Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кабинка комфорта, или Капкан замкнутого пространства

Лифт в многоэтажном доме не только обеспечивает удобство передвижения, но и является местом повышенной опасности.

[box type=»shadow» ]Профилактика

Если вы заметили, что лифт плохо работает, часто останавливается или дверцы не сразу открываются, обязательно сообщите в отдел ЖКХ, ДЧС, обслуживающую компанию и горакимат.[/box]

Контроль равно безопасность

В 330 высотках Актобе эксплуатируется 655 лифтов, из них у 259 превышен нормативный срок использования (свыше 25 лет), соответственно, они представляют прямую угрозу жизни для пользователей. Основные причины поломки лифтов: неисправность, перегрузка, нарушение техники безопасности и устаревшее оборудование. Львиная доля лифтов по всей стране эксплуатируется более 25 лет.
Наличие на рынке компаний-однодневок, занимающихся монтажом, эксплуатацией и экспертизой подъемников, тоже создает большие проблемы в этой сфере. Профессионалов остается все меньше. Один из них – директор ТОО «Хаус Мастер Актобе» Бакытжан Книсарин. Фирма занимается поставкой оборудования, монтажом, эксплуатацией и техобслуживанием лифтов независимо от грузоподъемности. Услуги предоставляются по регионам Западного Казахстана.
Средняя оплата за лифт с квартиры — от 500 до 700 тенге. Эту приемлемую сумму многие не платят, поэтому сегодня спектр деятельности ТОО – обслуживание лифтов юридических компаний. Это торговые дома, госучреждения. Дочернее ТОО «Ақтөбе Қызмет» обслуживает лифты в Болашаке, 11-м и 12-м микрорайонах, Жилгородке.
– Единственный механизм решения проблем лифтового парка – это программа модернизации жилья. Но горожане все еще с недоверием относятся к ней, не понимают явных преимуществ, – говорит Книсарин. – Представьте себе масштабы: почти 300 подъемников Актобе исчерпали рабочий ресурс! Необходимо прекратить их эксплуатацию до капитального ремонта, чтобы не повторилась трагедия, когда погибла женщина в лифте одной из многоэтажек.

[box type=»shadow» ]Вынужденная рокировка

Более половины лифтов Актобе произведено на Могилевском заводе лифтового машиностроения. Долгое время они оставались самыми доступными по цене и более-менее комфортными. К сожалению, после февральских санкций белорусы вынуждены были уйти с рынка, уступив нишу более дорогим европейцам и азиатам. Сегодня лидируют производители Турции, Китая, Кореи и соседней России.[/box]
Его опасения небеспочвенны. Еще восемь лет назад нелегальным механикам-лифтерам без соответствующих документов отказали бы в допуске к оказанию услуг. Сегодня, в том числе из-за моратория на проверки деятельности субъектов МСБ, недобросовестные работники заполнили рынок.
В этом сегменте сферы ЖКХ зарегистрировано 27 частных компаний, но только шесть прошли аккредитацию в 2020 году. У остальных отсутствуют свидетельство национального стандарта, аттестат на обслуживание и лицензии на строительно-монтажные работы. Даже без этих разрешительных документов частники пробивают себе дорогу и продолжают оказывать услуги.
Контролировать таких предпринимателей сложно, чем они нередко и пользуются. А жильцы верхних этажей готовы платить за удобство кому угодно и сколько угодно. Дальнейшая эксплуатация и техобслуживание механизма их не заботит до первого ремонта.

[box type=»shadow» ]В Актобе с 2018 года начали заменять лифты за счет местного бюджета в рамках программы развития регионов до 2020 года. За пять лет обновлено 55 лифтов. До конца года планируется замена 93 за счет республиканского бюджета. Останется 146 лифтов с истекшим сроком эксплуатации, поэтапно их тоже обновят.[/box]
Оттого договоры между тем, кто предоставляет необходимый сервис, и жильцами играют важную роль для безопасного продления срока службы лифтов. С учетом такой ситуации Бакытжан Книсарин считает, что в этом сегменте необходим жесткий контроль.
Большую роль, по его мнению, играет человеческий фактор. В качестве примера Книсарин привел следующий случай. К ним обратился застройщик дома в Батыс-2. Перед установкой лифта владелица компании хотела получить заключение эксперта. Проверка показала: кабина и станция управления собраны непрофессионалами. Об установке не могло быть и речи.
– Будущим новоселам повезло, что предпринимательница оказалась добросовестным и социально ответственным застройщиком. После нашего заключения она приняла решение отказаться от некачественного лифта, обезопасив людей от неминуемой угрозы, – прокомментировал собеседник.

[box type=»shadow» ]Правила поведения

Если лифт внезапно остановился, следует:
– не паниковать и не нажимать на все кнопки подряд;
– не пытаться разжать дверцы;
– не открывать люк;
– нажать на кнопку вызова диспетчера, в случае ее неисправности звонить по мобильному телефону в аварийную службу или родственникам;
– громко звать на помощь.

В случае падения лифта:
– нажать на кнопку «стоп»;
– не нажимать на кнопку, открывающую дверь;
– принять безопасную позу: прижаться спиной к стенке кабины, сесть на корточки и упереться руками в пол. Можно лечь на пол лицом вниз в центре кабины, закрыть голову руками, уткнувшись в сумку.[/box]

Лифт как самолет

Специалист ПТ «Волчанский и К» Андрей Крайтер обслуживает грузоподъемники более 20 лет.
– Лифт, как самолет, техника ресурсная. Поэтому каждые пять лет нужно проводить экспертизу на продление срока, причем с предписаниями по устранению неполадок, – говорит он. – Зачастую нерадивость председателей КСК, ОСИ, а также безграмотность жильцов сокращают сроки эксплуатации и выводят механизмы из строя.
Андрей утверждает, что старых лифтов не бывает, необходимо вовремя проводить диагностику. Реанимации подлежит любой убитый лифт, поэтому важно качество ремонта. Иногда вместо установки нового затратного можно провести процедуру реабилитации стоимостью в 50 000 тенге, что позволит сэкономить деньги жильцов.
В штате ПТ три электронщика (не путать с электромеханиками. – Прим. авт.). Перед приемом на работу их проверяли на стойкость, выдержку, спокойствие и наличие других важных для этой работы черт характера. Это не прихоть руководства, а жесткая производственная необходимость.

[box type=»shadow» ]
Ремонт лифтов можно провести по госпрограмме «Нұрлы жер». Для участия в ней требуется согласие 2/3 жильцов подъезда на общем собрании с утверждением протокола. Государство готово предоставить кредит со ставкой 0,1% сроком на 7 лет.
[/box]
– Представьте, под лифтом 38 метров пропасти. Застрявшие в нем жильцы не всегда терпеливы, просят мгновенно запустить кабину. Иногда от угроз дело доходит до истерики, люди начинают пинать дверцы, – рассказывает Андрей. – Без выдержки и холодной головы в таком деле не обойтись.
Большой вред хозяйству наносит и неграмотное пользование гражданами передвижным устройством. Отсутствие культуры поведения в пассажирском или грузовом лифте периодически выводит их из строя. А ведь это система блочная, в которой все разбирается, меняется и ремонтируется.
На наш вопрос о кадрах Андрей Крайтер отвечает, что с лифтерами, диспетчерами и администраторами проблем нет, требуются специалисты среднего технического звена. Кстати, и в ТОО «Хаус Мастер Актобе» вынуждены принимать на работу слесарей КИПиА, электриков, работников связи. Их перепрофилируют в специалистов по обслуживанию лифтов, затем они проходят практику и устраиваются на работу.

Нургуль АРИНОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"