Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как формируются тарифы

Утверждение тарифов на все коммунальные услуги в Республике Казахстан осуществляется строго в соответствии с требованиями законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках. Данное законодательство предусматривает контроль и регулирование деятельности субъектов в сфере естественных монополий и ценообразование субъектов-доминантов, а также направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов.

Для обеспечения прозрачности процедуры утверждения тарифов на услуги субъектов Агентство по регулированию естественных монополий РК при рассмотрении заявки на изменение тарифов проводит экспертизу проектов тарифов с привлечением независимых экспертов, потребителей и их общественных объединений. Также в целях защиты прав потребителей в сфере тарифной политики путем обеспечения прозрачности деятельности субъектов в обязательном порядке проводятся публичные слушания, информация о которых заранее публикуется в СМИ. Участие в публичных слушаниях является правом каждого потребителя.

При утверждении тарифа на регулируемые услуги применяются Правила об особом порядке формирования затрат, которые в свою очередь направлены на недопущение необоснованного роста тарифов и содержат ряд ограничений по уровням и статьям затрат, учитываемых при формировании тарифов.

Тарифы на коммунальные услуги зависят от многих факторов, складывающихся как на мировом рынке, так и на внутреннем. Тарифы зависят от стоимости топлива (газ, уголь, мазут), ГСМ, запчастей, ремонтных работ. Цены на эти товары и услуги формируются в конкурентной среде.

Главной причиной изменения цен на электроэнергию является увеличение тарифов на производство электрической энергии. Именно в тариф на производство заложена инвестиционная составляющая.

Причинами повышения тарифов на услуги водоснабжения и канализации, в основном, являются увеличение стоимости электрической энергии, химреагентов, материалов, расходов на ремонтные работы, включение результатов переоценки основных средств и др. Кроме того, на тариф оказывает влияние реализация инвестиционных программ, направленных на реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения.

Основной причиной роста тарифов на теплоснабжение является рост стоимости топлива, которая в структуре тарифа на производство тепловой энергии составляет 50-70 процентов.

Необходимо отметить, что ряд регионов республики (юг Казахстана и Костанайская область) используют в качестве топлива газ, импортируемый из Российской Федерации и Республики Узбекистан. Влияние на тарифы теплоснабжения оказывает также стоимость ГСМ, запчастей и ремонтных работ.

Главной причиной роста цен на услуги газоснабжения являются изменение стоимости покупного газа, а также изменения тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям.

 

Куда уходит тепло?

Общие потери энергии в существующих системах тепло- и горячего водоснабжения в отдельных регионах Казахстана достигают 40 процентов. Потенциал энергосбережения в секторе теплоснабжения и теплопотребления, по оценкам экспертов, составляет не менее 20 процентов, и 32 процента общего потенциала ресурсосбережения приходится на ЖКХ.

Специалистами подсчитано, что до 70 процентов теплопотерь в обычном здании «обеспечивают» окна и двери. До 30 процентов теряется через кровлю и стены. В итоге на обогрев одного квадратного метра в Казахстане требуется в четыре раз больше топлива, чем в такой же холодной стране, как Финляндия: 240 против 82 кВт/кв.м в год.

Еще одним условием необходимости проведения модернизации ЖКХ является высокий, местами до 70-80 процентов, износ сетей и оборудования, устаревшие технологии, социально ориентированные тарифы и недостаточное финансирование проектов ЖКХ. Такая ситуация наблюдается во многих странах постсоветского пространства.

По данным местных исполнительных органов, 32 процента жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте.

Понимая необходимость реформирования этой жизненно важной отрасли, Правительством РК в соответствии с поручениями Главы государства реализуются рассчитанные до 2020 года Программы модернизации ЖКХ и «Ақ бұлақ».

В Программе модернизации предусмотрены целевые показатели, которые можно разделить на количественные и качественные.

К 2020 году планируется модернизировать более 81 тысячи километров сетей, из которых к 2015 году будет модернизирована 31 тысяча, из них: по Программе модернизации ЖКХ — 24,4 тысячи, по Программе «Ақ бұлақ» — 6,7 тысячи. Долю объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта, предлагается снизить к 2015 году с 32 до 22 процентов, а к 2020 году — до 10 процентов.

Качественные показатели: не менее 50 процентов потребителей к 2015 году должны быть удовлетворены качеством коммунальных услуг, доля объектов, самостоятельно обеспечивающих нормативную эксплуатацию жилого фонда, к 2015 году составит 80 процентов.

Учитывая ошибки прошлых лет, в рамках Программы делается упор на формирование «эффективного собственника».

Как отметил Глава государства, «собственники квартир должны реально участвовать в процессе управления домами и реально ощущать выгоды от этой Программы».

