели танца, то в селах их найти очень трудно.