Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как китайский автопром влияет на отечественный рынок

Две трети проданных новых автомобилей в нашей области приходится на отечественную сборку.
По данным Казахстанского автомобильного союза, в июне продажи новых автомобилей по сравнению с маем выросли на 30,2%, до 16 688 легковых авто и коммерческой техники. Всего же за шесть месяцев было продано 83 145 железных коней, что на 0,1% меньше, чем за первое полугодие 2023 года (83 220 единиц).

Железные кони

– Продажи новых автомобилей по-прежнему на уровне прошлого года, однако неконтролируемые поставки по серым каналам, без прохождения проверок и сертификации, ставят под угрозу экономическую стабильность и безопасность страны, а также представляют серьезные проблемы для потребителей. Серый ввоз стимулирует недобросовестных продавцов к подделке документов и уклонению от уплаты обязательных платежей и налогов. При покупке проверяйте автомобиль на оплату всех пошлин и юридическую чистоту, – говорит президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
Первую строчку в Топ-10 самых продаваемых автомобилей в июне продолжает занимать Hyundai (3 522 единицы), что на 16,6% меньше по сравнению с июнем прошлого года. Kia на второй позиции – 2 979 проданных автомобилей (+19,1%). Chevrolet на третьей строчке – 1 815 авто. Правда, продажи данного бренда упали более чем в два раза (-55,1%). Chery возвращает четвертую позицию – 1 239 единиц (+39,2%). На пятом месте в июне и впервые в этом году Toyota. Продано 1 130 автомобилей данной компании, а это превышает уровень июня прошлого года более чем в два раза (+125,1%). Далее по списку: JАС (1 128 единиц, или +39,6%), Haval (674 авто, или +11,2%), Jetour (662 автомашины, или +549%), Geely (628 единиц/+127,5%) и Changan (518 авто/-29,5%).
На вершине десятки самых популярных моделей в июне снова Hyundai Tucson (1 884 авто). Chevrolet Cobalt на второй позиции (1 440), замыкает тройку обновленный Kia Sorento (904). На четвертом месте Kia Sportage – 867 кроссоверов, пятая позиция у Chery Tiggo 2 (541 единица). Далее по списку: новейший Hyundai Santa Fe (472 единицы), Kia Ceed (434 авто), Toyota Hilux (419 автомашин), Hyundai Elantra (354 единицы) и Kia Cerato (341 авто).
По итогам шести месяцев в зачете брендов лидирует Hyundai (18 282 автомашины/-15,3%), на второй строчке Kia с результатом 11 520 реализованных автомобилей (-6,9%), Chevrolet с 7 974 проданными автомобилями (-63,2%) завершает полугодие на третьем месте.
Дилеры Chery реализовали 6 667 кроссоверов и седанов (+56,4%). Jac – 5 150 единиц (+121,9%). Toyota переместилась на шестую позицию (4 514 авто/+22,3%), Changan на седьмом месте (4 214 автомашин/+78,1%), на восьмом – Haval (4 170 единиц/+55,1%). Jetour (3 888 единиц) и Geely (3 255 авто/+178%) замыкают десятку самых продаваемых марок в первом полугодии 2024 года.
По данным ОЮЛ «Казахстанский автомобильный союз», за январь-июнь 2024 года в Актобе продано 2 294 новых легковых автомобиля, из них отечественной сборки 66%, или 1 502 единицы.

Бренды Поднебесной

Анар Макашева рассказала, как китайский автопром влияет на конъюнктуру отечественного рынка железных коней.
– В целом все автомашины, которые импортируются в Казахстан, – игроки рынка. Это влияет на уровень объема производства в нашей стране. Китайский автопром конкурирует с японским и другими азиатскими, а также европейскими производителями. Сейчас этот тренд идет вверх. А ведь раньше такого не наблюдалось, чтобы китайских авто было так много в Казахстане. Почему так было и почему так стало? С чего вообще начинался китайский автопром? С сотрудничества между Советским Союзом и Китаем по ВАЗу, ГАЗу и так далее. Например, в некоторых регионах КНР до сих пор сохранились предприятия, похожие на Горьковский автозавод, но в настоящее время производящие машины под брендом FAW.
Несомненно, на китайское производство повлиял советский автопром. Но в какой-то момент все европейские и азиатские бренды стали сотрудничать с Китаем. Они договорились, что зайдут на рынок КНР, построят заводы и внедрят свои технологии. Volkswagen, Toyota, а также Jaguar Land Rover с флагманской моделью компании Range Rover. Но при одном условии: техрегламент для китайского рынка будет другой, отличающийся от европейского и американского. А автомобили, производимые в КНР, будут только для внутреннего рынка, но не для экспорта, – рассказывает Анар Макашева.
Что же произошло дальше? И японский, и корейский автопром получили начало с небольших машин. Затем технологии развивались, каждый раз качество улучшалось, и, таким образом, сейчас мы видим уже технологичные современные авто. То же самое происходило и в Китае.
Президент Казахстанского автомобильного союза приводит в пример китайскую Chery Automobile, у которой есть флагманский бренд Chery и 58 суббрендов. Или Geely Automobile. Другие группы получили развитие в Китае и начали конкурировать между собой.
Китайский рынок очень большой, а покупатель со временем, конечно, хочет купить красивую машину. И такую, чтобы она отличалась от других в этом сегменте. Поэтому каждый китайский автопроизводитель решил создать суббренды для того, чтобы завлечь покупателя и, что очень важно, оставить его внутри «своей семьи».
– Таким образом развивался китайский автопром. Сейчас на рынке КНР представлено больше 500 марок автомобилей. Ежегодный объем производства увеличивается. Китайский автопром растет технологически и составляет ощутимую конкуренцию на глобальном рынке, – продолжает Анар Макашева.
Китайские авто, заходящие на казахстанский рынок, адаптированы под наши условия. В них очень много опций, и потребитель уже внимательно присматривается к авто из Поднебесной. В нашей стране официально представлено 11 брендов автопромышленности КНР. Один из них (Chery) вошел в ТОП-5 продаж на нашем рынке.

Дядя, купи слона

Это говорит о том, что наш казахстанский потребитель любит новые технологичные машины, отличные от других. Не такие, как у соседей, образно говоря. И здесь большую роль играет соотношение цена/качество.
Но все это касается авто, покупаемых у официальных дилеров. Те, кто занимается серым ввозом автомобилей из КНР, не несут никакой ответственности. Они не отвечают ни за сервис, ни за гарантию для нашего потребителя. Есть такое расхожее выражение «продает слона». То есть игрушку, с которой потребитель потом не сможет справиться. Он просто не будет знать, куда идти чинить, где покупать запчасти.

 

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"