О творческом наследии Абая Кунанбая рассказывает отличник образования РК, лауреат премии имени Н. Крупской Нагашыбай Ердаулетов. Думаем, рассуждения известного в республике ветерана-педагога, посвятившего жизнь изучению и преподаванию трудов Абая, будут интересны всем, особенно молодым в момент выбора профессии.
Секреты величия
Имя Абая известно всем казахстанцам: от ребенка дошкольного возраста до старца. И каждый норовит процитировать пару строчек его стихов, выученных в детском саду или школе. При этом добавляя, что Абай – великий, гений, философ, историческая личность и так далее. А когда спрашиваешь: «Чем можно доказать его величие?», люди обычно попадают впросак.
Чтобы знать и понимать Абая, вовсе не обязательно быть литератором и ученым. Но, чтобы говорить о нем, прежде нужна смелость… Не каждый осмелится изучать его наследие. Могу рассказать о своей практике. Во-первых, для изучения его трудов следует несколько раз перечитать статью Ахмета Байтурсынова «Главный казахский акын», опубликованную в газете «Қазақ» в 1913 году. Во-вторых, и в период Советского Союза о творчестве Абая писали немало, были защищены кандидатские и докторские диссертации, выпущены сборники научных трудов. У Мухтара Ауэзова есть четыре монографии. Однако все они подавались с позиции советской идеологии, поэтому их следует читать критическим взглядом, учитывая, что там есть недостатки и преувеличения, а также подтексты. В-третьих, будь то поэзия или Слова назидания Абая, надо вникать и вчитываться в каждое предложение, словосочетание и слово. При чтении надо рассматривать поэзию и Слова назидания в тесной взаимосвязи. Без этого никак.
[box type=»shadow» ]О Словах назидания
Чтобы читать Абая, требуется сердце. Когда говорят «сердце», казахи подразумевают «смелость», «бесстрашие». Однако в 17-м слове («Наука и человеческие свойства») Абай говорит и о других функциях сердца.
«Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтобы разрешить спор: кто из них важнее». Видите, Абай для разрешения спора ведет их не к бию, а к Науке. Выслушав их, Наука советует им «…объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу…».
Я тоже считаю, что разум сам по себе – ничто. Если выберешь будущую профессию сердцем, тогда подключится разум и полученные знания останутся у тебя на века.
Отдельная тема: как сейчас преподносить нашим детям его творчество? Не хочется обвинять всех учителей, тем более сам вышел из этой среды, почитаю их. В то же время стоит признать, что в школах то же стихотворение «Ғылым таппай мақтанба» не изучают, а ограничиваются тем, что дают задание выучить. Если это проза, спрашивают у учеников содержание. Возможно, такова нынешняя школьная программа, да и ограниченное время уроков не позволяет разогнаться в век интернета. Поэтому не надо требовать от учителей многого, тем более они загружены заполнением ненужных документов. Что касается проверок полученных знаний, школьники сдают тесты, поэтому заинтересованы в успешном прохождении ЕНТ. Придется самим родителям изучать, вникать в наследие Абая и передавать знания детям. Для этого вовсе не обязательно быть ученым. Лишь подойдите всей душой и сердцем к изучению его трудов. [/box]
В поисках науки и знаний
Недавно известный филолог Жалел Омар высказал мысль о том, что достаточно обывателю проанализировать две строки Абая: «Ғылым таппай мақтанба, орын таппай баптанба» («Пока не знаешь – молчи. Пока блуждаешь – молчи»). Считаю это совершенно правильным. Попробую со своей стороны доказать эту мысль. Стихи написаны 134 года тому назад, в 1886 году. Но они адресованы и нынешней молодежи, то есть актуальны по сей день. К примеру, спрашиваешь у студента: «На кого учишься?», отвечает, что поступил на такой-то факультет. На вопрос: «Почему?» многие признаются, что выбор сделан по наставлению родителей или только из-за того, что после успешной сдачи ЕНТ в этом вузе предоставлялись гранты. И такая ситуация ни для кого не секрет. Выходит, молодой человек станет дипломированным специалистом без любви к профессии. Какая отдача может быть от его работы не только для общества, но и для него самого? Я уже не говорю о тех, кто попросту слоняется с дипломом в кармане.
