Благодарим всех читателей газеты, откликнувшихся на сегодняшнюю Прямую линию. Главная ее особенность в том, что инициатором стал сам руководитель областного управления здравоохранения Асет Калиев, который решил вызвать огонь на себя. Признаем, вопросы актюбинцев на этот раз были в тему: люди обращались с конкретными проблемами. Некоторые из вопросов не опубликованы, так как по ним сразу оказана помощь. Не стали мы из этических соображений публиковать имена и фамилии звонивших.
Главная цель достигнута — актюбинцы получили нужную информацию, а Асет Калиев «прощупал» ситуацию в своей сфере с обратной стороны.
— Моей дочке полтора года. С двух месяцев у нее непонятная инфекция. Температура часто поднимается до 39.5 градуса. На ее теле периодически появляются розовые точки. Они распухают, краснеют и чешутся. Подозревают чесотку. Состоим на учете в кожно-венерологической больнице. Три раза лежали в детской клинической больнице. Там ставили диагноз «бронхит». Еще у дочки ногти на ногах гниют, отпадают. Это происходит второй год. Мы относимся к поликлинике № 3 на Сазде. Врачи говорят, что все началось с комариного укуса.
— Девочка состоит на учете у педиатра городской поликлиники № 3 с диагнозом: «железодефицитная анемия», часто болеет простудными заболеваниями. Неоднократно была направлена на полное обследование со сдачей всех необходимых анализов на инфекции, но родители ребенка категорически игнорируют требование врачей, отказываются и от плановых прививок. Семья не имеет постоянного места жительства, в связи с этим нет возможности динамического наблюдения за ребенком с ослабленным иммунитетом.
Так как семья переехала, родителям необходимо срочно открепиться из предыдущей поликлиники и встать на учет в поликлинике № 1, где ребенку будет проведено соответствующее обследование и лечение. Заведующая педиатрической службой ГП № 1 поставлена в известность о переезде ребенка на их территорию.
— Моя дочь Алмагуль работает в глазном отделении. В 1995 году у нее была операция по онкологии, во время обследования у нее обнаружили гепатит и перевели в техперсонал. Это было в 2013 году. Алмагуль на новом месте стала болеть, часто оформляет бюллетень. Жалуется на сердце, давление, щитовидку, у нее хронический бронхит. Что делать, как ей помочь? Она на хорошем счету, но в родной поликлинике ей не могут предоставить работу по специальности.
— Алмагуль с августа 2004 года работала медсестрой в глазном отделении медицинского центра ЗКГМУ им М. Оспанова. При прохождении очередного обязательного медосмотра у нее выявлены положительные маркеры ВГС (гепатит), в связи с чем она не может быть допущена к работе, связанной с компонентами крови. Сотрудница трудоустроена по специальности медсестрой, а не техническим работником.
— Алексей Константинович П. — пенсионер, работал строителем. Третий год не встает с постели. Но до сих пор нет инвалидности только из-за того, что часто меняется участковый терапевт. Относится к поликлинике Красный крест.
— С 2011 года он прикреплен к государственной поликлинике № 4. Состоит на диспансерном учете с диагнозом: «ИБС. Стенокардия напряжения. Артериальная гипертензия. Дисциркуляторная энцефалопатия смешанного генеза. Последствия ишемического инсульта». Диспансеризация проводилась на дому (диагностические и лечебные процедуры, консультации узких специалистов), обеспечивался бесплатно льготными препаратами (гипотензивные средства), ежегодно организовывались стационары на дому.
Факт о том, что инвалидность не оформлялась в связи с отсутствием терапевтов, не подтвердился. Согласно нормативно-правовым актам пациенты пенсионного возраста имеют право на выбор одного вида государственного пособия: или по инвалидности, или возрастной пенсии. Поскольку возрастная пенсия выше пособия по инвалидности, пациенты обычно сохраняют пенсию.
— Племянник уже месяц лежит в «Чайке». Там обещали, что стоматолог будет лечить детей. Но стоматолог в детском санатории принимает взрослых на платной основе, а детей не лечит.
— При поступлении детей в санаторий «Чайка» проводится обследование детей и обязательный осмотр узкими специалистами: стоматологом, лором и окулистом, другими специалистами по показаниям.
Стоматологом в течение 2-5 дней проводится осмотр и при необходимости — лечение пациентов на бесплатной основе, с внесением данных осмотра в медицинскую карту стационарного больного (Ф 003/у) ; с регистрацией в журнале учета профилактического осмотра полости рта (Ф049/у) ; в журнале ежедневного учета работы врача стоматолога (зубного врача (Ф037/у).
