Стать хорошим музыкантом нелегко. Для этого нужные не только природные данные, но и годы учебы, а потом и десятилетия работы. А вот перестать быть музыкантом очень легко. Достаточно решить, что это не профессия, что это несерьезно – и готово, одним музыкантом меньше. Герой сегодняшней публикации прошел путь от клубного работника до профессора, ни разу не свернув в сторону, не допустив мысли, что музыка – это не работа.
Кайыргали Кожанбаев сам себя не считает удавшимся музыкантом: «Была бы возможность – уехал бы в Москву или Ленинград, учился бы там, может и добился бы чего существенного». Но это со стороны виднее, а актюбинской земле на самом деле повезло, что такой человек работает здесь. Профессор и дирижер Кожанбаев – композитор, первый директор актюбинского музыкального училища, ныне колледжа, первый и бессменный руководитель оркестра казахских народных инструментов областной филармонии. При этом всем, несмотря на возраст, человек прямой и бескомпромиссный, бодрый и с чувством юмора.
О себе
— Я родился в 1938 году в тогдашней Гурьевской области, в бывшем Махамбетовском районе. После окончания десятилетки полтора года проработал в районном доме культуры. А в 1957 году поступил на подкурс консерватории. Консерваторию закончил в 1964 году, — начинает рассказывать Кожанбаев.
После окончания консерватории встал вопрос: куда дальше? Ехать по распределению или оставаться в Алма-Ате? В свободное плавание в то время выпускников не отпускали. Молодому парню, конечно же, хотелось остаться.
— И я пошел туда, где успел уже поработать – на «Казтелерадио». Я там был музыкальным редактором. Пошел к главному редактору, композитору Байдильдаеву, и спросил: нужен я ему дальше или нет? «Нужен, нужен! Не ходи на распределение, я сам приду, тебя отпрошу», — пообещал главный.
Успокоившийся Кожанбаев на распределение не пошел, а Байдильдаев… не пошел тоже. Пришлось паковаться и ехать в Актюбинск. Тем паче тут уже ждали.
— Тогдашний директор актюбинской филармонии Турдыбек Оспанов на это распределение приехал, услышал, что есть дирижер из Гурьева, и забрал к себе. Меня пытались оставить в консерватории, но после распределения было уже поздно: документы лежали в министерстве культуры.
Оспанов пообещал молодому дирижеру оркестр, но на момент приезда оркестр был только в планах. Не было даже профессионального училища, чтобы обучить оркестрантов. «Не переживай, дорогой, не в этом году, так в следующем сделаем оркестр!», — успокоил Оспанов. А пока дело шло к оркестру, выпускник консерватории Кожанбаев стал работать в культпросветучилище. Преподавал домбру, дирижирование, гармонию, теорию.
— Приходило приглашение в Алма-Ату, но директор училища Баймуратов спрятал его под сукно, — смеется Кожанбаев.
Когда пришло второе приглашение, ехать было невозможно: в Актюбинске уже была семья, а Алма-Ата предоставляла только одно место в общежитии. Так наш город стал второй родиной для Кайыргали Кожанбаева. А оркестр при филармонии, точнее ансамбль, все же сделали.
Надо сказать, что в культпросвет Кожанбаева «одолжили» на год. Но проработать там пришлось до 1971 года, пока не открылось музыкальное училище.
— Я работал директором музучилища до 1989 года. Когда в 1984 году случился пожар, помню, сказал себе: если смогу восстановить училище после пожара, то уволюсь с чистой совестью. Если нет – буду работать, — говорил Кайыргали Усенгалиевич.
Училище восстановили. Кожанбаев ушел работать на только что открывшуюся музыкальную кафедру пединститута. А в 1998 году на такое же музыкальное отделение колледжа «Дуние».
В 2003 году наш герой приступил к осуществлению своей давней мечты: созданию казахского оркестра. Руководство области пошло ему навстречу.
Через некоторое время оркестр небывалого размера – шестьдесят инструментов – был создан. Я была на его первом концерте, писала отчет с этого знакового события. «Шестьдесят женихов и невест», «От классики до кюев» — вот мои тогдашние впечатления. Так продолжается до сих пор: широчайший диапазон, блестящие солисты и на первом плане, как и тогда – дирижер, прямой станом, прямой речами.
О работе
— Так легко ли быть музыкантом?
— Сколько лет ты учишься, чтобы стать им? Восемь лет в музыкальной школе, еще пять в колледже. Поступаешь дальше, учишься еще пять лет. И как после этого говорить, что музыкантом быть легко?
Это огромная проблема, когда люди считают культуру чем-то несущественным. Я слышал, как при мне прикидывали, сколько денег сэкономит бюджет, если закрыть филармонию. Хуже всего, когда так думают чиновники, у которых в руках власть. Они не понимают, что человек без культуры, даже сытый и здоровый, очень скоро одичает.
Музыкант – это не просто профессия. Это миссия. Как врач, как учитель.
— Во имя чего должен музыкант работать? Вы сами во имя чего продолжаете приходить на работу, хотя уже много чего добились?
— Все должны работать во имя родины, для людей. И музыканты тоже. Если тебе твой народ, твоя земля дали талант – надо благодарить, возвращать. А я хожу на работу, потому что всегда есть впереди какой-то идеал, к которому надо стремиться. Неважно, профессор ты или кто. Работай, не останавливайся.
— Сколько лет вы хотите заниматься музыкой?
— Наверное, всю жизнь, пока смогу. Там, наверху, лучше знают, сколько именно. Наша задача какая? Работать, быть честным, следить за собой. Вот и все.
Слово об Учителе
Али ЕРМЕКБАЕВ, дирижер эстрадно-симфонического оркестра областной филармонии:
— Это мэтр, у нас их не так много. Он из плеяды «Владимир Фоменко, Юрий Гафуров, Кайыргали Кожанбаев», открывшей музыкальный колледж, воспитавшей целое поколение музыкантов, работающих и в Казахстане, и за рубежом. Благодаря им в области укомплектованы многие коллективы. Он внес огромный вклад в развитие актюбинской музыкальной сцены. Также он талантливый композитор, грамотный профессионал, очень доброжелательный человек, всегда отзовется, поможет, подскажет, поправит. Он не сонный шал, у него активная гражданская позиция. Кайыргали Усенгалиевич может и подшутить, анекдот рассказать, какие-то байки из своей жизни. И одновременно он очень требовательный в плане работы – и к себе, и к другим. Дай Бог всем нам дожить до таких лет и оставаться на коне.
Кумис ЛУКПАНОВА, выпускница музыкального училища 1979 года:
— Я расскажу такой случай. В 1998 году, когда не только культура, все рушилось, я чуть было не пошла в бизнес из-за невостребованности своей профессии. Уже собрались открывать с подругой салон. И тут я в автобусе встречаю Кайыргали Усенгалиевича. Он, конечно, всех фамилий не помнил, но своих выпускников сразу узнавал, здоровался ласково: «Қалай, балам?». Вот и у меня спросил: «Қалай?». И когда услышал про салон, то сразу сказал: «Ну уже если педагоги со стажем начнут уходить из профессии, то что же это будет?». Он дал мне рекомендацию и помог устроиться на работу в колледж «Дуние». Там я его узнала не только как музыканта, но и как человека.
И уже когда стала работать в филармонии, то, конечно, всегда с радостью бросалась ему на шею, обнимала от души.
Я люблю этого человека за его открытость, честность, безмерную доброту и безусловную любовь к людям, к миру! Он меня этому и учил.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА