Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Көже бар: история одного стартапа

Физик-технолог по образованию, он в 20 лет разработал собственный рецепт национального напитка и на основе своего ноу-хау создал перспективный бизнес.

Как приходят идеи

По статистике, малый и средний бизнес в Республике Казахстан обеспечивает более 36% валового внутреннего продукта и предоставляет работу более чем четырем миллионам человек. Эти цифры говорят сами за себя. Как сообщил заместитель руководителя управления предпринимательства Думан Даулетияров, в нашей области наблюдается значительный рост сектора МСБ – сейчас в нем занято более 173 тысяч человек.
– Только в прошедшем 2024 году субъекты МСП произвели продукции и оказали услуг на сумму более 1,6 триллиона тенге, – отметил он.
Среди тех, кто поставил цель создать собственное дело и превратить его в успешное предприятие, – 22-летний житель города Алги Батылжан Жеткерген.
У него солидное образование: в 2023 году окончил физико-технический факультет Казахского национального университета имени аль-Фараби. Будучи студентом, Батылжан проявлял высокую активность: участвовал в общественной жизни, был избран заместителем студенческого деканата факультета, руководил студенческим отрядом правопорядка, занимал пост заместителя председателя комитета молодежных организаций. Он считался одним из лучших студентов вуза, а также помогал своему научному руководителю в подготовке статьи по теме «Промышленная электроника и системы управления».
Престижная специальность, хорошие перспективы, достойная зарплата – казалось бы, идеальный старт для карьеры. Однако еще с первого курса Батылжана не отпускала одна идея, и он решил, что обязательно должен воплотить ее в жизнь.
– Во время пандемии в 2020 году, как и многие студенты, я подрабатывал, где только мог. На какое-то время устроился грузчиком на склад одного из вещевых рынков Алматы, – рассказывает он. – После смены купил у разносчицы бутылку холодного көже. Пил его в автобусе по пути домой, и сразу вспомнилось детство, мама, домашний напиток, который она часто готовила.
Көже настолько понравился студенту, что он задумался: почему бы не попробовать производить и продавать его самому? При этом он хотел создать нечто особенное, эксклюзивное – напиток, который бы в первую очередь пришелся по вкусу ему самому.
Первым делом, вернувшись на каникулы домой, попросил маму сварить көже.
– Чего-то не хватает, – сказал он после первого глотка. Мама удивилась, и тогда Батылжан поделился своей идеей.
Вместе они начали экспериментировать. В поисках идеального вкуса им пришлось переварить не один десяток кастрюль: в ход шли пшено, перловка, айран и другие ингредиенты, которые мама добавляла по просьбе сына. Каждый рецепт тщательно записывался. И вот, наконец, после очередной варки Батылжан с одобрением кивнул и радостно улыбнулся:
– Идеально! Это именно то, что нужно. Теперь этот продукт можно и на рынок выводить.