— Полтора года назад муж стал пользоваться катетером Фолейна. Сейчас их нет в городских аптеках, нет их и в России. Где найти? Объясните, имеем ли мы право на бесплатные катетеры? К тому же они быстро приходят в негодность. Что делать?
— Вопрос бесплатного обеспечения инвалидов изделиями медицинского назначения не входит в компетенцию управления здравоохранения. Для уточнения вы можете обратиться в департамент комитета труда, социальной защиты и миграции МЗСР по Актюбинской области по адресу: улица Маресьева, 101.
— Может ли психолог, работающий в учреждении здравоохранения, к примеру, в госполиклинике, частной лечебнице, давать заключение на медико-социальную экспертизу?
— В соответствии с приказом министра здравоохранения и социального развития РК от 5 мая 2015 года № 321 «Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии» психолог может быть членом врачебно-консультативной комиссии лечебной организации, выдающей заключение на медико-социальную экспертизу.
— Думаю, выражу общее мнение, если скажу, что в отдел квот облздрава люди приходят не от хорошей жизни. И не обращались бы, если бы не крайняя нужда… Чиновники от здравоохранения порой ведут себя так, как будто это их личная вотчина. Я оформляла квоту на мужа в нейрохирургический центр в Астане с тяжелым сердцем: пугала неизвестность и необходимость каждый раз сталкиваться с вечно недовольным специалистом, которая занималась нашими документами. Наконец-то все позади, и я пришла сдать билет супруга, чтобы получить компенсацию. Но в кабинете сидела уже другая девушка.
— Почему один билет, он что ездил сам, без сопровождающего? Разве вам не сказали, что нужно решение (ВКК или МСЭК) о том, что такой больной нуждается в сопровождении. Тогда бы вам оплатили и ваш билет, — спросила она.
Что я ей могла ответить? Единственное, что сказала:
— Спасибо вам. Пожалуйста, оставайтесь такой же приветливой и открытой, большего нам не надо, а то каждый раз идешь, как на Голгофу.
В коридоре услышала, что ее предшественница попала в больницу. Желаю ей здоровья и надеюсь, испытав то же, что и мы, она начнет относиться к прямым обязанностям как и полагается тем, кто оказывает услуги населению. И еще, я рада, что пришлось столкнуться с позитивным отношением работников облздрава, иначе навсегда решила бы, что там работают одни бессердечные бюрократы, которым их работа в тягость. Кто должен информировать тех, кто сопровождает больных на операцию по квоте, о наших правах и действиях?
— На основании решения областного маслихата от 18 июня 2008 года «О порядке оплаты проезда больных и сопровождающих их лиц» областное управление здравоохранения производит ежемесячно оплату больных и сопровождающих их лиц, направляемых в республиканские клиники, для получения высокоспециализированной медицинской помощи на основании всех подтверждающих медицинских документов.
При наличии у пациента инвалидности оплата проезда по квоте производится за счет средств бюджетов районов и города Актобе. Городской отдел занятости и социальных программ на основании решения облмаслихата от 11 февраля 2010 года № 281 «Об оплате проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, инвалидов 1, 2, 3 групп, инвалидов с детства до 16 лет и сопровождающих их лиц» оплату проезда участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, приравненным к ним, инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства до 16 лет, направляемым по медицинским показаниям на лечение в пределах РК, и сопровождающим их лицам, производит один раз в год.
Необходимость сопровождающего лица для пациента решает врачебно-консультативная комиссия (ВКК) поликлиники по месту жительства, о чем дается заключение.
В отношении нетактичного поведения специалиста управления нами была проведена соответствующая проверка. Ответственным напомнили о необходимости соблюдения принципов этики и деонтологии в общении с пациентами и их родственниками.
— Оправдало ли себя введение врачей общей практики?
— Государственная программа развития здравоохранения на 2011-2015 годы предусматривает полный переход здравоохранения на обслуживание населения врачами общей практики. Главное преимущество этих специалистов в том, что они наблюдают и лечат всю семью, начиная с периода новорожденности до глубокой старости. Это мировая тенденция, оправдавшая себя на протяжении многих десятилетий.
— Скажите, пожалуйста, как решается проблема больных, страдающих хронической почечной недостаточностью? Мой родственник страдает этим недугом, говорят, что их число с каждым годом растет.