Абай в первой строке говорит: «если найдешь свое место в жизни, это не значит, что уже достиг чего-либо. В первую очередь ты должен выбрать профессию (науку или искусство) по душе – неважно, к какой сфере она относится, и необходимо дальше это развивать. Вот тогда появляется интерес к изучению, усовершенствованию. А когда не лежит душа, вряд ли ты станешь хорошим специалистом, так как учил это дело без особого интереса».
Вторая строка — «орын таппай баптанба» – означает, что не довольствуйся жизнью, пока не найдешь свое место. Как я отметил вначале, одно произведение Абая надо читать в соединении с другими, необходимо связывать в целое его мировоззрение. Здесь напрашивается другое стихотворение Абая «Әсемпаз болма әр неге».
Будь разборчив в пути своем.
Если ты талантлив – гордись
И надежным лишь кирпичом
В стену строящуюся ложись,
Убегающий видит путь,
Догоняющий вслед спешит.
Воля с разумом их ведут.
Абай советует при выборе специальности не перебегать с одного места на другое, которое тебе не знакомо. В противном случае можешь остаться ни с чем. Далее просветитель призывает талантливых быть полезными для своего народа и служить его нуждам. И только тогда, когда твоя специальность приносит пользу обществу, можно будет сказать, что ты достиг чего-либо. Останутся довольными люди, и от их благодарности ты получаешь удовольствие. Повторюсь, не довольствоваться, а получать удовольствие.
Будь человеком
Казалось бы, миссия выполнена. Оказывается, нет. Далее Абай призывает быть человеком. Для этого следует покорить пять врагов и выбрать пять друзей. Он противопоставляет злословье, ложь, хвастовство, тщету пустую и лень правдивости, ясной мысли, упорству, скромности и труду.
Кстати, у Абая очень много стихов о человеке. В одном из них он говорит: «Имею славу быть человеком» («Атымды адам қойғасын, қайтып надан болайын»). Невольно напрашивается знаменитая цитата: «Человек – это звучит гордо». В другом произведении он пишет: «Люби человека и мудрость Аллаха…». Если у пророка Мухаммеда – «Люби всех мусульман, потому что они твои братья», то Абай сказал: «Люби все человечество!».
Поэтому нелегко быть человеком, необходимо выполнить пять вышеизложенных требований. Но Абай не ограничивается пятью друзьями для становления. Далее он призывает стремиться быть ученым, если даже и не получается, а также неустанно трудиться. А для этого придется чем-то жертвовать, в том числе и детством.
Богатство, счастье, покой,
Познав науки, найдeшь.
Этими строками Абай всю сущность жизни связывает с наукой. Развитие там, где осваивается наука. Чтобы понять это, далеко за примерами ходить не надо. Многие страны, в том числе отстающей Азии, стали развитыми и благополучными благодаря науке. Величие Абая в том, что данную тему до него никто из казахов не поднимал в своих произведениях. Были великолепные поэты Асанкайгы, Жиембет, Казтуган и многие другие. К примеру, Бухаржырау, будучи советником Абылай хана, призывал народ к единству. Тот же Дулат, у которого Абай учился многому, воспевал не науку. Такая мысль принадлежала только Абаю.
Абай один, а синоним слова «один» – единственный. Вот поэтому мы говорим, что Абай – особая личность. Умного человека мы называем мудрецом, а того, кто предсказывает будущее – святым, гением. И слова Абая, сказанные полтора века тому назад, до сих пор актуальны в современном обществе. Поэтому ученые умы возвеличивают его наследие, основываясь на произведениях.
Как сказано выше, достаточно написано трудов об Абае. Все это я читал. Многие годы преподавал казахский язык и литературу и не только в Актюбинской области. Нас по линии института повышения квалификации приглашали читать лекции в Алматы, а также в школах Узбекистана, Монголии, Туркменистана и Кыргызстана. Все это говорю не для бахвальства, а для того, чтобы подтвердить: я знаю труды Абая и могу утверждать, что он действительно великий гений.
Записал Абат КАРАТАЕВ