Маркетинг — всему голова

Но бизнес есть бизнес – с наскока покорить рынок и завоевать доверие покупателей оказалось не так просто. Название своему ноу-хау Батылжан придумывать не стал.
– Это тот же көже, который все знают с детства – название говорит за себя, — считает молодой предприниматель. – Моя идея заключалась в том, чтобы сделать его эксклюзивным и неповторимым. Думаю, нам с мамой удалось приготовить именно наш көже. На это и был расчет.
Вернувшись зимой в Алматы на учебу, Батылжан продолжил работу над идеей. Он старался узнать как можно больше о самом продукте, встречался с предпринимателями, которые уже реализуют көже, расспрашивал их о трудностях, с которыми они сталкивались, и о том, как им удавалось их преодолеть.
Летом, во время каникул, он решительно взялся за дело. Устроился на работу в одну из донерных в городе Алге, а параллельно готовился к выходу на рынок со своим продуктом. Закупил пластиковые бутылки и небольшой аппарат для закручивания крышек. Мама сварила көже в двух больших кастрюлях, а Батылжан аккуратно разлил его с помощью воронки по восьмидесяти заранее подготовленным бутылкам. На каждую наклеил этикетку, которую сам нарисовал на компьютере и распечатал на домашнем принтере.
Затем сложил 20 бутылок в два больших продуктовых пакета из супермаркета и отправился «делать бизнес».
– Я предлагал магазинам полуторалитровые бутылки с көже по 180 тенге, чтобы они уже продавали их по 220, – рассказывает о своих первых шагах Батылжан.
Он обошел практически все продуктовые магазины, бургерные, кафе и рестораны. Из 80 бутылок удалось оставить на реализацию всего 50. Но и те особым спросом не пользовались. Тогда Батылжан решил пойти на, как ему тогда показалось, гениальный маркетинговый ход.
– Вот вам деньги, вот адреса магазинов – разделитесь и скупите все 50 бутылок, – обратился он к своим 20 друзьям.
Уже через час весь товар вернулся к нему в холодильник. А спустя два дня, когда владельцы торговых точек рассчитались с ним за реализованный продукт, Батылжан сдал новую партию көже.
– Некоторые, увидев, что напиток начал пользоваться спросом, сами начали звонить и просить привезти еще, – смеется Батылжан. – Откуда им было знать, что всю продукцию скупили мои ребята?
Такое повторялось не раз: стоило только расставить көже по точкам, как вскоре туда приходили молодые парни и покупали его. Сам же предприниматель не терял времени даром — продолжал обходить рестораны, ездил на такси в соседние села Тамды и Бестамак, где уговаривал владельцев местных магазинов взять его напиток на реализацию.
Но и этого ему показалось мало. Тогда он придумал новый маркетинговый ход…
– Ребята, возьмите по две бутылки и идите в самые людные места города, садитесь на скамейки в парках, скверах, возле магазинов и пейте көже, но так, чтобы люди видели, что вы пьете, – обратился он с просьбой к друзьям.
Еще двоих друзей Батылжан, снабдив деньгами на дорогу, отправил на маршрутном автобусе в Актобе.
– В автобусах всегда жарко. Как только проедете половину пути – доставайте из сумок бутылки с көже и пейте на виду у всех, обязательно приговаривая, что вкуснее напитка не пробовали. Угощайте пассажиров – пусть не только увидят этикетки, но и попробуют, – напутствовал он.
Сам Батылжан, загрузив в пакеты 20 бутылок, отправился по строительным площадкам Алги.
– Пить хотите? У меня как раз очень холодный көже есть, – обратился он к старшему дорожной бригады, укладывающей бордюры на одной из городских улиц.
Рабочие с удовольствием приняли угощение, после чего сразу же поинтересовались, где можно купить такой напиток поблизости. Батылжан с готовностью назвал адреса магазинов, где его продукция стояла на реализации.
В кафе и ресторанах, куда он также заглянул, с энтузиазмом убеждал владельцев: ставить көже на столы во время тоев и садака не только можно, но и нужно – это подчеркивает национальный колорит и вызывает доверие у гостей.
– Это намного дешевле, чем кока-кола, и очень полезный для здоровья напиток, да к тому же это ведь свой, национальный, – аргументировал он.
Узнав, где в выходные проходят спортивные или массовые мероприятия, а значит, собирается большое количество людей, Батылжан начал действовать. Заранее приготовив 100 бутылок көже, он бесплатно раздавал их участникам и болельщикам, которые в жару с удовольствием принимали холодный напиток. Так, ненавязчиво и искренне, он рекламировал свой продукт – без агрессивных слоганов и баннеров, просто делясь тем, во что сам верил.

Главное, чтобы жизни хватило

Вскоре его продукция продавалась уже в сорока магазинах Алги, не считая кафе, бургерных и других точек общепита. Особым спросом ледяное и питательное көже пользовалось у клиентов алкомаркетов. Через некоторое время маме Батылжана и родственникам, взявшимся помогать в продвижении его бизнеса, уже приходилось готовить көже в нескольких больших казанах и во всех имеющихся в доме кастрюлях, потому что в день реализовывалось уже более 100 литров его особого напитка. К Батылжану напрямую стали обращаться с заказами алгинцы, которые планировали в ближайшее время созвать много гостей на торжество в кафе или ресторан.
В 2022 году его бизнес наконец выстрелил по-настоящему. Только за май он продал 12 тысяч полуторалитровых бутылок көже.
– Вся семья работала днем и ночью, сменяя друг друга, – вспоминает с улыбкой Батылжан. – Кто-то варил, кто-то разливал по бутылкам, кто-то запечатывал.
Начинающему предпринимателю в тот год исполнилось всего 20 лет. В следующем 2023 году он завершил учебу в университете и полностью посвятил себя делу. В том же году, как участнику проекта «Ауыл аманаты» ему одобрили кредит под льготные 2,5% на сумму более 8 миллионов тенге. Он добавил сбережения и купил необходимое оборудование, арендовал два здания под склад и кафе, которое назвал «Көже бар».
Работы и забот у 22-летнего предпринимателя много, каждый день расписан буквально по минутам. Но он находит время и для общественной работы. Батылжан так же, как и в студенческие годы, активно работает с молодежью, собственным примером увлекает, пропагандирует и популяризирует здоровый образ жизни и патриотизм.
– Это достижение, успех – лишь один из этапов жизни, стартовый. Впереди еще очень много планов, которые хочется реализовать, – убежден молодой человек. – Главное, чтобы на все это хватило времени, сил, энергии.
Санат РАШ

Фото автора

Колонка "Взгляд"