Карен Долмагамбетов, выпускник НИШ и студент KAIST, ведущего университета Южной Кореи, поделился опытом в сфере IT, рассказал о планах.
Молодой специалист стремится использовать полученные знания для внедрения новых технологий и развития IT-образования в Aqbobek International School. Своим примером он вдохновляет новое поколение на путь инноваций и прогресса.
В нашей стране все больше школьников желают стать специалистами в сфере информационных технологий. Нельзя сказать, что для этого достаточно лишь отличных знаний математики и логического мышления. Так называемые виртуальные миры и разработка дизайнов digital-проектов требуют как глубокого понимания алгоритмов, так и творческих навыков.
В Актобе есть школы, которые воспитывают будущих IT-специалистов, включая AIS (Aqbobek International School) и NIS (Nazarbayev Intellectual School). Именно в NIS обучался нынешний заместитель директора по внешним связям и развитию AIS. Он также упомянул свое обучение в Nazarbayev University.
Карьеру в AIS он начал сразу после школы, получил педагогический опыт: читал лекции по математике на английском языке, готовил старшеклассников к экзамену SAT.
Карен Долмагамбетов заметил, что ранее не видел себя в IT, больше увлекался химией. Все изменилось, когда стал студентом.
– На университетском курсе Computer Science 101 по введению в программирование я открыл для себя IT и увлекся поиском задач в интернете на разных языках. Первые результаты вдохновили, а финальный проект стал моей гордостью. Это продукт, который помогает оптимизировать рутинные задачи, – рассказал он.
На этом путь учебы и познания для него не закончился. Сейчас он осваивает программу четвертого курса в KAIST – Корейском институте передовых технологий на факультете компьютерных наук. Это ведущий учебный и исследовательский университет Южной Кореи, расположенный в Тэджоне.
– Вуз дает самые лучшие технические знания. Этим и привлекает студентов всего мира. Там же учатся наши соотечественники – выпускники таких школ, как НИШ, лицея «Білім-Инновация», Республиканской физико-математической. Получив первый диплом, думал, что знаю достаточно, однако, поступив в Корею, понял, что еще есть куда расти, – поделился программист.
Молодой специалист считает огромной честью быть в составе сильных учителей школы. Преподаватели ведущей по математическим знаниям школы города достигли успехов в различных сферах. К слову, она выделяет гранты, что также привлекает желающих обучаться по сингапурской программе.
Программа представляет собой усиленное обучение. Уже в начальных классах предусмотрена усиленная практика английского языка. Учащиеся увлекаются спортом, музыкой и искусством, а на конкурсах демонстрируют таланты. В итоге показывают лучшие результаты по Актобе.
– Преподаватели мотивируют детей к изучению высоких технологий. В феврале, например, организовали первый 24-часовой хакатон AISHack ’24 по разработке игр совместно с Aqtobe Hub. Победители получили денежные призы.
Развивается и женский спорт. Ученицы нашей школы взяли первое место на I Международном турнире по волейболу AIS Open среди женских команд из России, Казахстана и Узбекистана. Второе место заняла сборная Узбекистана, третье – из Челябинска (РФ), – рассказал о достижениях воспитанников наш собеседник.
Карен Долмагамбетов отметил, что в AIS идет интенсивный процесс цифровизации. С помощью программирования ему удается автоматизировать и собственные задачи.
– Оптимизировать данные расходов и доходов, улучшить оборот документов помогают приложения. Их разработкой занимаюсь сам. В них удобно составлять графики, есть возможность персонализировать программу, то есть настроить работу приложения под себя. Повторяющиеся процессы автоматически настраиваются, а отследить результаты можно в базе данных на компьютере.
Автоматизированная платформа, известная в мире для сдачи и проверки кода, значительно облегчает жизнь. В Казахстане хоть и внедряются подобные аналитические приложения, постобработка человеком все же присутствует.
– Отслеживание результатов по усвоению знаний – долгий процесс. Если один курс по программированию охватывает около ста или двести человек, итоги каждого проверяются вручную. Поэтому создание онлайн-лабораторий позволит школьникам и студентам отслеживать прогресс самостоятельно, что ускорит процесс обучения.
Он добавил, что техническая оснащенность в Южной Корее высокая. Исследовательские IT-лаборатории вызывают восторг у студентов. В РК, по его словам, ощутима их нехватка.
Завершив обучение в Корее, программист планирует устроиться на работу там же, в иностранную компанию, чтобы набраться опыта. По возвращении на родину надеется применить новые знания и навыки для развития Aqbobek International School. В первую очередь внедрить платформу для автоматической сдачи и проверки кода и передать полученный опыт детям.
Алсу МИНДЫБАЕВА
Фото из личного архива Карена ДОЛМАГАМБЕТОВА