С раннего возраста актриса и режиссер Любовь Тормышева тяготела к прекрасному. Даже поступив в музыкальное училище, знала, что работать будет в театре.
– Я успешно окончила класс фортепиано музыкальной школы № 2, но отделение училища выбрала дирижерско-хоровое, – вспоминает Любовь Николаевна. – Актюбинское музучилище всегда было средоточием прекрасного в городе, я не ошибусь, сказав, что и сегодня остается таковым.
Детство мое пришлось на 70-е годы прошлого века, юность – на 80-е. С окружением повезло: люди философского склада ума повлияли на мое становление и развитие. Почерпнув от них многое, делюсь этим на протяжении жизни. В 14 лет была уверена, что творчеством изменю человечество. Музучилище окончила успешно, и педагог Наталья Фоменко прочила мне продолжение учебы в консерватории.
[box type=»shadow» ]Мысли вслух от Любови Тормышевой
Театр стоит на традициях, они – его закон. Другое дело, что сегодня все меньше и меньше знатоков и ценителей этих традиций. Театр – особый мир, особая страна, куда не ходят поезда, не летают самолеты. Однажды в него попав, не уйдешь из этой страны воображения, фантазии, особой реальности и любви. Возьмем для примера венские балы, делающие для отношений между странами больше, чем дипломатические переговоры. Впрочем, как и фестивали музыкальные, театральные, живописи, балета.
Через всю жизнь я пронесла веру в то, что театр, искусство делают людей счастливее, что люди, занимающиеся искусством, чище, лучше. Сегодня сделала вывод о миссии врачей: борющиеся за жизнь и здоровье людей, они герои и подлинные таланты!
[/box]
Со второго курса музучилища девушка училась в театральной студии у режиссера Актюбинского драмтеатра, выпускника училища имени Б. Щукина Анатолия Полянкина, поэтому в труппу пришла не с улицы. Через время получила диплом Екатеринбургского театрального института (класс заслуженного артиста РФ Вячеслава Анисимова). Потом была магистратура КазНАИ имени Т. Жургенова (класс народного артиста РК Рубена Андриасяна) и диплом режиссера драмтеатра. По окончании магистратуры руководство вуза попросило свою вчерашнюю выпускницу преподавать у них актерское мастерство.
– И это было жестом в адрес системы Станиславского, так как мой педагог Анисимов – ученик Георгия Товстоногова, работавшего только по этой системе, – продолжает собеседница. – Работая три года в Жургеновке, я ее внедряла. Параллельно вела этот же курс в ДМШ при консерватории имени Курмангазы, ТЮЗе имени Натальи Сац, хореографическом училище имени Селезнева. Волею случая в 2008 году в Москве получила уроки актерского мастерства у Евгении Петровой, ученицы самого Константина Сергеевича.
– То есть вы в большей степени театральный педагог. Чувствуете ли себя актрисой?
– Конечно, ведь за 40 лет сыграно около 80 ролей. Полновесной актрисой ощутила себя после 30 лет, хотя в 24 года, после роли Люськи в спектакле «Рядовые» по пьесе Дударева, утвердила собственное присутствие в профессии. Квалификацию же актерскую получила в 1981-м после роли Гуинплена. В целом в моем репертуаре три мальчишеских роли. Большой радостью были гастроли Актюбинского драмтеатра в Ленинграде в 1982-м: оригинальную сценографию нашего спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» отметили театральные критики (сценограф – Олег Писаренко).
– Кого из партнеров по сцене хотите назвать?
– Мне повезло быть в одной обойме с профессионалами высокого уровня Марией Тумановой, Татьяной Здебской, Каримой Кадыровой, Валерием Костиным, Людмилой Шипковой, Львом Жидковым и многими другими. В нашей труппе служили президент Гильдии театральных менеджеров РФ и директор театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина Анатолий Полянкин, популярные российские киноактеры Наталья и Валерий Масловы, актриса Нижегородского театра «Комедiя» Елена Дубровская, выдающиеся современные режиссеры Татьяна Лукомская, Алексей Орлов, Вячеслав Виттих, замечательный сценограф Людмила Синицына. Декорации и костюмы последней к спектаклю «Хозяйка гостиницы», поставленному у нас Лукомской, хорошо тонизировал бутафорский и швейный цеха театра.
– В 2015-2018 годах вы возглавляли русскую труппу театра имени Тахауи Ахтанова…
– Да, и прилагала усилия, чтобы названные выше режиссеры приглашались для постановок. Все спектакли получались кассовыми. Помнится, в 2016-м руководитель управления культуры Канат Айтбаев посоветовал задействовать социальные сети для привлечения публики, а молодая актриса Оля Зотова взялась за ведение страницы в Инстаграме – в Актобе наблюдался театральный бум. Только премьерных показов мы давали по 3-4! А это свидетельство качественного продукта драматического искусства.
– Можете в двух словах обозначить разницу между русской театральной школой и западной?
– Это разные школы. Первая – театр актера: нагрузка в действе лежит на актерском мастерстве. Западный театр – режиссерский, то есть актер должен представить зрителю замысел режиссера.
– Каких традиций придерживается современный казахстанский театр?
– Все зависит от выбора режиссера. Говорить о том, какая из традиций лучше, безграмотно.
– Вы по-прежнему в худсовете театра имени Ахтанова?
– Нет. С недавнего времени выведена, хотя состояла в нем с 1984 года.
– Любовь Николаевна, вы активистка городских праздников, расскажите о них.
– Начиная с 50-летия Победы, была просто участницей театрального действа, а с 2004 года – режиссер. В 2004-м откликнулась на предложение руководителя горкультуры Маржан Корганбаевой выступить режиссером рождественского праздника, на который пришло много народу. В 2008-м делала сценарий торжественного открытия Свято-Никольского кафедрального собора, где присутствовали лидеры Казахстана и России.
Татьяна ВИНОГРАДОВА