Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как повысить эффективность отечественной медицины?

Галымжан ЕЛЕУОВ, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член фракции партии «Nur Otan».

Казалось бы, сфера здравоохранения — одна из самых реформируемых отраслей в стране. Внедрена система обязательного медицинского страхования, реформы сменяют одна другую, как, впрочем, и министры, их проводящие, а нарекания населения, которые постоянно транслируются то через СМИ, то устами народных избранников, остаются неизменными.
И ведь все внедряемые изменения на самом деле всегда призваны улучшить систему здравоохранения, повысить доступность, да и качество медицинской помощи.
Тем не менее многие проблемы медицинской помощи не только остаются нерешенными, но и становятся более острыми, особенно в тех условиях, в которые ставит нас жизнь.
В условиях пандемии проблемы системы здравоохранения не просто стали очевидными даже для тех, кто никогда не интересовался медициной. От этих проблем, от того, что годами они не находили своего решения, система не выдержала проверки на прочность. Результатом стал прошлогодний коллапс, когда тысячи казахстанцев не могли попасть в больницы, получить не то что качественную медицинскую помощь — даже консультации по телефону.
Тут уже сказался и многолетний кадровый голод, и недооснащенность больниц, и негибкая централизованная система закупок, и поставки как лекарств, так и средств индивидуальной защиты, и медицинского оборудования, и комплектующих к нему и т.д.
Полагаю, чтобы наладить работу системы здравоохранения, необходимы комплексные меры и вовлечение практически всех государственных и местных исполнительных органов.
При проведении достаточно непопулярной реформы по внедрению системы обязательного социального медицинского страхования было понимание, что она тем не менее должна решить острый вопрос недофинансирования отрасли. С переходом на ОСМС финансирование увеличилось на 70%, при этом декларировалось выстраивание современной прозрачной тарифной системы.
Действительно, согласно официальным данным, на республиканском уровне, с учетом отчислений в рамках ОСМС, бюджет на здравоохранение составляет 1 триллион 800 миллиардов тенге — колоссальная сумма, которой, конечно, недостаточно, чтобы решить все проблемы отрасли, но уже сейчас могли бы позволить системе стать более гибкой, чтобы эффективнее реагировать на возникающие вызовы. Причем в эту сумму не включены средства, выделяемые на сферу здравоохранения на местах.
Но отсутствие открытости бюджета здравоохранения, непрозрачность процедур планирования, механизмов тарифообразования провоцирует еще большее нарастание кризиса доверия к системе со стороны населения.
Как врач и менеджер здравоохранения по опыту знаю, что установленные тарифы зачастую значительно занижены, не отражают адекватной стоимости медицинских услуг и не учитывают реальных потребностей медицинских организаций. Тариф на медицинскую услугу, например, на консультацию врача, может быть в десять раз ниже по сравнению с рыночной стоимостью такой услуги. В результате медицинские учреждения, выполняющие госзаказ, не могут составить конкуренцию частным клиникам, которые, в отличие от первых, за свой бюджет могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов.
В итоге система продолжает финансировать неконкурентные, убыточные больницы, не давая их руководству никакой мотивации для улучшения качества предоставляемых услуг. А казахстанцы продолжают жаловаться на низкий уровень медицинских услуг, ветхие здания, десятилетиями требующие ремонта. Не говоря уже о низкой оснащенности клиник современным медицинским оборудованием.
Благодаря стремительному развитию науки в мире постоянно появляются новые технологии, которые позволяют поднять точность диагностики и эффективность лечения на самый высокий уровень. И тем не менее мы по-прежнему остаемся за бортом прогресса, и все эти новые технологии недоступны для наших пациентов, для которых появление современного оборудования в стране зачастую в прямом смысле — вопрос жизни и смерти.
Полагаю, этот вопрос также мог бы быть решен путем правильного тарифообразования. Тарифы за медицинские услуги не предусматривают инвестиционную составляющую по медицинскому оборудованию. А значит, больницы не могут аккумулировать средства для обновления парка медицинской техники, чтобы иметь возможность закупать современное высокотехнологичное оборудование. В конце концов это в целом приводит к устареванию оснащенности инфраструктуры и препятствует внедрению современных методов лечения. А значит, пациенты теряют драгоценную возможность скорого излечения, а государство затрачивает еще большие деньги на их последующее длительное лечение.
В качестве примера можно привести лучевые ускорители — инновационное оборудование для высокоточного облучения злокачественных новообразований, которое если и доступно казахстанским пациентам, то далеко в недостаточной степени: в онкоцентрах страны такие установки можно пересчитать по пальцам, тогда как при нынешней численности населения и уровне заболеваемости реальная потребность в них в разы больше. И расположены они, конечно, в мегаполисах. И о какой равной доступности к высокотехнологичным медицинским услугам может идти речь в таком случае? Или, например, на мировом рынке медицинского оборудования уже давно появились высокоточные рентген-аппараты, которые не только значительно повышают достоверность диагностики, но и являются максимально безопасными для медицинского персонала, работающего с ним. А наши врачи вынуждены работать на рентген-оборудовании, по-прежнему подвергая себя постоянному риску облучения. И таких примеров множество.
То есть мировая наука развивается семимильными шагами, а мы по-прежнему не успеваем за прогрессом. Но даже и тому оборудованию, которым по счастливой случайности все же оказались оснащены наши больницы, грозит простой, ведь расходники к нему также не возмещаются в рамках тарифа. А покупать их за собственный счет больницам не по силам.
В конечном итоге выходит, что если медицинское учреждение хочет предоставлять своим пациентам высокоэффективные современные медицинские услуги, то ему придется делать это чуть ли не за свой счет? И даже пресловутый принцип «деньги следуют за пациентом» здесь не поможет, поскольку закупать и содержать высокотехнологичное оборудование в таких условиях просто нерентабельно.
Так что же может сделать отрасль конкурентоспособной и соответственно — инвестиционно-привлекательной, что в свою очередь сможет принести в сферу и самые современные технологии, и высокое качество медицинских услуг?
Прежде всего бюджетирование здравоохранения должно быть открытым не только на государственном уровне, но и в разрезе регионов. Причем хорошо бы принимать во внимание и бюджеты, выделяемые на задействованные отрасли (инфраструктура, строительство, связанные со здравоохранением). Тогда получилось бы формировать адекватные, справедливые и конкурентные тарифы за медицинские услуги, которые смогли бы привлечь к партнерству как внутренние бизнес-структуры, так и иностранных инвесторов.
Что до обеспечения оснащенности больниц и клиник современным оборудованием, существует простое и давно применяемое во всем мире решение: развитие системы лизинга. А централизация закупа оборудования поможет, с одной стороны, значительно экономить бюджетные средства за счет централизации закупок и консолидации объемов всей республики и снизить коррупционную составляющую — с другой.
И когда работать в государственной системе здравоохранения станет выгодно бизнесу, будут решены и вопросы кадрового голода (ведь высококвалифицированным врачам больницы смогут платить достаточно высокие зарплаты), и вопросы качества медицинских услуг с использованием современного и высокотехнологичного оборудования. И тогда казахстанцам уже больше не придется копить деньги на лечение в частных клиниках или за рубежом.

 

Колонка "Взгляд"