Поэтому в апреле 2012 года и в феврале 2013 года в Программу модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы были внесены поправки, а именно:

1) объединение двух механизмов путем перехода на трансферты специализированным уполномоченным организациям с 2013 года;

2) установление прогрессирующего объема предварительных накоплений собственников: с 2013 года — 3 процента, с 2014 года — 5, с 2015 года — 7 процентов;

3) для малообеспеченных семей (граждан) размер платежей за выполненные работы за 1 квадратный метр полезной площади помещения (квартиры) в месяц не должен превышать 5 процентов от МРП. Помощь оказывается тем, чьи расходы на коммунальные услуги превышают долю предельно допустимых расходов (8 процентов от среднемесячного дохода) семьи на эти цели, при условии, что на имя собственника зарегистрирована только одна квартира с проживанием в ней.

С целью участия активизации собственников квартир в выборе видов работ и удешевления стоимости проведения ремонтных работ собственникам квартир предлагаются виды ремонтных работ с указанием ориентировочной стоимости.

Подвал. Работы по ремонту общедомовых сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, установке общедомового прибора учета тепловой энергии и автоматизированной системы регулирования теплопотребления, проведению энергосберегающего освещения, ремонта стен, потолка и пола подвала.

Подъезд. Установка энергосберегающих подъездных окон и дверей, ремонт подъезда, установка домофона, почтовых ящиков и прочего подъездного оборудования.

Кровля. Ремонт и утепление кровли энергосберегающими материалами, при этом возможно изменение конструкции кровли с плоской на скатную.

Фасад. Ремонт и утепление фасада, изменение внешнего вида жилого дома.

Лифт. Работы по ремонту либо замене лифтов и лифтового оборудования.

Текущий ремонт. Выборочный текущий ремонт отдельных элементов и конструкций зданий.

Таким образом, собственники квартир (помещений) сами могут выбрать пакеты, исходя из состояния жилого дома.

 

Экономим!

Еще одним немаловажным фактором является внедрение инновационных технологий в многоэтажном жилом доме. Главными их преимуществами являются:

1. Экономия энергоресурсов

Поквартирный учет энергоресурсов позволяет потребителям оптимизировать расходы, а общедомовой учет позволяет сводить общий баланс потребления, и в случае их несоответствия искать причины потерь. Учет позволяет анализировать объемы потребления энергоресурсов и служит одним из важных инструментов экономии. Управление освещением в подъездах и придомовой территории в зависимости от времени суток и присутствия людей позволяет получить до 80 процентов экономии электроэнергии. В случае установки узла учета тепла за счет регулирования температуры теплоносителя возможна экономия на теплоснабжении до 60 процентов.

2. Экономия на устранениях последствий возможных аварий

Оперативное отслеживание и своевременное устранение аварийных ситуаций, таких как утечка газа, протечка воды, задымление, пожар и т.д., позволяют экономить как жильцам, так и управляющей компании немалые средства на устранение последствий аварии, не сопоставимые с расходами на установку системы диспетчеризации.

3. Экономия на эксплуатационных расходах

Диспетчеризация позволяет содержать минимальный штат специалистов по обслуживанию и эксплуатации дома: электриков, сантехников и т.д. Аварийные ситуации оперативно прослеживаются диспетчером, выявляется точный характер аварии.

4. Безопасность

Важный приоритет при выборе квартиры. Оснащение дома системами видеонаблюдения, контроля доступа, тревожной сигнализации с выводом их на диспетчерский пункт позволит жильцам чувствовать себя в безопасности, а дом получит дополнительную инвестиционную привлекательность.

В 2012 году по Программе модернизации ЖКХ отремонтирован, с установкой прибора учета тепла и автоматизированного теплового пункта, дом в Астане по улице Куйши Дина, 37. Ниже представлены данные, которые демонстрируют снижение тарифов после ремонта в стандартной трехкомнатной квартире (58,8 кв. метров).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международный опыт

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт организации жилищно-коммунальных служб в рамках государственного и частного секторов.

Опыт стран Восточной Европы по управлению многоквартирными домами показывает, что собственники жилья объединяются в товарищества собственников жилья (ТСЖ — аналог казахстанского КСК) и привлекают на конкурсной основе профессиональную сервисную компанию, которая выполняет все виды работ, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома. ТСЖ лишь проводит мониторинг и контроль выполненных работ. В случае неудовлетворенности качеством предоставленных услуг принимается решение о привлечении другой сервисной компании.

В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ наблюдается, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки.

Следует принять во внимание, что государственное регулирование коммунальной инфраструктуры в развитых странах не только не упразднено, но и претерпело глубокую эволюцию под воздействием специфических потребностей в той или иной отрасли ЖКХ.

Принимаемые государственные программы в этих странах нацелены на повышение энергоэффективности жилищного фонда путем вовлечения местных органов власти, собственников и арендаторов жилья.

 

Колонка "Взгляд"