Справедливо говорят, что насколько многогранен мир, настолько разнообразна педагогическая традиция. Поэтому в мире не прекращается поиск образовательно-воспитательных традиций, уточняются и обогащаются содержание, принципы и закономерности обучения и воспитания, педагогических методов и технологий.
Проблемами образования и воспитания занимаются не только педагоги и психологи, но и экономисты, юристы, политики, социологи, философы и другие специалисты. Они исследуют проблемы психологического, экономического, правового, политического, медицинского и другого образования. Но никто не занимается педагогическими проблемами подготовки и воспитания психологов, экономистов, врачей, юристов, политологов, социологов, философов и специалистов других направлений.
Доктор медицинских наук, известный хирург, заслуженный деятель науки РК, академик Национальной академик наук РК Намаз Изимбергенов свою работу «Очерки по педагогике высшей медицинской школы» (Актобе, 2013) посвятил именно педагогическим вопросам формирования личности врача. Автор не остается под влиянием распространенной в Европе, России концепции «знаньевой» парадигмы, отдающей предпочтение усвоению только практических и теорических вопросов профессиональной деятельности, а наряду с ней отдает приоритет гуманистической традиции. Он справедливо отмечает, что профессия врача принципиально отличается от других видов человеческой деятельности. Она больше основана на душевно-психологическом, морально-нравственном фундаменте, чем на профессиональных знаниях. Медицинская педагогика должна быть ориентирована на воспитание гражданина, который вмешивается в судьбу человека, его здоровье и жизнь, таинство человеческого организма. По мнению автора, с помощью знаний можно лишь «подготовить медицинских работников с профессиональными знаниями, но не врачей. А врач — это не только специалист с набором необходимых медицинских знаний, это прежде всего личность с особой психологией, душой и сердцем». Красной нитью через всю книгу проходят слова «душа врача», исцеляющего не только тело, но и душу больного, возвращающего ему веру в жизнь. Автор выносит суровый и справедливый вердикт: за бездушие врачей расплачивается народ. Для общества опасен любой аморальный человек. А аморальный врач опасен во сто крат. Свою озабоченность гражданской, гуманистической позицией современного врача академик Изимбергенов объясняет опытом медицины фашистской Германии. Среди осужденных за античеловеческие преступления в 1946 году в Нюрнберге были не только политики, военные, но и врачи, 20 из которых были докторами наук. Они ставили эксперименты на людях, разрабатывали способы массовых убийств, скальпировали кожу для использования в легкой промышленности, занимались скрещиванием, искусственным осеменением людей разных наций, чтобы создать особую породу людей.
Интересующийся проблемами педагогики высшей медицинской школы в книге найдет выработанную академиком Намазом Изимбергеновым модель педагога, формирующего врача-гражданина. Это не какие-то абстрактные положения. Как пишет автор, в Западно-Казахстанском медицинском университете были и есть немало настоящих педагогов, соответствующих этой модели. К их числу лично я отнес бы и самого автора книги.
Отдельная глава «Методологические аспекты обучения студентов» посвящена конкретным вопросами педагогики и методики воспитания врачей.
Обращает на себя особое внимание раздел «Языковая подготовка студентов», которую я прочел с большим удовлетворением. Дело в том, что мысли академика Намаза Изимбергенова о языковой компетенции врача перекликаются с исследованиями зарубежных авторов.
В ряде полиэтнических стран мира в регистратурах поликлиник уточняется, какой врач (терапевт, хирург и т. д.) на каком языке или языках обслуживает пациентов. Автор с глубоким сожалением пишет о том, что в нашей стране немало «глухонемых» врачей, плохо владеющих особенно казахским языком, тем самым не умеющих поставить правильный диагноз, следовательно, и правильно лечить. Он считает, что каким языком пациент излагает свои сокровенные тайны и надежды, таким языком должен владеть и врач. В связи с этим автор дает свои полезные рекомендации.
Мы далеки от мнения, что эта книга является вместилищем непререкаемой истины в медицинской педагогике. Это, скорее всего, удачная попытка вынести проблемы для широкого обсуждения.
Амангелды АЙТАЛЫ,
доктор философских наук, профессор