— Из года в год мы увеличиваем государственный заказ на обеспечение пациентов данной категории гемодиализом. Кроме того, с прошлого года на базе областной больницы практикуется трансплантация почек от родственных доноров пациентам с терминальными формами заболевания. В этом году выполнено 7 пересадок почек. Все операции прошли успешно. Проблема на сегодня заключается в обеспечении нуждающихся в трансплантации больных донорским органом.
— Я работаю. У меня нет возможности отвести ребенка к стоматологу. К тому же в детской поликлинике большие очереди. Нельзя ли как-то решить этот вопрос?
— Напомню, в прошлом году был открыт филиал городской детской стоматологической поликлиники в здании медицинского колледжа. В этом году дополнительно будут развернуты 10 стоматологических кабинетов на базе городских школ. В планах открытие кабинетов во всех школах с численностью учащихся от 800 детей и выше.
В связи с актуальностью проблемы мы планируем строительство новой стоматологической поликлиники.
— У меня катаракта, почти ничего не вижу. Несколько раз пытался лечь в больницу за городом на операцию, но там всегда нет свободных мест. Помогите мне, пожалуйста, вернуть зрение!
— К сожалению, общее число страдающих катарактой в нашей области очень большое. Даже при напряженном графике работы врачей-офтальмологов медицинского центра ЗКГМУ имени Марата Оспанова очереди сохраняются. Разгрузить их призвано открытие амбулаторного центра офтальмологии и микрохирургии глаза на базе городской поликлиники № 3.
В этом центре, помимо операций при катаракте, организована работа глаукомного кабинета, который принимает пациентов из всей области, и кабинет коррекции зрения для лечения самых распространенных заболеваний глаза у детей (близорукости, косоглазия и т.д.). Центр оснащен самой современной медицинской техникой и оборудованием. Специалисты прошли обучение в клиниках Алматы, Уфы, Санкт-Петербурга и Москвы.
— Расскажите, пожалуйста, что предпринимается вами для улучшения работы «скорой помощи»?
— Ежегодно жители области поднимают проблему работы городской станции скорой и не-отложной медицинской помощи. И это естественно: из года в год растет численность населения облцентра, расширяется зона обслуживания за счет строительства новых микрорайонов.
Для решения этой проблемы сделано следующее — увеличена численность выездных медбригад ГССНМП. В поликлиниках открыты службы по обслуживанию вызовов в часы работы поликлиники, на базе филиала поликлиники в микрорайоне Болашак дополнительно открыта подстанция ГССНМП. В сельских округах Актобе предусмотрена организация круглосуточных дежурств врачей сельских амбулаторий во время весенне-осенней распутицы и зимней непогоды.
— Слышала, что у нас будут делать операции на сердце при аритмии. Когда и где это будет?
— Это заболевание является опасным, так как аритмия может повлечь за собой фибрилляцию желудочков, в результате чего больной может умереть. Существуют консервативные и оперативные методы лечения. Какой вариант подходит в конкретном случае, может определить только квалифицированный кардиолог.
С учетом важности скорейшего решения этой проблемы в этом году принято решение об открытии специализированного центра на базе областной клинической больницы, специалисты которого займутся вопросами высокотехнологичного обследования и лечения различных форм нарушения сердечного ритма. Необходимое оборудование уже приобретено. Скоро пациентам будут доступны самые передовые достижения мировой медицины, и они смогут лечиться, не выезжая в Астану или клиники зарубежья.
— Что облздрав делает для уменьшения очередей в поликлиниках?
— Справедливости ради хочу заметить, этот вопрос, благодаря введенным в строй новым поликлиникам, разукрупнению существующих, строительству СВА в пригородной зоне, находит позитивное решение.
Ежедневный мониторинг специалистами управления обращений на блог руководителя, Call-центр, сведений от служб поддержки пациентов в поликлиниках и сводок ГССНМП свидетельствуют: эта проблема постепенно теряет свою актуальность. Очереди создавались по утрам, когда пациенты спешили сдать анализы в лабораторию и записаться на прием к врачу в регистратуре. Сейчас благодаря введению талонной системы, созданию нескольких пунктов забора крови очереди уменьшились.
Нами изучен опыт организации работы поликлиник в части внедрения информационных технологий в Астане, Алматы, Павлодаре. До конца года в ряде поликлиник Актобе будут внедрены электронные очереди в регистратуру и на прием к специалистам. Работа в этом направлении уже начата.
Жанат СИСЕКЕНОВА